9 марта 1697 года началось «Великое посольство» Петра I в Европу, целью которого был поиск союзников в грядущей Северной войне и знакомство с укладом европейской жизни.
Император Петр, познакомившись с новейшими достижениями европейской науки и техники, по возвращении в Россию решает «прорубить окно в Европу». Начинается период резких и зачастую насильственных изменений. Со времени Петра I начинается период мощнейшего европейского влияния на Россию.
Петр, как и все великие реформаторы, является неоднозначной личностью. Император многое сделал для развития своей страны, превратив ее из Московского царства в процветающую Российскую Империю. Именно Петром был создан русский флот и профессиональная армия, одержавшая многочисленные победы в Северной войне.
Вместе с тем презрительное отношение к русской культуре нанесло серьезный удар по традиционному укладу жизни. Кстати, именно Петр создал так называемую «синодальную систему», при которой Церковь стала частью государственного аппарата. Такое положение Церкви негативно сказалось на ее авторитете в обществе, что, в свою очередь, привело к духовному кризису и заложило основы падения Империи.
Резкие рывки – это специфика исторического пути России. Мало что поменялось в стране в течение XVII века, но первая четверть XVIII стала временем резкого рывка вперед. В советские годы коллективизация и индустриализация были таким же рывком, когда за считанные годы нужно было сделать то, что не успели за несколько веков.
Вспомним и любимый советский лозунг: «догнать и перегнать». Эти слова во многом отражают суть русского менталитета – долго ничего не делать, а потом рывком вперед. Кстати, в девяностые нам тоже предлагали «шоковую терапию», считая, что можно за считанные дни построить капитализм.
Еще одна специфическая черта российской государственности: это любовь к бездумному заимствованию. Зачастую мы берем, совершенно не думая. Понравилось что-то в Европе или Америке – вводим. Понравился «Макдональдс» – будем строить их повсеместно. Заинтересовала «болонская система» – разрушим традиции качественного советского образования.
Лично для меня примером здравого отношения к заимствованиям является Япония. Японцы смогли сохранить свою культуру, будучи страной высоких технологий. Роботы в кимоно – вот символ современной нано-Японии.
В наши дни из европейского окна дуют разные ветры, и от нас зависит, что мы оттуда возьмем. Качественная медицина или гей-парады, достойные пенсии или «ювенальную юстицию». Все это зависит, в первую очередь от нас самих.
Александр ЕРМОЛИН
protoinfo.ru