Прот. Андрей Ткачев
Дар благодати
Благодать Божия действительно многоразлична, и один ловит человеков, а другой - рыбу для ловца человеков. Но служить должен каждый. За рулем или за компьютерной клавиатурой; с иглой в руках или с совковой лопатой; за учительским столом или за профессорской кафедрой. Нет бесталанных людей, и нет бесполезных житейских навыков. Это можно писать на фронтонах храмов так же, как написали однажды на соборе в Троицкой Лавре: "Ведомому Богу". Мы платим чужим за квалифицированную помощь тогда, когда рядом с нами, быть может, на каждой Литургии стоит специалист в той же нужной нам области, готовый помочь и мучающийся в совести от сознания того, что он никому не приносит пользы. В наших храмах есть айтишники и дизайнеры, штукатуры и электрики, переводчики и заслуженные преподаватели. Почему мы не знаем друг друга? Почему мы не служим друг другу тем даром, которым каждый из нас обладает?
***
Помните такое прошение:
«Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».
Заступи - то есть встань между мною и опасностью.
Сохрани нас, Боже. Чем? Твоею благодатию. Человеку нужна благодать. Для того, чтобы помириться с тем, с кем поссорился.
Она нужна чтобы побороть какую-то злую привычку - курение, сквернословие, лень...
«Господи, дай мне благодать Твою». Когда это надо просить?
Когда тебе страшно, например, перед экзаменом или перед посещением зубного врача. Некоторые люди их панически бояться. Или при переезде. Или перед трудным делом. Или перед посещением кабинета начальника. Любая жизненная ситуация требует благодати Божьей.
Мы нуждаемся в ней. Просите.
Ведь жизнь какова? Просыпаешься утром уже уставшим.
Поэтому просите благодати в любых делах. Жизнь в радость, когда Бог рядом.
Корень греха - гордыня
Корневая система греха — это гордыня. Есть, кстати, существенная разница между словами «гордость» и «гордыня». Человек может быть горд своим народом или мать может быть горда своими детьми, если они выросли достойными людьми. Как отличить радость о чём-то (гордость) от гордыни, которое мы называем злом?
Если человек не замечает своих ошибок, не воспринимает критики, завидует другим, мучается от чужого успеха, не находит себе покоя не потому что ему плохо, а потому что другому хорошо, всё это есть проявление гордыни.
И в своих раздутых мечтаниях о себе, любимом, о том, что он есть нечто немаловажное, он готов даже с Господом Богом спорить. Все умрут, а я останусь. Это из этой оперы.
Все мы больны гордыней. Честно говоря, весь мир болен гордыней, потому что это тот самый яд, который впрыснул змей Еве в уши, обманув её… Почему, кстати, дьявол упал с неба? Потому что захотел быть выше Бога. И вот бывший архангел уподобился змею, ползающему во прахе. То есть он унижен. С высоты упал на землю. Вот он и дарит нам гордые мечты, чтобы нас унизить.
Человек, который спокойно и смиренно смотрит на себя и на окружающий мир, будет возвышен Богом. А дьявол пытается породить в человеке гордые мечты, чтобы опозорить его. Чтобы он тоже ползал на чреве в прахе, собственно, как и сам дьявол. Ползать на своём чреве и есть прах во все дни его жизни — это, несомненно, было для змея проклятием.
Вот ты, к примеру, бросил курить, пить, да ещё каждое воскресенье стал ходить в церковь. И что с тобой начинает происходить? Ты начинаешь осуждать людей, которые курят, пьют и в церковь не ходят. Желая стать ангелом, ты превращаешься в демона. Ты своё дело делай, но других не осуждай.
Это реальная опасность, которая подстерегает человека, когда он начинает делать хорошие дела. Чтобы долго делать хорошие вещи, и чтобы по-настоящему быть любимым другими людьми и Богом, необходимо воспитывать в себе смиренные мысли. И чем выше поднимается человек, тем большую нужду имеет в воспитании смиренных мыслей.
Внутренне богаты те, кто высоко о себе не думают. Это тяжелый труд. Труд невидимый. Как не видна и сама гордыня.
Сама жизнь человеческая — не прогулка. Она преподносит человеку испытания и всяческие нагрузки. Во-первых, человек стареет. Сама старость, когда тело меняется не в лучшую сторону, смиряет.
Мы испытываем опыт разлук, мы болеем, мы боимся смерти, у нас не всегда получается то, что мы хотим. Сама жизнь нас смиряет, потому что Богу угодно, чтобы заболевший гордыней человек, встречал на своём пути тысячи препятствий.
Чтобы он знал, что не он командует миром. То есть не мы хозяева мира и не мы им командуем. У мира есть царь и творец. И если мы смиримся, то нам будет легче жить. Надо смириться. Надо видеть во всём волю создателя.
Сама жизнь смиряет человека. Ну, и человек должен смиряться сам. Если человек верит в Господа Иисуса Христа, то Христос говорит ему:
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим».
Если мы сами этого делать не будем, то Господь будет нас ломать. Других вариантов нет. Он будет нас ломать, крутить, сжимать, расплющивать… Потому что Он не хочет, чтобы мы были как демоны. Он хочет, чтобы мы имели милосердие, сострадание, молитву, веру, радость, простоту… И поэтому сама жизнь нас будет смирять. Всех.
У одного из писателей были такие строчки: вот будет перед тобой стоять какая-то большая проблема, и нужно будет её решить. Вот спроси себя, что избрать — взять ли грубой силой или же смиренной любовью? И скажи самому себе: возьму смиренной любовью. И не проиграешь!
Нужно смиряться человеку. Но только не надо путать смирение с забитостью и униженностью. Смирение — это добродетель сильного человека. Человека, который умеет обуздывать свои страсти. Умеет терпеть боль. Умеет наступать на горло своим амбициям. Умеет отличать главное от второстепенного. Смирение — это высшая степень развития души.
Надо смиряться пред Богом и учиться в жизни преодолевать конфликты не нахрапом и кавалерийским наскоком… И не унывать от поражений. Уныние, кстати, это признак того, что задета гордыня. Когда ты делаешь, но не получается, и ты приуныл. Это она, гордыня.
Гордыня — это главный враг человеческий, который не на поверхности, а в глубине. Главные враги наши — это закопанные внутри наши страсти, господствует над которыми (является мамкой) гордыня.
Её нужно ломать и крушить. Добровольно и самостоятельно. Иначе за это примется сам Бог.
О тишине и шуме
Болезнь души – желание шума. Совесть говорит в тишине. Шумный мир построен человеком, не желающим слушать свою совесть. Нужно научиться молчать, чтобы понять, что живет в сердце. Когда человек молчит, его сердце согревается.
Шерстяное сердце
«Отыми сердце каменное и дай сердце плотяное», — так в частности говорит Амвросий Медиоланский в литургической молитве.
Сердце, действительно, вместо живой и трепещущей плотяности может быть каменным, может быть деревянным или еще каким.
В Крыму однажды слышал я восточную байку о том, что сердце может быть шерстяным, и именно это — самое злое сердце.
Если по камню, дереву или железу ударить, то они родят звук, обнаружат свое присутствие.
По шерсти же сколько не бей, она будет молчать. Сердце бесчувственное, сердце безразличное к чужой боли, оно и есть — шерстяное. Его не разобьешь на куски как каменное. Его не зажжешь трением как деревянное. Оно не гудит набатом как железо. Зато любой репейник вцепится в него так, что не оторвешь.
Условимся сравнить обиды, памятозлобие и прочие болезни сердца с репейником, который нужно оторвать.
Ведь простить нужно именно «от сердца». Так говорит Христос в Евангелии.
Мало дежурно поулыбаться и произнести священную формулу:
«Простите — Бог простит».
Нужно опять усиливаться переменить образ мыслей. И вот начинаешь отрывать от сердца злую память о самых разных людях, а она не отрывается.
Цепляется, упирается и даже если отрывается, то не целиком, а оставляя на месте часть колючек.
Отсюда — от неумения прощать просто и всецело — познаю, что сердце мое шерстяное, эгоистичное. Оно кажется тихим, но это обман. Эгоистичное сердце не тихое, но затаившееся, как хищник.
Я хочу многое забыть, а оно не забывается. Я вроде и простил уже всех, а оно нет-нет, да и вспомнится, да так, что душу обожжет. И стараюсь, и усиливаюсь, а вижу, что результат ничтожен. Все это так у подавляющего большинства, если, конечно, они честны с собой. А когда же будет иначе? Надеюсь тогда, когда мы не будем надеяться на себя и на то, что личным внутренним усилием можно добиться серьезных перемен в духовной жизни. Безблагодатный аскетизм и духовный эгоизм не исцелят, но до конца погубят. Нужна помощь Бога и молитва наша о своем сердце. Все знают эту молитву. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Бог, сотворивший весь мир безо всякого утомления, хочет пересоздать в человеке сердце с согласия самого человека.
Бог ждет молитвы и согласия на вход в это самое сердце человеческое, в глубины его. И если Он войдет туда, как некогда — в Ад, то Он и довершит начатое человеком.
Он будет там внутри заглаживать обиды, стирать злую память, смягчать очерствение, лечить застарелые язвы.
Мы сами не можем делать эту работу. Непосильна она нам.
На браке в Кане Он превратил воду в вино.
На Тайной вечери Он претворил вино в Кровь.
А внутри человеческого существа Он превращает шерсть, камень, дерево сердец в живую плоть. Только Он может это сделать, и без Его последнего слова наши труды — лишь средство познать свое бессилие.
Когда начинаются проблемы
Сытые и здоровые повсеместно грустны и несчастны. Потому что ни разу не крикнули в отчаянии: Где, Ты, Господи?
Потому что ничьи слезы не вытирают. Потому что никакому делу себя не посвятили, и никак не могут найти или выбрать это самое дело. Потому что жизнь, в конечном итоге, кажется им бессмысленной и вряд ли стоящей того, чтобы ее прожить.
«Настоящие проблемы у человека начнутся тогда, когда у него будет гарантированный хлеб на каждый день». Примерно так говорил незабвенный Федор Михайлович и был, как обычно, пронзительно прав.
Старость
Нужно подумать сегодня, какой богатый мир за пределами того, что видит наш глаз. Наш глаз видит очень мало.
Наше сердце видит гораздо больше.
Со временем постепенно угасает способность слышать и видеть.
Но параллельно должна раскрываться способность чувствовать и понимать. Сердце должно быть более чувствительным, а разум – более острым. В этом смысл старости. Рука – ослабела, но сердце – помягчало.
Глаз видит хуже, но мысль – работает острее. В этом смысл старости.
Старость – это не превращение в калошу.
Старость – это развитие внутреннего человека за счет внешнего.
Если такая старость, то Аллилуйя! и Мир на всякого человека! Если другая, то горе нам, потому что мы ничего не поняли. Даром живем и будем со страхом умирать.
Да хранят вас Ангелы Господни, а вы переваривайте все услышанное и обязательно читайте Божественное Писание.
Мелкими шажками...
Не берите штурмом, приступом Царствие Небесное. Сейчас исповедуюсь, пособоруюсь, причащусь и вот, Господи, встречай благовестника святого, отворяй ворота. Нет, так не вломишься, Господь притормозит. Когда идёшь в Царствие Небесное мелкими шажками, не особо проявляется гордыня, вроде что то сделал незначительное нечем и похвалиться. Мы как фантики от конфеток "Маски", обёртки красивые научились делать, а внутри что?
Искушение
Искушение - ситуация неготовности противостоять греху.
"Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого" - говорится в молитве "Отче наш". Что это значит? Синоним искушения - испытание. "Бог не искушается злобой, Сам не искушает никого, но каждый прельщается собственной похотью", - говорит апостол Иаков. Если вы попадаете в ситуацию, в которой обнаруживается ваша слабость или глупость, в вас обнаруживается некая пустота, значит, вы не прошли испытание. Голос смирения человека, знающего, что он слаб, обращается с просьбой к Господу не ввести его в искушение, чтобы не попасть в такую ситуацию.
Для кого-то будет искушением большое количество денег, не имея которых человек не был бы к ним привязан. Для другого власть станет ситуацией наиболее губительной для души. Поэтому человек, заранее зная, что может не выдержать эти испытания (ситуации, в которых обнажатся его пороки), просит Бога не ввести его в искушение, чтобы не допустить греха или страсти.
Человек искушается собственной похотью, но не Богом. Какая страсть в нем живет, такая его и искушает. Поэтому необходимо просить помощи Божией для борьбы с искушением, для его избежания. Дьявол постоянно хочет уловить человека, прельстить и погубить, один человек не справится с таким врагом. Необходимо знать это и не лезть на рожон. Нужно учиться распознавать шепот змея, через помыслы проникающего в сознание, внушающего зависть, похоть и прочие мысли, рождающие страсти. Для этого, прежде всего, надо молиться и призывать помощь Божию, каждое утро, выходя из дома, мы должны просить об этом Бога, молиться "Отче наш", чтобы в мирской суете, находясь вне дома, мы бы не впали в искушение.
Прот. Андрей Ткачев
https://vk.com/prot.andreytkachev