«…Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка…» (Лк. 11:29).
Мы пришли в Церковь совсем не потому, что увидели, как разверзлись небеса, а сквозь облака пред нашим взором открылась картина сошествия ангельского воинства на грешную землю. Нас не проглатывал на несколько дней кит, мы не усмиряли льва и не воскресали из мертвых. Никто не катал нас в огненной колеснице и не заставлял выпить яду, который не причинял нам вреда. Да, кто-то из нас стал свидетелем и непосредственным участником сверхъестественных событий, возможно, чудесным образом выздоровел от тяжелой болезни. Но все те, кто пришел в Православную Церковь сознательно и сознательно здесь остается – не по привычке, а по жадно ощущаемой голодной потребности в невидимой части реальности, делает это вопреки всем логическим законам. Мы нашли здесь недостающую часть человека – Бога.
Мы могли найти Его в абсолютном здравии и благополучии, а могли прийти, когда нам было совсем плохо. Но стоило делам выровняться, мы поняли: без Него больше не можем. Его не видно даже с прибором ночного видения, но очень ощутимо, когда Он рядом или, наоборот, очень далеко. Люди тратят свое время, силы, средства, даже здоровье и иногда отдают жизнь ради Того, без Которого не мыслят существования. Он сотворил нас, сотворил этот прекрасный мир вокруг, вдохнул в Него жизнь и отдал планету людям на попечение. Мы безошибочно можем сказать, что Он есть Любовь, абсолютная и недосягаемая, искренняя и жертвенная, выше которой нет и быть не может. Поэтому мы – с Ним. Нам просто не нужно другого бога, потому что мы нашли истину человеческого существования в Нем. Правда, что может быть выше любви?
Но в Него, к сожалению, верят далеко не все представители человечества. Кто-то убежден, что если существует Бог, значит, мы уже должны здесь, на земле, жить как в раю. В раю, который у каждого свой и, скорее всего, на самом деле может смело называться адом, потому что не предполагает единства с Богом, а подразумевает преумножение разлагающего душу греха. Тот, кто не видит Бога, ошибочно выбирает себе в качестве ориентиров то, что увидеть удалось. А это, как правило, мир греха с его видимыми и невидимыми законами. Отсюда и простая философия: где Бог, если Его не видно? Почему так много зла в мире? И если Бог есть, почему мне, например, не даст денег, успеха, счастья и всего-всего?
Иными словами, люди ожидают от Господа самого настоящего волшебства, чудес, сверхъестественных проявлений, которые бы, кстати, нарушали все Его законы и принципы. Разве Христос приходил для того, чтобы сделать всех богатыми? Нет. Может, Спаситель хочет завалить каждого человека тленным земным счастьем, самостоятельно уведя души от познания истины? Конечно, нет. Разве Богом можно манипулировать, ожидая, что Он будет творить любые чудеса, на которые хватит воображения у испорченного грехом человека? Абсолютно нет. Спаситель и говорил о таких: род лукавый ищет знамения, то есть явного чуда, но этого чуда таким людям не дастся, потому что будет не на пользу. Они лукавы, пытаются манипулировать Богом, при этом совершенно не ставя задачей разобраться и реально направить свои стопы к спасению души, потому что эти высокие законы им чужды. Господь приводит людей к Себе разными путями, но отвечать на капризы развращенных душ, сводя молнии с небес по первому их пожеланию, – совершенно неправильный маршрут. Да и немало было в истории, в жизни людей такого, что явным чудесам такие скептики просто отказывались в итоге верить. Удивились, потрясли головой, как бы сбрасывая пелену галлюцинаций, и продолжали жить дальше, не меняясь в своих убеждениях.
Чудеса могут иногда подпитывать веру, но ведь для христианина чудо – это и хлеб на столе, и очередной наступивший рассвет, и выпавший снег, и здоровье близких… Верующий человек саму жизнь воспринимает как чудо Божье. Потому что он увидел Господа сердцем, увидел все, что обещает в Евангелии Христос, и убедился в том, что это – чистая правда. А лукавый скептик не видит явного проявления Бога ни в чем. Поэтому и не получит знамения, все равно без толку.
Владимир Басенков