22 декабря 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.
Дорогие владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!
Очень рад видеть всех вас сегодня лицом к лицу, так, как это было многие годы и, надеюсь, будет впредь. Прошлое епархиальное собрание проходило в дистанционном формате и, при понимании того, что это было необходимо по обстоятельствам времени, я бы не хотел повторить этот опыт. Мне дорого наше живое общение, возможность выслушать ваши вопросы, поразмышлять вместе с вами о церковной жизни Первопрестольного града. К сожалению, ради соблюдения санитарных ограничений, а именно так называемого социального дистанцирования, сегодня очно присутствует только часть клира Москвы: Преосвященные викарии и отцы благочинные, наместники и игумении ставропигиальных обителей, руководители епархиальных отделов и комиссий, а также настоятели приходов и подворий Московской епархии. Другие клирики Москвы имеют возможность участвовать в епархиальном собрании посредством его прямой трансляции на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Размышляя над нынешней ситуацией, над тем, как страна и Церковь длительное время живут в условиях разного рода ограничений, мы понимаем, что до конца привыкнуть к жизни в режиме чрезвычайных обстоятельств невозможно. Поэтому мы, конечно, продолжаем надеяться на то, что в ближней или в средней перспективе большинство ограничений будет снято. Да, профилактические меры всё еще применяются, в том числе в храмах. Вполне понимаю, что некоторые из них могут быть неприятны — как, например, длительное ношение масок. Призываю всех еще потерпеть ради сохранения возможности участия всех нас в богослужении и в первую очередь в Божественной Евхаристии — самом ценном даре Господа Своей Церкви. Упомянутые меры являются временными, и я надеюсь, что в обозримом будущем мы сможем от них отказаться, тем более что к настоящему времени как специалисты, так и рядовые граждане уже хорошо информированы о способах передачи и последствиях коронавирусной инфекции и о разумных и достаточных мерах предосторожности. Накоплен значительный опыт лечения заболевших. Очевидно, что благодаря этому ограничения, введенные осенью этого года государственной властью, были намного более гибкими, чем это было в самом начале эпидемии, — и это несмотря на то, что число выявленных заражений было гораздо выше в последние месяцы, чем весной 2020 года. Гибкий подход к определению необходимых профилактических мер будет применяться и нами в наших внутренних решениях по этому поводу.
Так или иначе, даже если произойдет возвращение к большей части привычных внешних обстоятельств жизни, мы понимаем: мир за прошедшие два года изменился столь существенно, и подчас столь стремительно, что можно говорить о «смене эпох». Как я уже говорил на прошлом епархиальном собрании, грядущему Архиерейскому Собору предстоит подробно обсудить эти изменения, дать им всестороннюю и глубокую богословскую и пастырскую оценку. По причине обострения этой осенью эпидемической обстановки Священный Синод принял решение перенести сроки Архиерейского Собора с изначально запланированных в ноябре. Богу содействующу, Собор состоится весной наступающего года.
Сегодня еще раз хочу поблагодарить всех клириков, монастырских и приходских тружеников, несущих свое служение в нынешних непростых условиях. Отдельную благодарность выражаю духовенству, трудящемуся там, где ведется небезопасная борьба за жизнь заболевших, там, где люди лишены возможности находить утешение в общении с родными и близкими — в так называемых больничных красных зонах. Да вознаградит Господь и врачей, медицинских работников и добровольцев за их самоотверженный труд.
Призываю всех с осторожным вниманием следить за своим здоровьем, прислушиваться к рекомендациям специалистов. Знаю, что многих волнует тема вакцинации от коронавирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точно так же, как и во всем обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть полностью добровольной. Кто-то и вовсе считает ее ненужной или даже неприемлемой. В мае этого года в Москве силами секретариата Межсоборного Присутствия было организовано обсуждение данной темы с привлечением компетентных специалистов. По итогам этой встречи была сформулирована достаточно взвешенная позиция. С одной стороны, было вновь подчеркнуто, что «Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины». В то же время участники встречи напомнили, что «исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации», благодаря которой многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет.
Как вам известно, сам я вакцинировался еще в прошлом году на основании рекомендации врачей. При этом убежден, что вакцинироваться или нет — это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей.
При этом грехом лжи следует назвать как намеренное недостаточное и недостоверное информирование людей об эффектах вакцин, так и распространение непроверенных слухов и мифов относительно последствий вакцинации.
С темой вакцинации в настоящее время тесно связан вопрос о присвоении гражданам электронных сертификатов о прохождении медицинской процедуры, о состоянии здоровья — так называемом иммунном статусе с использованием QR-кодов. Оставляя за скобками весьма важные темы сохранения медицинской тайны, а также высокого риска утечек данных, следует отметить, что проблема представляется куда более широкой. И мы видим, что она тревожит огромное число людей.
Священный Синод в своем прошлогоднем послании 25 августа с обеспокоенностью отметил: «Использование цифровых идентификаторов, автоматизированное принятие решений, могущих повлечь поражение людей и целых сообществ в правах, широкий сбор личных данных, в том числе сведений о здоровье, а также обработка этих данных — все это требует контроля со стороны общества, в том числе со стороны Церкви как общественного института».
Выраженная Священным Синодом озабоченность в полной мере сохраняется и сегодня. О возможных рисках, связанных с цифровизацией, Церковь неоднократно предупреждала и ранее, в частности, предупреждения содержатся в решениях Архиерейского Собора 2013 года. Нарастающий по охвату и объему сбор сведений о частной жизни человека, в том числе о его здоровье, а также накопление и обработка соответствующих данных открывает возможность невиданного прежде контроля за жизнью людей — за их перемещениями, покупками, предпочтениями, даже за содержанием их общения. А ведь возможность контроля — это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным. Мы видим, что в праве и политической практике многих стран мира сегодня стали приниматься в качестве обязательных идеи и представления, прямо противоречащие Божией правде — библейскому учению о человеке, его достоинстве, о его взаимоотношениях с другими людьми. Несложно предвидеть, что нелояльность таким идеям очень скоро в целом ряде стран может повлечь за собой соответствующую реакцию неумолимого аппарата принуждения, оснащенного могуществом цифровых технологий. Милостью Божией в нынешнее время в России важность сохранения и защиты традиционных религиозных и нравственных ценностей подчеркивается на самом высоком уровне государственной власти, и мы твердо надеемся, что таковое положение будет сохраняться и далее. Однако многие люди в нашей стране обеспокоены самим риском того, что использование технологии, однажды узаконенное в качестве временной меры и в исключительных обстоятельствах, впоследствии может быть возобновлено, существенно расширено и приведет к ограничению основных прав и свобод, а также к вмешательству в частную и личную жизнь людей. Люди обеспокоены введением механизма «разрешительного» порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подвергались сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав — таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи между вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем.
Пользуясь случаем, с удовлетворением отмечу, что по итогам первого чтения на прошлой неделе законопроекта, касающегося использования в общественных местах QR-кодов, выдаваемых в связи с вакцинацией от коронавирусной инфекции, было предложено исключение для посещения храмов (наряду с другими жизненно необходимыми для людей местами). Конечно, было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа.
Но, как я уже сказал, вопрос носит намного более широкий характер. Мне уже довелось говорить на тему рисков цифровизации с высокой трибуны Государственной Думы Российской Федерации в ходе парламентских чтений в мае нынешнего года. Мы твердо надеемся, что государственная власть, в первую очередь ее законодательные органы прислушаются к мнению людей, обеспокоенных изменениями, которые могут произойти в жизни общества вследствие все нарастающей цифровизации. Важно помнить, что любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии. Более того, использование инструментов, могущих затронуть личную жизнь и свободу каждого человека, должно проистекать из общественного консенсуса и контролироваться обществом.
При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихриста». Грехом является и сеяние паники. Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, — а пресловутая «печать» является лишь внешним знаком, видимым выражением совершившейся апостасии, от которой будем твердо хранить себя в любви ко Христу.
Несколько слов теперь скажу о епархиальной статистике и о своей деятельности в 2021 году.
На 1 декабря 2021 года в Москве насчитывается 1218 храмов и часовен[1], то есть на 14 больше, чем годом ранее. Число храмов, в которых богослужение совершается не реже одного раза в неделю, увеличилось с 537 до 541. По программе строительства новых храмов за 11 лет возведены и уже действуют 78 храмов. В 3 храмах завершены общестроительные работы. Строятся 38 храмов. Таким образом уже построены или находятся на разных этапах строительства 119 из 200 запланированных храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 20 храмов[2].
В клире Москвы 33 архиерея, 1395 священников и 413 диаконов — всего 1841 клирик, то есть на 24 священнослужителя больше, чем год назад. В этом году мною совершены 6 пресвитерских и 3 диаконских хиротонии[3].
Под Патриаршим управлением действуют 36 ставропигиальных обителей: в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1059 насельниками и 1014 насельницами (включая послушников и послушниц).
За истекший год скончался 61 московский клирик; а также насельник и насельница ставропигиальных монастырей. Это намного меньше, чем в 2020 году, когда скончались 91 клирик, насельник и насельница, но все еще больше, чем в 2019 году, когда умерших было 33. Помянем наших усопших братьев и сестер поименно:
Находившийся в Москве на покое епископ Аркадий (Афонин; †03.06.2021)
а также почившие клирики г. Москвы:
протоиерей Сергий Кочкин (†25.12.2020)
архимандрит Сергий (Объедков, †02.01.2021)
протоиерей Дмитрий Ходов (†03.01.2021)
иерей Вячеслав Михайловский (†07.01.2021)
протоиерей Николай Беляев (†12.01.2021)
игумен Ермоген (Голин; †15.02.2021)
протодиакон Симеон Аветисян (†10.05.2021)
протоиерей Филипп Филатов (†11.05.2021)
протоиерей Геннадий Андриянов (†15.05.2021)
протоиерей Лев Семенов (†31.05.2021)
диакон Андрей Горбунов (†12.06.21)
иерей Николай Селезнев (†11.07.21)
протоиерей Александр Точилов (†17.07.2021)
протоиерей Николай Михнюк (†23.08.21)
протоиерей Александр Шестак (†08.09.2021)
протоиерей Александр Дубинин (†28.09.2021)
иерей Алексий Петухов (†03.10.2021)
протоиерей Александр Лаврухин (†23.10.2021)
протоиерей Владимир Ковтуненко (†03.12.2021)
почившие насельники монастырей:
монах Петр (Колесник; †27.12.2020)
послушник Александр Веригин (†01.01.2021)
иеромонах Харалампий (Захаров; †26.01.2021)
иеросхимонах Авраам (Княженцев; †18.02.2021)
иеромонах Варнава (Клюшин; †09.03.2021)
монах Киприан (Рыжков; †19.03.2021)
иеродиакон Севастиан (Антипочкин; †06.04.2021)
игумен Андроник (Трубачев; †5.04.2021)
послушник Игорь Веселов (†09.05.21)
игумен Косма (Алёхин; †09.08.2021)
архимандрит Мефодий (Петров; †22.07.2021)
монах Александр (Гайдэу; †09.08.2021)
архимандрит Андрей (Вац; †21.08.2021)
игумен Арсений (Мосалев; †06.09.2021)
архимандрит Александр (Богдан; †22.10.2021)
иеродиакон Никон (Шишкин; †10.12.2021)
послушник Дионисий Адов
почившие насельницы монастырей:
монахиня Исидора (Носова)
монахиня Марина (Леонтьева; †05.01.2021)
послушница Раиса Чекавинская (†16.01.2021)
схимонахиня Параскева (Маслюкова; †19.01.2021)
инокиня Саломия (Емельянова; †27.01.2021)
монахиня Валерия (Антонюк; †24.02.2021)
монахиня Макария (Позднякова; †28.04.2021)
монахиня Вассиана (Кирюхина; †26.08.2021)
монахиня Иннокентия (Васильева; †12.01.2021)
схимонахиня Рафаила (Александрова; †15.02.2021)
монахиня Елисавета (Бендас; †07.04.2021)
монахиня Александра (Барто; †22.08.2021)
инокиня Евмения (Задорожная; †11.08.2021)
схимонахиня Иоанна (Тамилина; †10.08.2021)
монахиня Марфа (Большева; †23.07.2021)
инокиня Елена (Титова; †20.09.2021)
монахиня Ангелина (Трифонова; †03.09.2021)
монахиня Маркелла (Белошицкая; †06.10.2021)
монахиня Домника (Богодист; †07.10.2021)
монахиня Каллиста (Корельская; †17.10.2021)
игумения Рафаила (Хильчук; †04.11.2021)
схимонахиня Михаила (Непытаева; †09.11.2021)
монахиня Ермогена (Хилюкова; †13.11.2021)
монахиня Георгия (Михеева; †03.12.2021)
Пропоем почившим «Вечную память».
Обзор деятельности Патриарха в 2021 году
Распространение коронавирусной инфекции, продолжившееся в истекающем году, как и в прошлом, не могло не наложить определенные ограничения на мою деятельность. Число совершенных мною в этом году богослужений составит 113. Среди этих богослужений — два великих и одно малое освящения храмов, совершенных мною в других епархиях[4]. В уходящем году я совершил 6 визитов в 5 епархий[5], в то время как в 2020 году такой визит был лишь один. Поскольку посещение епархии или прихода Патриархом с совершением богослужений влечет за собой большое скопление людей, причем в условиях, когда соблюдение санитарной дистанции явно затруднительно, сегодня было бы неразумно и немилосердно увеличивать количество таковых богослужений. Сокращение количества богослужений, совершаемых при стечении богомольцев, привело к увеличению числа богослужений, совершаемых мною в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту, ставшем местом моего постоянного пребывания. Скорблю об отсутствии личных встреч с духовенством, монашествующими и мирянами епархий, московских обителей и приходов. С надеждой также ожидаю возможности вновь осуществлять визиты в епархии и — особенно — посещать московские приходы.
Очень важным был для меня визит в Казанскую епархию, где 21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, я совершил великое освящение воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря, а затем возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Памятными стали также богослужения и мероприятия, посвященные 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского: освящение 11 сентября на берегу Чудского озера мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной» и церемония его открытия с участием Президента России Владимира Владимировича Путина; торжества 12 сентября в Александро-Невской лавре и на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге; великое освящение 19 сентября Александро-Невского собора в Волгограде.
В условиях упомянутых ограничений по посещению епархий и приходов большинство встреч с иерархами нашей Церкви, с государственными, общественными и религиозными деятелями проходило в Москве — очно или с использованием современных средств видеосвязи.
Традиционно на протяжении года я несколько раз встречался с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, а также обсуждал с ним текущие вопросы по телефону. 21 апреля я присутствовал на оглашении Президентом Послания к Федеральному Собранию; 12 июня, в День России, совместно с главой государства посетил выставку в Третьяковской галерее, посвященную 800-летию Александра Невского, а 11 сентября, как я уже упомянул, принял участие в церемонии открытия памятника на берегу Чудского озера.
В прошлом месяце, в связи с моим юбилеем, в Кремле мне был вручен Президентом высший государственный орден России — Андрея Первозванного. Убежден, что высокая оценка руководства страны деятельности Патриарха является государственным признанием места Церкви в современной жизни и имеет отношение и ко всем иерархам, клирикам, монашествующим и верным чадам церковным, разделяющим со мной своими молитвами и неленостными трудами высокое и ответственное Предстоятельское служение.
В истекшем году, как и в предыдущие, я неоднократно встречался с главами регионов России и с епархиальными архиереями, в том числе провел отдельную встречу со всем епископатом Молдовы. Кроме того, состоялась весьма плодотворная видеоконференция с архиереями Дальневосточного федерального округа России. Памятной и обогащающей стала для меня беседа со священниками, несущими служение в «красных зонах» больниц в разных регионах России. Несмотря на то, что коммуникация через видео-конференц-связь является далеко не совершенной формой общения и имеет много изъянов, должен заметить, что использование удаленных форм работы, с учетом географических условий нашей Церкви, позволяет укрепить как связи епархий с Предстоятелем, так и оперативное взаимодействие между епархиями.
Среди важных очных мероприятий, в которых я принял участие, назову: пленарное заседание IX Парламентских встреч в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 18 мая; Пленум Межсоборного Присутствия с 26 по 28 мая; двусторонние и совместную встречи в Москве с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II и с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде 12 и 13 октября.
В 2021 году под моим председательством прошло четыре заседания Священного Синода[6], между которыми ряд срочных решений принимался членами Священного Синода путем переписки. Состоялись три заседания Высшего Церковного Совета[7]. Ожидается, что в текущем году пройдет еще одно заседание Священного Синода и одно совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета.
Среди прочих определений Священный Синод принял важное решение для Москвы и Московской области. До апреля этого года Московская епархия включала в себя Москву и Московскую область. Правящим архиереем всей этой громадной епархии был Патриарх. При этом городской частью епархии Патриарх управлял непосредственно сам при помощи викариев, а областной частью — через Патриаршего наместника Московской епархии, действовавшего на правах епархиального архиерея. Часто можно было даже слышать такое не соответствующее уставу именование как «Московская городская епархия» и «Московская областная епархия», хотя, на самом деле, епархия одна. Упомянутая система управления восходит еще к установлениям Собора 1917-1918 годов, который определил, что «Патриаршую область составляют град Москва и вся Московская епархия, а также ставропигиальные монастыри Российской Церкви. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах патриаршею областью управляет, по указаниям Патриарха, патриарший наместник, с титулом Архиепископа Коломенского и Можайского» (вскоре после Собора титул был изменен на «Крутицкий»). В советское время и в последние годы такая система управления фактически привела к тому, что в Московской области два архиерея имели права епархиальных — Патриарх и митрополит Крутицкий, что стало очевидной канонической коллизией. Чтобы уйти от нее и ради улучшения системы управления сотнями областных приходов было принято решение выделить из Московской епархии пять новых епархий Московской области, объединив их в митрополию. Таким образом с апреля этого года Московская епархия — это город Москва (и просил бы более не употреблять неправильное выражение «Московская городская епархия»), а Патриарх является епархиальным архиереем только города Москвы. При этом Патриарх является также митрополитом Московской области, а митрополит Крутицкий и Коломенский помогает ему в управлении митрополией как Патриарший наместник таковой, будучи при этом также епархиальным архиереем Коломенской епархии. Истекшие несколько месяцев показали, что все эти преобразования уже служат пользе церковной жизни в Московской области — архиереи стали более доступными для общения с духовенством и мирянами, получили возможность реального участия в жизни приходов. Этим преобразованием завершилась реформа церковного управления на территории России. До сегодняшнего дня я избегал или максимально ограничивал употребление слова «реформа» применительно к церковной жизни, памятуя о том, что появление церковных расколов в нашей Церкви всегда было связано с некими реформаторскими деяниями. Но совершенно очевидно, что предпринятые преобразования, о которых идет речь, лишены протестного потенциала, потому что имеют обоснование в истории Православия и несомненно воспринимаются как благо всеми, кого касаются.
Среди прочих решений Священного Синода также обращу ваше внимание на установление 30 октября, в государственный День памяти жертв политических репрессий, ежегодного поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Мы уже многие годы чтим память новомучеников и исповедников Церкви Русской. При этом мы отдаем дань памяти и всем людям, безвинно убиенным или умершим без вины в тюрьмах и лагерях, по каким бы причинам им ни выносился неправосудный приговор — по политическим, сословным и прочим. А о тех из них, которые принадлежали Православной Церкви, Священный Синод определил совершать особые заупокойные богослужения. Прошу вас, владыки и отцы, неукоснительно совершать это поминовение ежегодно 30 октября, сопровождая поминальные богослужения подобающими словами проповеди — напоминая о трагедии нашего народа, но и без политизации этой памяти.
Наконец, упомяну о том, что Священный Синод избрал новым архиереем Владикавказской епархии многолетнего клирика нашей епархии — насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Герасима, затем служившего в Японии, а последний год — в Москве. В праздник Покрова совместно с другими архипастырями я совершил его хиротонию. Всего сегодня в Русской Православной Церкви 389 архиереев и 319 епархий.
О поддержании высокого уровня пастырского служения столичных священнослужителей
Прежде чем поделиться своими размышлениями на эту тему, хотел бы рассказать о настораживающих результатах исследования, которое мы провели летом и осенью этого года в 22 приходах с разными характеристиками: это — центральные храмы и храмы из густонаселенных окраинных районов, храмы с большой и малой площадью. Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом число прихожан, снизившееся в 2020 году в среднем на 30%, осталось в 2021 году на этом же невысоком уровне, а в летние месяцы их число и еще уменьшилось.
У этого явления есть разные причины, в числе которых — и выросшая, к сожалению, смертность, и опасения за здоровье, и соблюдение санитарной дистанции, и переезд целых семей из Москвы в пригород, и известные всем ограничения для людей старшего возраста, и, как ни прискорбно, утрата доброго навыка ходить на богослужения.
В связи с этим мы должны в полной мере осознать, что такая ситуация накладывает на каждого из нас тем большую пастырскую ответственность за каждого приходящего в храм. В упомянутых условиях пастыри призваны быть особенно внимательны к себе и своему облику, должны опасаться оттолкнуть брата или сестру во Христе равнодушием, надменностью и невнимательным отношением к порученному делу и к приходящим в церковное собрание людям.
Священник призван соблюдать присущее сану достоинство как в храме и в быту, так и в Интернете, должен быть в буквальном смысле слова безупречным — образцом для верных в слове, в образе жизни, в вере, в чистоте (ср. 1 Тим. 4:12).
Столичные клирики находятся на особом положении, и мне хорошо известно, что подавляющее большинство из вас, дорогие отцы, с честью и достоинством трудятся в винограднике Христовом. Содержательные, тщательно подготовленные проповеди, качество которых существенно возросло за последние годы, готовность приумножать свои знания, благоговейное совершение богослужений, стремление делать все для облегчения понимания службы Божией людьми — все это должно быть характерными чертами московского священнослужителя. Во-первых, Первопрестольный град уже в силу своего столичного статуса должен быть образцом устроения церковной жизни в епархиях. Во-вторых, стремительные изменения уклада жизни современного общества в Москве происходят опережающими темпами, и с вызовами, перед лицом которых сегодня стоят московские клирики, через какое-то времени встретятся служители Церкви в других регионах. В числе таких вызовов — присутствие в нашем городе большого количества иностранных граждан, так называемых гастарбайтеров, в большинстве своем выросших в рамках иной религии и иной культуры.
В связи с этими и иными обстоятельствами, связанными с пастырским служением в Москве, к вступающим в клир Первопрестольного града предъявляются высокие требования. В конце прошлого года мною по представлению епархиального совета были утверждены указания относительно порядка рассмотрения прошений священнослужителей об их принятии в столичный клир, уточнено и дополнено положение о подготовке ставленников, регламентирована очень важная и ответственная деятельность экзаменационной комиссии. Не так давно Священным Синодом был утвержден новый порядок распределения выпускников духовных школ московского региона[8].
Все это делается для того, чтобы, во-первых, перемещение клириков в Москву совершалось только в случае действительно серьезной необходимости и не обескровливало церковную жизнь в иных епархиях, где люди так же, как и в Москве, нуждаются в пастырском окормлении, а во-вторых — затем, чтобы принимаемые в братство столичного духовенства клирики были достойны своих собратьев, имели высокий образовательный и культурный уровень, содействовали развитию, а не умножению проблем церковной жизни Москвы.
Очевидно, что высокие требования относятся не только к кандидатам в клир, но и к действующим священнослужителям. Особенно это касается образовательного уровня духовенства.
В 2020 году на базе Перервинской духовной семинарии возобновились курсы повышения квалификации клириков нашего града. Руководителем курсов повышения квалификации и Центра образования духовенства назначен ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин). Прошедший год стал десятым годом работы курсов. С этого момента на курсах прошли подготовку 5 групп клириков, занимавшиеся по 12 предметам. Всего за данный период повысили свою квалификацию 190 священнослужителей Московской епархии. В 2020-2021 учебном году в связи с эпидемической ситуацией Центр образования духовенства стал реализовывать образовательные программы в дистанционном формате, что позволило в меньшей степени «отрывать» слушателей курсов от богослужебной жизни приходов. В том числе благодаря этому удалось достичь наибольшего за время существования курсов показателя по количеству прошедшего обучение духовенства — 157 клириков.
Повышение квалификации священнослужителей — дело, не имеющее аналогий не только в истории Русской Церкви, но и в истории всей семьи Поместных Православных Церквей. Убежден в том, что потребность в открытии таких курсов во всех епархиях, где это возможно, давно назрела. Пастырь и по смыслу самого слова, и по внутреннему наполнению своего служения есть тот, кто шествует сам и ведет за собой народ Божий к Господу Иисусу. Безусловно, лучшим способом такого христианского церковного лидерства является личное благочестие и стремление к осуществлению идеалов Евангелия в своей жизни. Но поскольку все мы находимся только на пути к этому, то и уровень образованности, компетентности, способности отвечать на вызовы времени каждого конкретного священнослужителя является чрезвычайно важным во всякую эпоху и в наше непростое время в особенности. Знания, полученные когда-то в духовных учебных заведениях, у некоторых священнослужителей и ранее не всегда отличались достаточно высоким уровнем. Я могу вполне обоснованно судить об этом на основании регулярных докладов Учебного комитета. У других же клириков за текущими хозяйственными и административными заботами некогда полученные знания и навыки могли подзабыться за годы, прошедшие после получения образования. Кроме того, буквально каждый год нашей жизни привносит прежде невиданные вызовы, о которых и помыслить не могли преподаватели и студенты духовных школ десять-пятнадцать лет назад. А ведь очень многие из этих вызовов требуют современного пастырского ответа!
Каждый клирик города Москвы должен знать, что постоянная работа над самообразованием, вдумчивое чтение, размышление над Священным Писанием и святоотеческим наследием, сознательное и деятельное участие в процессе переподготовки и повышения квалификации, который будет осуществляться в различных формах, — это часть его обязанностей. Уверяю вас: прилежное отношение к качеству своих знаний, сочетаемое с ревностным служением, будет замечено Священноначалием. Мне известно, что большинство священнослужителей охотно идут на курсы повышения квалификации, с достаточным успехом осваивают предлагаемые там дисциплины, живо участвуют в семинарах и практических занятиях.
Возвращаясь к теме заботы о приходящих в храмы людях и пастырскому вниманию к ним, призываю вас, Преосвященные владыки и дорогие отцы, освежить в своей памяти все те практические рекомендации, которые мы с вами подробно обсуждали на прошлых епархиальных собраниях и которые становятся сегодня еще более актуальными. Речь, в частности, идет об организации дежурств катехизаторов-консультантов в храмах, распространения просветительских листовок на самые востребованные темы (к примеру, о крещении, отпевании; о значении святой воды и тому подобные), относительно раздачи текстов праздничных канонов или полных праздничных служб с параллельным переводом на русский язык, об использовании аудиооборудования в храмах, о необходимости обращать усиленное внимание на четкость произношения богослужебных текстов клириками и чтецами, о внятном и благозвучном пении церковных хоров.
Следует заботиться и о том, чтобы приходское расписание было удобным для молящихся. Наша традиция предусматривает участие мирян в богослужениях суточного круга накануне причащения Святых Христовых Таин, но не всегда занятый на работе человек имеет возможность присутствовать в храме и вечером, и утром, особенно в будни. Если некто был занят на своей работе или был обременен неотменимыми семейными попечениями, а не предпочел посещению вечернего богослужения развлечения, то это не может стать препятствием для причащения Святых Христовых Таин. Не вижу ничего худого в том, чтобы, например, там, где это сочтет полезным настоятель, в седмичные дни Литургия предварялась совершением утрени, как это делается в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля и в ряде приходских храмов Москвы. Не следует и неоправданно затягивать богослужение, равно как и допускать раздражающую многих прихожан спешку. Богослужение всегда, и в праздники, и в будни, следует совершать благоговейно. Ничто не должно помрачать его красоту.
Будем всегда помнить о нашей ответственности за всех приходящих в храмы и монастыри, чтобы помолиться, получить утешение, оторваться от ежедневных будничных забот и посвятить свое время общению с Господом и Спасителем.
О пастырской работе с подростками
Отдельное и особенное внимание требуется обратить на пастырскую заботу о детях, вступивших в пору взросления. Прошлогоднее епархиальное собрание определило одной из тем викариатских пастырских конференций следующую: «Пастырская коммуникация с подростками». По итогам этих конференций предложу Вам некоторые свои мысли.
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни молодого человека. В это время подросток переживает серьезнейшие изменения, причем не только в области физиологии; перестраивается его душевное и духовное мировосприятие — он переходит от детской модели поведения ко взрослой. Порой приходится встречаться с мнением, в том числе среди пастырей, что именно вопросы взросления в телесном смысле и взаимоотношения с противоположным полом занимают центральное место в так называемом подростковом кризисе. Между тем, не менее важными являются острые и, подчас кажущиеся молодым людям неразрешимыми, вопросы справедливости, взаимоотношений со сверстниками, обретения самостоятельности от родителей, учебы, выбора будущей профессии или рода занятий, даже финансовые проблемы. Упомянутые обстоятельства оказывают существенное влияние на все стороны жизни подростка, в том числе и на его отношение к Церкви. В частности, с болью в сердце мы наблюдаем охлаждение веры или даже уход подростка за церковную ограду, несмотря на предшествующий положительный церковный опыт. Именно в этом возрасте подростку необходимо пережить опыт самостоятельного сознательного осмысления своей веры, обрести новые убедительные свидетельства ее истинности. Далеко не всегда этот кризис роста проходит быстро, иногда его завершения приходится терпеливо ожидать многие годы и наступает оно во взрослом возрасте.
В период, когда прежние жизненные ориентиры переосмысляются, необходимо дать молодым людям то, в чем они нуждаются больше всего в данный момент: опору, поддержку, понимание, доверие, безусловную любовь без навязчивости и без снисходительного высокомерия. Пастырь и приходская община должны являть любовь ко всем в нее приходящим, в том числе и к подростку, ибо «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Взрослеющие молодые люди обычно стремятся к свободе в своих действиях, к самостоятельности в принятии решений и требуют к себе уважительного отношения. Должен сказать, что это требование вполне закономерное и обоснованное, а потому именно в этом возрасте с ними уже следует говорить как со взрослыми, проявляя внимательность и осторожность. Фальшь, неверно выбранная интонация могут породить протест и даже отторжение. Современный подросток нередко болезненно реагирует на порицание. Не всегда ему хватает терпения и готовности прилагать усилие и работать над собой. «Волшебные» [в кавычках] психологические марафоны и подобные им мероприятия становятся более привлекательными и интересными. Поэтому Церковь должна стать местом, где с подростками будут разговаривать искренне, без какого-либо формализма, без излишней назидательности, с уважением, с предельной чуткостью. В этом возрасте такое общение становится крайне важным, особенно в ответственные периоды их жизни — во время различного рода соревнований, отчетных концертов, экзаменов, в дни глубоко переживаемых личных событий. Призываю вас, дорогие отцы, не тяготиться таким общением с подростками, даже если оно бывает сопряжено с неприятием вашей позиции, с проявлением неблагодарности или просто представляется скучным и утомительным. В такие моменты полезно честно и беспристрастно вспоминать себя в том же возрасте. Даже если наше взросление с высоты прожитых лет кажется нам простым и безоблачным, будем терпеливы и снисходительны к чадам, по апостольскому слову: «Отцы, не раздражайте своих чад, чтобы они не унывали» (Кол. 3:21).
Не следует забывать и о личном примере, ибо детям свойственно заимствовать образ жизни старших. Никакие увещевания подростку отказаться от электронного устройства и выйти в реальный мир не будут иметь успеха, если начинающие взрослеть дети будут видеть собственного отца погруженным целыми вечерами в смартфон или планшет. Едва ли подросток сам возгорится благоговением к богослужению, если увидит небрежное и неблагоговейное поведение священнослужителя во время службы. Такие примеры, к сожалению, не являются единичными.
Следует иметь в виду еще одно соображение. Сложности характера подростка бывают обусловлены взаимоотношениями между родителями. Период «бури и натиска» для подростка можно сделать менее опасным, если вовремя деликатно обратиться к его родителям и осторожно призвать их задуматься об образе жизни, об отношениях друг с другом, о мире в семье. Далеко не всегда священник обладает такой возможностью и не следует создавать ее искусственно, без разрешения вмешиваясь в жизнь других семей, но если такая возможность есть, то пренебрегать ею не следует.
Приходские общины могут предпринять и некоторые практические действия, направленные на вовлечение подростков в приходскую жизнь. Вообще не следует стесняться поручать им серьезные и ответственные дела, конечно, с поправкой на возраст и способности. Где это позволяет инфраструктура прихода, состав приходских сотрудников или активистов, полезно создавать кружки и объединения, обеспечивающие связь и преемственность между воскресной школой и молодежным движением прихода. Это могут быть подростковые сообщества разной направленности: творческие, театральные, добровольческие, спортивные, туристические, скаутские, военно-патриотические, созидательно-трудовые, а также библейские кружки и киноклубы. Такие объединения создадут среду доброго христианского общения, а в глазах подростка подчеркнут его важность и ценность. Одним из проявлений совместной деятельности могут быть и социальные проекты (хотя бы и ограниченные в настоящее время по противоэпидемическим соображениям) — кормление бездомных в составе взрослых групп милосердия, посещение больниц, домов престарелых, интернатов и других мест, где молодой человек сможет проявить свое деятельное участие в жизни других, любовь и заботу о них. По доходящим до меня сведениям, с большой охотой подростки участвуют в локальных мероприятиях, которые мы раньше назвали бы субботниками, а сегодня именуют экологическими акциями: это — уборка общественных территорий, сбор и сортировка мусора, макулатуры. Очень хорошо, когда нынешнее поколение вовлекается в заботу о творении Божием. При этом считаю важным избегать политизации таких акций и направлять внимание и усилия молодежи именно на заботу об окружающей среде.
Все эти добрые и объединяющие подростков дела не должны затмевать собой то главное, ради чего мы трудимся. В конечном итоге пастырская приходская работа, как и любая сфера деятельности прихода, должна выстраиваться вокруг молитвы, вокруг Евхаристии, вокруг Христа. Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению, привить им любовь ко Христу и Его Церкви.
Важно при этом каждому из нас научиться терпению, снисхождению, любви и молитве за тех, кто претерпевает «болезни роста». Не всё, посеянное сеятелем, всходит и плодоносит сразу; быть может, сказанные нами добрые слова Господь приведет на память сегодня «колючему» и не слишком покладистому подростку через много лет, во взрослом возрасте. Итак, нам надлежит делать что д?лжно, и да свершится над всеми нами всеблагая воля Божия.
* * *
Дорогие владыки, отцы и братья, матушки игумении!
Весь мир, наша страна и наша Церковь в прошлом переживали периоды, куда более сложные и тяжелые, чем нынешний. Тем не менее, мы естественно сравниваем текущую ситуацию с недавним прошлым и оцениваем переживаемые обстоятельства, исходя из знакомых нам благополучных времен. Поэтому сегодня многие люди испытывают смятение и тревогу за будущее. Но у нас, священнослужителей и монашествующих, нет никакой неопределенности. Мы совершенно точно знаем, что именно каждый из нас может и должен делать. У каждого из нас есть то, что остается неизменным и непреложным в любых условиях: это наше служение. Для монашествующих в монастырях — это усиленная личная молитва и — весьма желательно — ежедневное участие в богослужении, и совершение добрых дел. Для диаконов — это благоговейное призывание людей на общую молитву, забота об алтаре Господнем и помощь настоятелю в трудах по организации приходской жизни. А для всех нас, дорогие архипастыри и пастыри — это то, что так прекрасно и исчерпывающе сформулировано в молитве на пресвитерскую хиротонию, которая когда-то была прочтена над нами. А именно: что бы ни происходило в мире, мы должны с неизменной ревностью предстоять жертвеннику Великого Бога, возвещать Евангелие Царствия Его, священнодействовать слово истины Его, приносить Ему дары и жертвы духовные, обновлять людей Божиих через купель пакирождения.
Да хранит всех нас Пастыреначальник и Господь наш Иисус Христос в верности и любви к тому великому делу, которое Он вручил нам, и да совершится Его сила в нашей немощи! (ср. 2 Кор. 12:9). Аминь.
* * *