– Почему значительная часть православных воинственно настроена по отношению к католикам и протестантам? Каковы истоки такого отношения?
– Я бы не стал говорить о «значительной части» воинственно настроенных по отношению к западным христианам, но то, что это «определенная часть» –однозначно. В отношении самих католиков и протестантов любая воинственность вряд ли может быть оправданной, а то, что касается наших различий в вере – это действительно требует разговора спокойного, вдумчивого и ответственного.
К сожалению, за годы разделения мы можем вспомнить немало эпизодов именно воинственности в наших взаимоотношениях, чему есть разные причины. Надеюсь, что эта эпоха уже прошла, впрочем, только от наc самих зависит, насколько это будет безвозвратно.
В этом столетии исполнится 1000 лет великому расколу, который произошел в 1054 году. За это время в наших взаимоотношениях с католиками было много различных периодов, но когда к вопросам вероучительного значения прибавляются еще личные обиды и неприязнь, которые за десять веков стали неотъемлемой частью нашего внутреннего устроения, сложно говорить о быстром преодолении этого разобщения. Отсюда и воинственность во взглядах. Повторюсь, я не считаю, что она доминирует, но и отрицать ее наличие тоже было бы неправильным.
– Встречаются высокомерные комментарии по отношению к великим западным писателям, композиторам прошлого: «они все еретики, что о них говорить». Это, конечно, вызывает улыбку. Но те, кто не православные – они кто?
– Боюсь, что если мы начнем оценивать писателей и композиторов мерками догматического богословия, то у нас мало кто останется в нашей фонотеке и на книжкой полке. Мир искусства всегда пытается выйти за какие-либо рамки, это относится даже и к тем авторам, которые пытаются себя отождествлять с православным христианством. Поэтому улыбка здесь, наверное, – единственно правильная реакция на подобные измышления.
А все неправославные – прежде всего люди. И это главное открытие по отношению к любому другому человеку, которое мы должны сделать.
– До середины XX века во взаимоотношениях между православием и католичеством ключевым оставалось понятие «ересь». И православные, и католики воспринимали друг друга как еретиков. Отказались ли мы сегодня от термина «ересь» по отношению к католикам, и почему?
– В то же время само понятие «католическая ересь» так никогда и не было сформулировано однозначно соборами Православной Церкви. Это не говорит о том, что вопросы вероучительного характера не имеют значения, до сих пор самыми главными разделяющими нас вопросами остаются вопрос о роли и значении римского епископа, а также вопрос о включении Филиокве в Символ веры.
Святитель Григорий Палама, насколько известно, считая это прибавление к Символу изначально еретическим, всё же был согласен с тем, что оно может быть оставлено, при условии православного понимания исхождения Святого Духа от Отца через Сына. В том смысле, как мы это делаем на день Пятидесятницы, когда в величании празднику поем: «Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим».
Сегодня, быть может, эти вопросы кажутся кому-то надуманными и несущественными, но это как в высшей математике, в которой разбираются единицы, но от одной цифры зависит участь многих.
– В документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», который был принят на Архиерейском Соборе 2000 года, сказано: «Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией». Так спасутся ли католики и возможно ли спасение вне Православной Церкви?
– Спасает всех нас Бог, и что будет с каждым из нас, ведомо лишь одному Ему. Благодать Божия, как и солнечный свет, посылается и добрым, и злым (Мф. 5:45), и суды Божии нам неведомы. Наша задача заключается в том, чтобы самим обрести спасение, и тогда, по милости Божией, какая-то часть спасется и рядом с нами.
– «Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан» – сказано в документе, об этом же мы молимся за каждой литургией: о единении Церквей. Возможно ли это единение, в лоне какой Церкви оно должно состояться? И если нет, то зачем эта молитва?
– Единение возможно в лоне той самой Церкви, веру в которую мы исповедуем всякий раз в Символе веры. Другой просто нет.
Стремление к единству в вере является прямым исполнением слов Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). А разделения среди христиан начались буквально сразу после возникновения Новозаветной Церкви. К сожалению, в этом проявляются свойства падшей человеческой природы. Поэтому очень важно дорожить единством со всеми нашими православными братьями и сестрами во Христе, но также не забывать и о том, что количество людей, исповедующих Христа Истинным Богом, превышает количество тех, кто считает себя православным.
Молитва эта также и том, чтобы мы смогли разглядеть в христианах других конфессий людей веры. Возможно ли восстановление полного общения или нет – ответ на этот вопрос не в нашей власти. В нашей власти понять, что у человека, вера которого отличается от нашей, также может быть жажда воды живой. Именно это и понимал Христос, когда беседовал с самарянкой. Давайте поразмышляем, кто сегодня является современными «самарянами» в глазах православных, и тогда, быть может, у нас будет евангельский взгляд на всё происходящее.
– В настоящее время на повестке дня православно-католического диалога стоит тема роли римского епископа. Расширение папского примата, введение учения о вселенской юрисдикции Папы, а затем и догмата о папской непогрешимости привело к еще более резкому разделению между христианами Востока и Запада. Каким образом мы должны сегодня относиться к теме римского епископа?
– Так же, как и всегда к этому относилась Православная Церковь, которой было чуждо учение о сверхепископе для всех христиан мира.
– Одно из основных обвинений, которое предъявляется протестантам сегодня – уступки вызовам современной эпохи и разрушение института семьи. Насколько один член Церкви ответственен за перемены, происходящие в ней? Что делать человеку, если он не согласен с тем, что происходит в его Церкви?
– Каждый из нас персонально ответственен перед Богом и Церковью за всё происходящее, и в этом смысле поведение и отношение одного человека могут определять многое, в том числе и в жизни той или иной Поместной Церкви.
При этом мы не должны забывать, что Церковь, являясь богочеловеческим организмом, проживает и свою земную историю, в которой порой берет верх человеческое несовершенство. Как напоминают нам «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Но если Христос есть совершенный Богочеловек, то Церковь еще не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и ее человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всём Его выражает и Ему соответствует».
– Встречались ли вам католики и протестанты, которые принимали православие? Почему они перешли в православие, что они говорят, сравнивая жизнь в Церкви?
– Да, я знаю несколько таких примеров из жизни. Обычно этот переход был связан с поисками полноты богообщения, которую, несомненно, сохраняет опыт Православной Церкви. Обращение зачастую связано с напряженным духовно-интеллектуальным поиском.
В то же время люди, пришедшие в православие из других конфессий, не отрицают полностью опыт своей предыдущей жизни, считая его важным этапом своего духовного становления. Отчасти он даже помогает им справляться с различными трудностями, которые так или иначе переживают православные христиане.
– А почему люди уходят из Православной Церкви в другие конфессии?
– Зачастую это связано с личными обидами, непониманием, грубостью, которые, к сожалению, бывают в нашей среде. Всё это больно ранит людей, и они предпринимают попытки реализоваться где-либо еще. Каждый такой уход связан с духовной раной, которая была нанесена человеку, и он, не найдя в себе силы ее залечить, ищет любые другие возможности.
В любом случае – это свободный выбор человека. Если человек искренен и ищет прежде всего Христа, то его поиски не будут напрасны. Но когда в сердце поселяется злоба и ненависть, и именно это становится главной движущей силой, то где бы человек ни оказался, его внутренний духовный мир находится в опасности. Ведь именно поэтому наше главное православное богослужение – божественная литургия, начинается с призыва – «В мире Господу помолимся!»