Прот. Андрей Ткачев
Премудрость
Если у кого не хватает премудрости, пусть просит у Бога, – говорит апостол Иаков, – только пусть просит, не сомневаясь» (Иак.1:5-6).
Но я уверен, что большинство людей считает себя и так премудрыми.
Люди знают, чего им не хватает. Не хватает – времени. Не хватает – здоровья. Не хватает – денег. Не хватает – сил. Но все люди считают, что им хватает премудрости.
Спорим, что так считают почти все? Люди не просят премудрости.
Вот ходят к Спиридону. Вот ходят к Божией Матери. И что, думаете, просят?
Правильно! – Квартиру. Работу. Денег. Здоровья. Премудрости не просят. Все уверены, что они и так мудрые.
Это опасная иллюзия. Надо просить у Бога мудрости.
Соломон говорит: «Полюби премудрость. В правой руке у нее – богатство и слава. В левой руке у нее – честь и бессмертие. Она богатая всем. Все, что есть святого и хорошего – оно у премудрости Божией есть. И проси ее у Господа: «Дай мне премудрости, потому что я – глупый человек». (Прит.3-4). Вот за это Бог Соломона и полюбил.
Явился Бог Соломону после смерти отца его, Давида. «Проси у Меня все, что хочешь. Ради Давида, отца твоего Я тебе все дам». Соломон мог просить у Него военных побед, мог просить у Него золота и серебра. Долголетия мог просить... Но Соломон сказал: «Господи, Боже мой, я – человек юный. А управлять буду народом мятежным и буйным. А у меня премудрости нету. Дай мне премудрости. Чтобы я мог управлять людьми и быть настоящим царем». За эту просьбу Бог полюбил Соломона и сказал: «Я дам тебе такую мудрость, какой ни у кого не было. А вместе с мудростью Я дам тебе и богатство, и славу, и силы, и все остальное». (3Цар.3:9-16)
Разве жалко Господу? Надо просить у Бога то, что Бога достойно. Надо просить у Бога то, что кроме Бога дать не может. Знаете, такой анекдот? Один армянин увидел, как другой армянин молится: «Дай мне машину!» и говорит: «Да чего ты Бога утомляешь! Давайте скинемся и купим ему машину. Чего он мучает Бога дурацкими вопросами».
Надо просить у Бога то, что только у Бога можно выпросить. Например, мудрости человек человеку не даст. Ну, не дам я тебе мудрости! И ты мне не дашь. Только Он даст, если мы попросим. А все остальное можно собрать у людей. У Бога нужно просить то, что только у Него есть.
Терпение, мудрость, веру, целомудрие. Праведность, храбрость, бесстрашие. Умение простить обиду, умение помириться, умение смириться, попросить прощение. Это ж только Господь может дать человеческому гордому сердце.
Только Господь может сердце наше смягчить, сделать его мягким, добрым. Чтобы мы помирились с тем, с кем поссорились.
Мы просим у Бога простых вещей. И иногда – это хорошо, а иногда – это нехорошо.
Один святой сказал: «Не проси у царя навоза». Представь, что тебя пустили к царю, а ты говоришь ему: «Дай мне ведро навоза для огорода». Ты оскорбляешь его такой просьбой. Навоз проси у своего соседа. А у царя достойного проси.
Мы часто просим у Царя – навоза. Надо просить у Него мудрости. Мудрости и веры. Истинной веры. Такой веры, чтобы умирать не бояться.
Смерть все проверит. Смерть все маски снимет. Все фантики собьет – сдует с нас всю ложную позолоту. Смерть придет, и мы сильно испугаемся. Только тот верит, кто смерти не боится. Только тот верит, кто живет по вере. Встречает с верой каждый рассвет, встречает с верой каждый закат.
Уныние
Уныние овладевает человеком, у которого есть свободное время.
Не всякая беда рождает уныние. Когда пожар, это реальная беда, но унывать времени нет. Тогда все бегают, суетятся, кто-то воду льет, кто-то детей выносит.
Уныние касается не бед. Вот автомобильная катастрофа, когда тут унывать? Нужно пилить машину на части, вынимать поломанного водителя или еще что-нибудь такое.
То есть, есть беды, которые рождают активность, потому что нужно спасаться.
А уныние это специфическое состояние души, которое рождается у души человеческой, когда есть беда и есть время потосковать.
Вот у меня неприятность, я вот сейчас сяду и как Бунин писал "затоплю я камин буду пить, хорошо бы собаку купить".
Уныние, по сути, это душевная болезнь, которой добровольно подвергает себя человек, попавший в неприятную для него (как ему кажется) ситуацию, когда у него еще есть время.
Я думаю, что уныние это, по большей части, наши фантазии.
Реальные беды делают человека сильнее. Ну нельзя без неприятностей, ну не хочется их, но без них нельзя. И согласимся с Ницше, который сказал, что то, что меня не убило, то сделало меня сильнее.
А то, что мы называем унынием это от самомнения, от самолюбия, от избыточной информации, от завышенных требований к миру и к себе, просто от избытков свободного времени.
Потому что когда бедные женщины отправляли на фронт одного мужа и пятерых сыновей и оставались сами с курями и свиньями в своих огородах, то они работали чтобы не умереть от тоски. И общий голос человечества говорит, что когда работаешь, то нет места унынию.
Не потому, что просто работу любишь, а потому что спасаешь душу от этих ужасных мыслей. Когда руки работают, голове чуть полегче. А вот мы почему и страдаем с вами, потому что мы слишком много думаем о себе.
Потому что мы себя ужасно любим, потому что мы убеждены в своей уникальности. Ну конечно, мы уникальны и об этом говорит даже дактилоскопия, рисунок на наших пальцах не повторяется.
Но нам так преподали эту информацию, с таким закосом на гордость чтобы мы себя сильно любили и были уверены, что теперь, понимаешь, я весь такой уникальный или уникальная.
Нас раскормили ложными мыслями, от того мы, собственно, и унываем.
Да, конечно, мы разные. Но нам внушили, может быть мамы с папами, когда ставят ребенка на табуретку и говорят "Коля, прочитай стишок". Коля читает стишок, все хлопают и хвалят его, он кланяется.
И Коля с детства привык, что он пуп земли. Но ему будет плохо жить на свете. Надо как-то поменьше развивать этой влюбленности в себя.
Нас заставили полюбить себя.
"В этом мире нет справедливости, потому что я такой уникальный, но меня не замечают". Мы нормальные герои только маленького роста, мы бы всех их победили только нас не замечают.
Поэтому, если меньше думать о себе.. А это уже вопрос к вам, кстати. Как меньше думать о себе, чтобы меньше страдать? Чтобы меньше страдать на голом месте, на пустом месте?
Смотришь, идет человек, а на нем лица нет. Спроси его, у тебя кто-то умер? -Нет. Тебя выгоняют из дома, тебе негде ночевать? -Нет. А что с тобой?
А у него какая-то чушь. Я стих выучил, а меня не спросили.
И все что ли? Да. Для вас это все, а для меня трагедия.
Может быть как-то попробовать научиться попроще на все это смотреть?
Я предлагаю вам такую мысль - "Меньше думать о себе".
Но о ком тогда думать? Вот это вопрос интересный.
Старость
Чему самому важному человек должен научиться к старости?
Эта тема тревожила философов, учёных и писателей. Медики и косметологи придумывали средства, чтобы продлить молодость. Особенно по поводу старости переживали женщины. Им тяжело было смотреть, как увядает их красота. На лице появляются морщины, а руки постепенно теряют гладкость.
Писатели в литературных произведениях не раз раскрывали данную тему. Известный роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" рассказывает о том, что случилось бы, если б человек не старел. Главный герой с годами не менялся.
При этом вёл ужасный образ жизни. Он пил, прелюбодействовал, убивал людей. Все его грехи отражались на портрете. И чем ниже опускался Дориан Грей, тем страшнее становилась картина. В один момент он уже не мог без отвращения смотреть на своё изображение на полотне.
Персонажи преклонного возраста в разных произведениях отличаются и чертами характера, и мировоззрением, и особенностями поведения. Есть злые, жадные, жестокие, вредные и глупые персонажи.
Одни зависимы от денег и положения, другие не могут попрощаться со своим имуществом, третьи придерживаются старых порядков и социальных устоев. Есть другие герои, которые абсолютно отличаются и образом жизни, и мыслями, и поведением.
Они мудрые и спокойные. Их не интересуют чужие грехи. Но они всегда готовы помочь людям в их бедах. Такими были: старец Зосима в романе Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", странник Лука в пьесе М.Горького "На дне".
Так происходит и в реальной жизни. Все люди разные. Некоторые с возрастом становятся лишь злее и мстительнее. Они завидуют соседям, распускают сплетни, издеваются над родственниками, копят дома ненужный хлам.
Их развлечения связаны с обсуждением других людей. Бабушки с удовольствием слушают о бедах и несчастьях знакомых, выражают мнимое сочувствие, но внутри злорадствуют. Им кажется, что они всё знают.
Дети и внуки должны их беспрекословно слушаться и помогать по дому. В итоге пожилая женщина становится настоящей барыней, которая всем указывает и всеми помыкает. При этом она посещает церковные богослужения, называет себя христианкой. На исповеди же обвиняет знакомых и родственников.
А свои грехи не видит. Часто бабушки настолько увлекаются сериалами и различными передачами, что уже не различают, где реальность, а где подставные сцены. Им начинает казаться, что кругом наркоманы, девушки лёгкого поведения и изменники.
Но есть и другие старички. Они связывают свою жизнь с верой. Хорошо, если с религией человек познакомился ещё в молодости. Тогда в зрелом возрасте его опыт будет только крепнуть. Появится свободное время для молитв и чтения православных книг.
Бабушки и дедушки могут посещать все праздничные службы. Многие страсти и пороки пропадают. Нет таких сильных соблазнов, как в юности. Именно в старости можно позаботиться о своей душе и подготовить себя к смерти.
Иногда со старостью приходит мудрость,
Иногда старость приходит одна...
Страдания
Одной из задач нашей жизни является прохождение через страдания. Вот прогуливается человек по улице или пьёт чай в уютной квартире, или катается на лыжах с дочкой.
Но вот приходит болезнь. Заболеваешь ты сам или кто-то из твоих родных. И перед тобой предстаёт совершенно иная реальность. Ты попадаешь в больницу и видишь совершенно другой мир: страдающих больных, измученных родственников, уставших докторов...
Это очень важный момент: узнать, что мир имеет изнаночную сторону. Что мир — это не только глянец. Вы заметили, что нам усердно подсовывают под нос сплошной глянец, на котором изображены белозубые, красивые, успешные, накаченные люди. Еда, питьё, развлечения... Это и есть тот самый глянец.
А есть другой мир — больницы, хосписы, дома инвалидов, тюрьмы… Тюрьмы, где находятся миллионы людей. Людей. Не животных или демонов.
На самом деле, всё вокруг — это страдающий мир. И многие окружающие нас люди — страдающие люди.
До определенного момента мы об этом не знаем и не хотим знать. Мы не хотим смотреть в эту сторону, мы отводим глаза.
И вот у тебя случилась беда. А как без своей беды можно чужую беду понять? Она же тебя никаким боком не касается. А вот если ты прошёл через беду и помнишь о ней, то ты начинаешь сострадать людям.
Почему, к примеру, важно парню сходить в армию? Потому что вкус хлеба, цену времени и многое другое ты познаешь только тогда, когда лишаешься привычного: домашней обстановки, домашней пищи, внимания и заботы родителей. В армии ты постоянно находишься под окриками командира. И тогда ты начинаешь по-другому оценивать свою жизнь и весь окружающий мир.
Несомненно, у беды есть свой смысл. Я желаю терпения и мужества тем, у кого сейчас есть беда. И я желаю сострадания всем тем, у кого беда была и прошла.
Она была у вас для того, чтобы вы сопереживали тем, кто сегодня имеет скорби.
Сердце
Cердца человеческие бывают разные, есть сердце мягкое, есть сердце твердое, жестокое (жестокосердое).
Есть сердце храброе, сердце мудрое. Не премину напомнить и повторить, что в понимании восточном (Евангелие к нам пришло с Востока, и Господь жил среди людей восточных) сердцу уделяются все функции деятельности человеческой и духовной, и интеллектуальной. Например, память сердца: "О память сердца, ты сильней и рассудка памяти печальней", даже в наших стихах это есть, т.е. рассудок помнит, забывает, а вот память сердца есть нечто особое.
Все, что человек делает: размышляет, плачет, тоскует, печалится, творит - это все область сердца.
Это по-нашему у человека есть дух, душа и тело, а у египтян были и душа, и тело, и дух, и тень, и имя, и еще какое-то "К" непонятное, как некий двойник.
Они на человека смотрели совсем по-другому. Когда они бальзамировали людей в надежде на будущее Воскресение, они бальзамировали сердце, печень, почки в отдельные кувшины прятали, а мозги выбрасывали, т.е. мозги считали ненужными, считали, что мозги служили для вырабатывания соплей.
Поэтому сердце - главный орган в человеке, оно должно быть в человеке живым, обрезанным. Есть такой термин "обрезание сердца", "обрежьте крайнюю плоть сердец ваших", - говорит пророк, кажется Иеремия, т.е. снимите грубую кожу с сердец ваших, чтобы сердце было чувствительное к любому прикосновению духа, чтобы оно было не такое грязное и твердое, а чтоб оно было нежное, и чтобы грубость была с него снята.
Еще интересно на востоке говорят, что самое страшное сердце - сердце шерстяное. Если сердце каменное или деревянное, ничего хорошего в этом нет. Если ты по дереву ударишь, то дерево тебе хоть звук отдаст, если по камню ударишь, камень тоже зазвучит, в конце концов, камень можно раскрошить, а дерево потереть и зажечь, а вот самое сложное сердце - это сердце шерстяное, его ударишь - оно молчит, оно поглощает всякие удары и ничего не отдает, это полностью безразличное ко всему сердце.
Безразличное к Богу, к людям, ко всему духовному, святому, к тому, что на хлеб не намажешь, это сердце одновременно и жестокое, потому что ничьи страдания его не поражают и не оскорбляют, вот такие сердца бывают. Какое сердце у вас?
Давид говорит: "Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей".
Чистое ли сердце мое, умное ли оно, обрезанное ли оно или грубокожее, с такими мыслями о нашем внутреннем человеке мы уходим на работу, думайте о вечности, все остальное приложится.
Время
Самые дорогие вещи в жизни – это те, которые не имеют цены. За которые, сколько бы ни заплатил, а не приобретешь, и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная – это время. Мы богачи, пока у нас есть время.
…Разбойник на кресте за пару часов купил себе вечность. Терпеливым страданием и открывшимися глазами на Христа, распятого рядом. Но мы с вами транжиры и моты. Транжиры и моты не бесценных слов, как говорил Маяковский: «Я бесценных слов транжир и мот». Мы транжиры и моты нашего времени, которое утекает сквозь пальцы. И вот ты уже превращаешься из мальчика в подростка, из подростка в юношу, из юноши в молодого человека, потом в дядьку, потом в деда. И там, глядишь, уже раскрыла пасть могила… Ее уже видно, она не за горизонтом, она уже ближе. А ты всё тратишь время свое и тратишь, бесценные часы, дни, годы, на всякую чепуху.
Когда калькуляция будет подведена, нам будет жутко стыдно. От того, что мы сказали много ненужных слов. Прожили много бесполезных, пустых, вообще, никудышних дней. Думали кучу разных мусорных мыслей. Как будто мы подрядились на помойке лазить. И всякая помойная мысль залезала в нас, и жила в нас, и мы жили с нею, и хорошо нам было с этой помойной мыслью. Стыдно будет ужасно. Потому что хорошего в нашей жизни чрезвычайно мало. Чрезвычайно. По нашей собственной вине.
Лучше всего это, пожалуй, изображает литературно и кинематографически известная сказка Евгения Шварца. «Сказка о потерянном времени». Где она выходит за рамки соцреализма, какой-нибудь там детской литературы, а уже прикасается к Евангелию и к таким смысловым вещам. И так бывает. Например, Николай Островский сказал, что жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. В этом куске текста, который мы все когда-то учили наизусть, Островский вышел за рамки соцреализма и рамки собственного романа «Как закалялась сталь», и прикоснулся к чему-то большему. Потому что действительно мучительно стыдно. Так вот смотришь назад… «И прожили мы больше половины, как сказал мне старый раб перед таверной, мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. Руины сзади, а что впереди? Впереди Суд Божий. А позади руины. Позади бесцельно, пусто прожитые годы. Мы теряем их.
И как в киносказке, бесы с вениками ходят и подметают наши потерянные секунды. Эти старички, молодеющие на чужом потерянном времени, и маленькие дети, стареющие на глазах оттого, что они дурно живут. Это правда. Это евангельская правда. Бесы сильнеют от нашей бездумной жизни. И мы стареем раньше времени от нашей бездумной жизни. У вас было много времени, но вы его … профукали. Но у вас еще есть время.
Умоляю вас, именем Господа Иисуса Христа, не профукайте и его. Проживите остаток жизни правильно, красиво и полноценно. Словно Волга вольная течет. А не как ручей, который курица переступит.
Иметь или быть?
Есть такая книга Эриха Фромма, называется "Иметь или быть".
Вот вам вопрос - Я хочу иметь детей. А вот вам антитеза - Я хочу быть хорошей матерью. Иметь или быть? Или я хочу иметь хорошую жену, я хочу быть хорошим мужем.
Мне кажется, что современный человек заточен на слово "иметь", он хочет иметь, он стяжатель. И именно в стяжании он находит для себя счастье и радуется всякому приобретению, праведному и не праведному. И поэтому, по большому счету, в конце концов он несчастен, потому что он не бытийствует.
Книга Бытия для него чужая, он не находится в Бытии, он хочет иметь, а не быть.
Вот поэтому мы не можем найти себе мужей и жен. Женщины не могут быть хорошими женами и Бог не дает им хороших мужей. Мужчины не могут быть нормальными мужьями и Бог не дает им хороших жен.
Они просто испортили свое качество, стали какими-то тряпками. Как говорили римляне "дважды сваренная капуста", синоним такой совершенно бесполезной вещи, ни есть нельзя и выбросить жалко, такое непойми что.
Надо все-таки в себе покопаться. Что ты хочешь?
Если, например, барышня рисует себе супружество как законные пастельные удовольствия, обеспечение со стороны мужа, широкие плечи, финансовая помощь, крепкий быт. Вот она хочет замуж, хочет полноты счастья. А ты сама, что дашь в эту семью? А за студентика сопливенького выйдешь?
Помните старую советскую классику? Чтобы быть женой генерала, нужно выйти замуж за лейтенанта. И по всем этим дальним гарнизонам проколотиться с ним, а потом уже дорастешь до генеральши.
Кто готов сегодня к этому всему? Очень малое число людей.
Хотят прийти на готовое и пользоваться. Потребительский мир, потребительские души, пользователи. Как может быть счастлив пользователь, потребитель? Никак.
Если он не хочет трудиться, работать, воевать, плакать, сухари грызть, не будет у него счастья.
Поэтому, покопайтесь в себе, а потом уже молитесь Богу "Дай мне мужа!".
А Он тебе не даст Ален Делона, какого-нибудь молодого миллиардера, а даст какого-нибудь нормального работягу. Будешь с ним жить? Живи, рожай детей. Простое стало редким. Люди не замечают и не ценят простое.
Я уже много раз приводил этот пример. Напейся из Москвы-реки - козленочком станешь. Потому что сейчас нельзя пить не из Одера, не из Вислы, не из Москвы-реки, не из Волги даже в среднем течении, не из Сенны. Раньше люди пили из рек, которые текли возле них.
Что это значит? Человек стал грязен. Это не трубы заводов виноваты, не мазут, который сливают в реки. Это просто мы стали грязные и кругом все стало грязное. А грязные люди не бывают счастливы.
Закон Божий очень простой - грешник не имеет права на счастье.
Если вы чувствуете себя несчастными, то вам надо разобраться с собой, покаяться, решиться на какие-то правильные, хорошие ходы.
Готовы жить в съемной квартире? Готовы жить с неудачником? Готовы питаться консервой и половиной булки? Готовы, вообще, трудиться? Вперед, будьте счастливы!
А если вы хотите придти на готовое, шишь вам с маслом и никакого счастья.
Это проблема наша, это не проблема окружающей среды. Люди стали мелкими и такими пользователями, потребителями.
Тот же Эрих Фромм пишет, что Рай для современного человека это типа супермаркет. Карточка безграничного кредита и супермаркет, в котором можно все купить - это Рай, а другого Рая человек не представляет.
Он даже не представляет, что бывает другой Рай, там есть молитва, там есть святость, там есть подвиг, там есть пение, там есть служба Богу. Он не понимает этого, для него Рай это супермаркет. А если ты такой дурак, как ты будешь счастлив? Дураки счастливыми не бывают.
Поэтому покопайтесь в себе, подумайте немножко, поплачьте о себе, что я вот такой. Мы так живем, нас так родили, нас так воспитали, нас всю жизнь калечат.
Мы живем в мире, в котором калечат каждый день. Ну ничего, мы пока еще живы.
Хотите счастья - будьте серьезными.
"Надо только выучиться ждать, надо бысть спокойным и упрямым", как пелось в песне у Пахмутовой.
Будьте серьезными. Счастье это очень серьезная вещь. А большинство людей не серьезны, не серьезный человек тоже не будет счастливым.
То есть, грешник, не серьезный человек не будет счастливым.
Нужно быть серьезным и праведником, тогда будешь счастлив.
Широкая заповедь
« Не кради !» – это очень огромная заповедь.
Слушайте, разве мало можно чего украсть кроме денег?
Например, можно украсть время. Вот, ты приходишь к кому-то в гости... Приходишь к товарищу, а товарищ (например, вы – студенты) пишет курсовую работу. А ты к нему в гости пришел. У него каждый час дорог. Он весь семестр проспал, и у него только одна ночь остается на то, чтобы все сделать. Ты сидишь у него и сидишь. А ему тебя стыдно выгнать. И ты воруешь у него время, силы. Он потом, как муха, придет с этой бумагой на экзамен, потому что он не успеет, не допишет.
Ты украл у него драгоценные три, четыре, пять часов.
Так бывает в гостях. Так бывает еще где-то.
Можно украсть доброе имя человеческое.
Вот, например, мы с тобой сидим на лавочке, воздухом дышим. Идет наш общий знакомый. До сегодняшнего дня ты хорошо к нему относился. Я тебе говорю: «А ты знаешь, кто у него любовница?» (Никто за язык не тянет. Я просто от злого сердца беру и болтаю). «Ты знаешь кто? – Кто? – Да вот та-то? – Да ну, брось, я не поверю. – Точно-точно…»
Что я сделал только что этому человеку? Вот так вот – мимоходом? – Я у него украл добрые мысли о двух людях. Сразу же. Теперь, когда бы он их не увидел, он будет смотреть на них сквозь призму моих слов. «А! Эта блудница с ним живет!» «А! Этот блудник с ней живет!» Все уже. Я заложил им в глаза какие-то бесовские линзы. Я украл доброе имя у людей. Просто – раз! – «брякнул». Два слова вымолвил и все – украл!
Понимаете?
А если я, например, Вас не уважаю, потому что мне про Вас наговорили; или Вы меня не уважаете, потому что Вам про меня что-нибудь наговорили; то мы ничего с вами хорошего не сделаем. Люди, которые не уважают друг друга; которые смотрят друг на друга исходя из того, что им про вас сказали; эти люди никогда не смогут вместе ничего построить, сшить, украсить, сделать; ничего того, чем Богу можно людям послужить.
И мы бываем бесплодны с вами... Бесплодны! Мы ничего не можем сделать хорошего зачастую именно потому, что «тебе сказали про меня», «мне сказали про тебя», «им сказали про нас». И у нас в голове дрянь вся эта живет. У нас украли добрые мысли о людях.
Украли! Может быть – не специально. Но так получается, что лукавый работает через это «неспециальное» человеческое злодейство. Вот что можно украсть.
Я уж не говорю про то, что ученые могут красть работы друг у друга. Ученое имя можно украсть: открытие сделал один – а Нобелевскую премию получил другой. Украл? – Украл! Воровать можно бесконечно. Все, что хочешь. Можно честь чужую украсть. Можно украсть чужое счастье, а потом выбросить его, потому что – надоело. Понимаете?
И вот, когда человек говорит: «Не буду красть!», и он начинает «работать» в эту сторону, он вдруг понимает, что «Не кради!» – это очень огромная заповедь. Я, конечно, стараюсь не красть, по карманам не лажу, я что-то еще не выделываю… Ну, вроде, не краду... Не сливаю бензин с машин чужих, вроде не краду. Но я понимаю, что все широко очень.
Это большая заповедь. Поэтому, я не скажу про себя, что «Я – не крал!» Не скажу.
Зачем нужна притча?
Ведь именно притчами Христос учил по большей части.
Когда перед тобой кратко описана некая ситуация с нравственным или духовным подтекстом, ты щелкаешь ее смысл, как орешки.
Сложности начинаются тогда, когда надо применить притчу к себе практически.
Кто ближний для избитого разбойниками? Ну конечно - Милосердный Самарянин. А вот "иди, и ты твори так же", это уже холодный душ. Потому что практически, на деле любить инородцев и иноверцев, это подвиг аналогичный распятию. Гордость точно распять придется.
Получается, что уяснивший притчевую теорию человек, осуждает сам себя, если не делает на практике то, что теоретически понял.
"Устами твоими буду судить тебя, лукавый раб"
С Христом и спорить не получится, ибо в теории мы с Ним согласны.
Он так просто и ясно изложил Свое учение, а мы так радостно его приняли, что деваться больше некуда. Только исполнять.
И исполянющий на практике узнает, что значит слово Иезекииля, повторенное Иоанном Богословом: Была эта книжка в устах моих, как мед, а во чреве - горька, как полынь.
Любовь
Современному человеку не хватает любви. Он её всё время ищет. И, жалея себя, вспоминает эти строки Писания: "по причине беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12).
Но верующая душа знает, что она за любовь ответственна сама, а естественный и постоянный учитель любви - не что иное как молитва. Когда одно сердце прикасается к другому в молитвенном состраданием, в оба сердца приходит благодать Божия, которая творит чудеса.
Прот. Андрей Ткачев
t.me/o_andrey_tkachev