Человек совершил плохой поступок. Или даже несколько. Например, присвоил как-то приличную сумму государственных денег. А потом – пожертвовал средства на какое-то благое дело, на строительство храма, например, или больнице, или помог конкретному нуждающемуся человеку. Можно ли украсть ради благого дела? Размышляет протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва).
Такие случаи, когда на неправедно добытые средства строились храмы и монастыри существовали в нашей истории, существуют и будут существовать, ничего с этим не поделаешь. Вспомним рассказ о возникновении Оптиной пустыни: будто был такой разбойник Опта, который покаялся, и потом на все свои награбленные богатства построил монастырь.
Подобные благочестивые легенды, наверное, дают основания думать некоторым людям о том, что это может быть возможно и принято Богом. Но я бы хотел напомнить о древнем церковном каноне, в котором говорится, что деньги блудницы не могут быть жертвой на храм. По-моему, этим все сказано. Деньги, полученные грехом (не важно, блуд это или воровство, коррупция, грабеж, распиливание бюджета, откаты) не должны стать церковным пожертвованием. Так что не только грешить ради будущих добрых дел нельзя, но деньги, полученные в результате этих грехов, Церковь принимать не может.
К сожалению, порой священнослужители не отказываются от таких пожертвований из прагматических целей. Но это не отменяет существование канона.
Понятно, что если деньги тайно получены в церковную кружку, не определишь, от кого они. Но если священник точно знает, что ему приносит подношение человек, получивший средства, которые желает пожертвовать, нечистым, нечестным способом, он должен отказаться. Допустим, жертвуют на храм колокола, на которых написано что-то вроде «От братвы нашего города». Странно, если такое приношение будет принято…
Представим, что человек, наворовавший денег, потом строит приют для сирот. Может быть, он поступает и хорошо, но лучше от этого он точно не становится, ведь он тратит на благое дело не свои деньги. Все-таки лично для него лучше не воровать, честно зарабатывать, и вот уже от честно заработанного делать пожертвования. Потому что он украл те деньги, на которое государство могло бы построить больницу или тот же приют, купить лекарство для больных, оплатить жизненно необходимые операции.
Человек может себя бесконечно успокаивать добрыми делами, но суть причиненного им зла от этого не становится иной. Хорошо, конечно, что он не спустил эти деньги в казино, не купил себе еще одну яхту, а построил приют, сделал выбор в пользу детей. Но надо же понимать простые вещи, что эти деньги он взял не из воздуха, а украл у тех, кому они были предназначены, у своего народа, если речь о чиновнике, который «распиливает» бюджет. И все вещи здесь нужно называть своими именами.
pravmir.ru