«И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется»
(Мк. 13: 13)
Несмотря на ставшие уже привычными зверские расправы боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта», весь мир был шокирован казнью 21 копта ливийским филиалом ИГИЛ, видеозапись которой была опубликована 15 февраля 2015 года. Однако этот случай – далеко не первый в череде убийств и дискриминации христиан в Ливии за последние несколько лет и наверняка не последний. Данная статья расскажет, что принесла христианству в Ливии т.н. «арабская весна», начавшаяся в 2011 году в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
В настоящее время Ливия находится на 13 месте в рейтинге наиболее опасных для христиан стран правозащитной организации Open Doors, расположившись между Саудовской Аравией и Йеменом. Это означает, что Ливия получила статус закрытой и враждебной для христиан страны, где никто не может гарантировать им безопасность. В любой исламской стране наличие христиан свидетельствует об уровне безопасности и стабильности, является своего рода лакмусовой бумажкой. Изгнание христианского населения всегда неизбежно ведет к поляризации общества и усилению радикальных настроений в нем. Нет сомнений в том, что и исламская община через какое-то время пожнет горькие плоды уничтожения христианства – последнего препятствия на пути экстремистов, которым чужды общечеловеческие ценности морали и справедливости, для которых ничего не значит священный дар человеческой жизни.
Обратимся к истокам сложившейся ситуации. Под «арабской весной» принято подразумевать череду государственных переворотов и протестных движений во многих странах арабского мира. События развивались по классической схеме: оппозиция получает обширную поддержку с Запада, протесты идут под эгидой свержения существующих «диктаторских властей» и борьбы за свободу и демократию, под иностранным влиянием конфликт катализируется и превращается в «гражданскую» войну. Похожие процессы наблюдались в Ираке в 2003 году, в Сирии, Тунисе и других странах в 2011 году.
Следует иметь в виду, что в Ливии на тот момент был весьма высокий уровень жизни, образования и социальной обеспеченности населения, т.е., народное недовольство не могло быть основополагающим поводом. Принято считать, что главным мотивом для военного конфликта послужил кризис во взаимоотношениях ливийского лидера Муаммара Каддафи с племенными кланами. Перед нами не стоит задача детально анализировать причины и ход конфликта, поэтому мы сосредоточимся на том, каким образом эти события сказались на христианах Ливии.
История Ливии, как и других стран региона, с первых веков н.э. неразрывно связана с христианством. С Ливией был связан святой евангелист Марк. В Ливии находится большое количество древних христианских храмов и кладбищ. C первых веков христианства Ливия была пастырской территорией Александрийской Православной Церкви, а титул Патриарха Александрийского и доныне включает в себя название Ливии и Пентаполя (так в древности называлась ливийская область Кириенака, состоявшая из пяти городов). Продолжительное присутствие на ливийских землях имеет и Коптская церковь. Несомненно, христианство имеет давние и глубокие корни в Ливии.
Перед началом конфликта в 2011 году христиане в Ливии составляли около 3% населения или 100–150 тыс. человек. Среди них насчитывалось 60 тыс. коптов (в основном, приехавших на заработки из Египта) и 50 тыс. католиков (Римско-католической, Мелькитской, Маронитской церквей), имелось некоторое количество православных общин, представленных в основном русскими, греками и сербами, а также несколько протестантских объединений: англикан, пятидесятников и др. Протоиерей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Захария Керстюк, ранее неоднократно
посещавший Ливию, отмечал, что до войны христиане в Ливии находились в безопасности, не испытывали дискриминации, а сама страна процветала.
С началом активной фазы переворота в Ливии стало ясно, что среди т.н. повстанцев находится большое количество экстремистов. Как отмечают российские востоковеды, основные оппоненты Каддафи являются радикальными исламистами. Весьма высок процент выходцев из Ливии в рядах Аль-Каиды в Афганистане и Ираке. Имеются сведения, что американские дипломаты в Ливии еще в 2008 году были хорошо осведомлены о том, что в ливийском Бенгази находится один из крупнейших в мире рассадников джихадистов и шахидов из числа сторонников Аль-Каиды.
Тем не менее, мятежники получили открытую поддержку западного альянса и международных организаций, прежде всего, ООН, которая резолюцией Совбеза №1973 от 18 марта 2011 года санкционировала применение военной силы для «защиты» повстанцев. Оружием и боевиками мятежников поддерживали и аравийские монархии, в частности, Катар. Вновь повторился иракский сценарий, когда страна с помощью иностранных «друзей» ввергается в хаос и разруху, в то время как в ней плодятся и укрепляются экстремистские террористические группировки, движимые жаждой крови и насилия. Первыми жертвами радикалов всегда становятся местные христиане — это наглядно показал пример Ирака, потерявшего с 2003 года три четверти христианского населения. Все внешние игроки прекрасно знали об этом, но предпочли проблему замалчивать, так как судьба христиан их, по всей видимости, не волнует.
C падением режима Каддафи для ливийских христиан настали крайне трудные времена. Порожденные переворотом хаос и вседозволенность развязали руки радикальным группировкам, которые незамедлительно принялись уничтожать христианство. Боевики убивали и похищали христиан независимо от вероисповедания, национальности или политических взглядов. И если в Египте или Сирии нападения на христиан многие СМИ старательно пытаются представить как реакцию оппозиции на поддержку христианами правящих режимов, то в отношении Ливии такую параллель не провести: христиан убивают только за то, что они христиане. Радикалы расценивают христиан как идолопоклонников. Занимая новые территории, боевики первым делом принимаются уничтожать все объекты христианского поклонения: кресты, храмы, иконы, скульптуры и кладбища христиан, а также усыпальницы и мечети мусульман-шиитов, а в некоторых случаях – и суннитов.
Говоря о нападении на храмы, стоит упомянуть, что греческий православный храм св. Георгия в Триполи как минимум трижды подвергался нападениям: 25 августа 2011 года он был ограблен, 7 мая 2012 года церковь была обстреляна, едва не погиб священник, 16 сентября 2012 года неизвестные пробрались в храм и осквернили его[9]. Другие церкви в Ливии также становились мишенями радикалов: поджоги, взрывы и обстрелы стали регулярным явлением.
Христиане подверглись гонениям не только со стороны обособленных экстремистских банд. Новые «власти» Ливии ввели жесткие ограничения против христиан. Так, запрещены любые формы миссии, под запретом Библия, ходить в храмы дозволяется только иностранцам. Представители властей открыто говорят о том, что христианам в Ливии нет места, и они могут представлять угрозу национальной безопасности. Преступления против христиан остаются совершенно безнаказанными[10]. Мало того, в феврале-марте 2013 года по подозрению в прозелитизме было арестовано от 50 до 100 коптов. Задержанных подвергали жестоким пыткам, один из них в результате скончался. Позднее копты были отпущены. 3 марта 2013 года Представительство Евросоюза в Ливии, в качестве реакции на арест и пытки коптов, сделало официальное заявление, в котором выразило серьезную обеспокоенность ситуацией со свободой вероисповедания в Ливии, призвав руководство страны к соблюдению прав заключенных. Реакция последовала на следующий день: 14 марта в Бенгази была подожжена коптская церковь; 15 марта 4 египетских христианина были без объяснения причин задержаны силовиками в Мисрате.
Если взглянуть на новостные сводки по ситуации в Ливии с 2011 года по настоящее время, то там регулярно будут фигурировать случаи убийств христиан, ритуальных казней, расстрелов, похищений, нападений на храмы, осквернений кладбищ. Жертвами боевиков становились в основном копты, так как остальные христиане из-за угроз исламистов в большинстве своем уже покинули страну.
5 апреля 2013 года Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата выступил с заявлением «О фактах дискриминации христиан в Ливии», где были перечислены последние на тот момент факты преследований христиан.
Убийству 21 копта в Ливии предшествовали и другие расправы над христианами. Вспомним только самые громкие из недавних случаев. В феврале 2014 года боевики группировки «Ансар Аш-Шариа» (сторонники шариата), ставшие сегодня «филиалом» ИГИЛ в Северной Африке, объявили в Бенгази награду за убийства христиан. Тогда же семеро коптов были похищены, отвезены в пустыню и расстреляны в упор из дробовиков.
В конце декабря 2014 года боевики совершили зверское убийство коптской семьи в Сирте: ворвавшись в дом, они расстреляли отца и мать, похитили из 13-летнюю дочь, которая затем была найдена застреленной в пустыне. Примечательно, что нападавшие не тронули материальные ценности христиан.
Апогеем гонений на христиан в Ливии стала жестокая казнь боевиками упомянутой группировки «Ансар Аш-Шариа» одновременно 21 коптских рыбака, ранее похищенных в Бенгази. Казни предшествовало обращение одного из боевиков, содержащее угрозы расправ над христианами. Террорист говорит на арабском языке с американским акцентом, что ИГИЛ будет воевать с христианами до тех пор, пока «… не придет Иса (мир ему!) и не сломает крест, убьет свинью и наложит джизью!» Христиане погибли как мученики: с достоинством они приняли смерть, произнося имя Господне. Это говорит нам о том, что экстремисты своих целей не добились. Они не смогли посеять панику среди христиан, наоборот, скорбь Коптской церкви разделил весь египетский народ и весь христианский мир, о чем будет подробнее сказано ниже. С одной стороны, эта страшная казнь – безусловно, скорбное событие. Но с другой – мученики своей кровью вновь и вновь засвидетельствовали миру о Христе, ибо «кровь мучеников – семя христианства», как говорил Тертуллиан.
После казни коптов Коптского патриарха Феодора II посетили с соболезнованиями Президент Египта Ас-Сиси и премьер-министр Ибрагим Мехлаб, министр обороны Седки Собхи, министры социальной поддержки, здравоохранения и по делам молодежи. Затем Феодора II посетил верховный имам главного исламского учебного заведения – университета Аль-Азхар – Ахмед Ат-Тайеб, а также многие другие религиозные и общественные деятели.
Что касается реакции Русской Православной Церкви, то 17 февраля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письменные соболезнования Президенту Египта и Предстоятелю коптской церкви, где отметил, что деятельность экстремистов направлена на подрыв многовекового баланса добрососедских отношений между христианами и мусульманами.
Коптская церковь причислила к лику святых 21 христианина, убитых боевиками ИГИЛ в Ливии, в их честь планируется построить храм, а власти Египта будут выплачивать семьям убитых ежемесячные пособия. Губернатор египетской провинции Минья С. Зийяда распорядился переименовать родную деревню убитых коптов в «Деревню мучеников». Синод Коптской церкви также распорядился создать специальный комитет для сбора данных о коптах, находящихся в Ливии, с целью их возвращения в Египет.
Президент Египта Абдельфаттах Ас-Сиси сразу после получения известий о бесчеловечной казни христиан срочно созвал совещание Совета безопасности Египта, было принято решение незамедлительно ответить на террор авиаударами по позициям боевиков в Ливии, гражданам Египта запретили въезд в Ливию. Любопытно, что посол Катара в Египте был отозван для консультаций в связи с тем, что представитель Египта в Лиге арабских государств обвинил Катар в поддержке терроризма. В этой связи стоит также отметить, что Катар прежде весьма активно выступал в поддержку свергнутого в 2013 году президента Египта М. Мурси, при котором христиане в Египте безнаказанно подвергались гонениям от рук сторонников «Братьев-мусульман». За это Катар даже временно оказался в изоляции среди других аравийских монархий (ОАЭ, Бахрейна и Саудовской Аравии, поддержавшей нынешнего Президента Ас-Сиси), не одобривших такое вмешательство во внутренние дела Египта. Таким образом, становится ясной позиция Катара по отношению к направленной против христиан деятельности ИГИЛ в Ливии.
Реакция Египта на казнь своих граждан перекликается с реакцией Иордании, которая также ответила бомбежками на сожжение заживо пленного иорданского летчика боевиками ИГИЛ в начале 2015 года. Возможно, на Ближнем Востоке еще не до конца исчерпали себя идеи арабского социализма и панарабизма, объединявшие в XX веке Египет, Сирию, Палестину, Ливию, Ливан и Ирак.
Все вышеперечисленное говорит о том, что никакой стабильности и демократии в Ливии нет. Переворот 2011 года принес в эту страну только разруху, смерть и страдания. Плодом безответственного, преступного вмешательства Запада и аравийских монархий в суверенные дела Ливии стало практически полное искоренение христианства в этой стране. Как говорит американский эксперт коптского происхождения Рэймонд Ибрагим, в Ливии по-прежнему «открыт сезон охоты на христиан».
Очевидно, что немногие христиане смогут жить в таких условиях. Согласно данным Open Doors, христиан в Ливии по состоянию на 2015 год осталось не более 35 тысяч человек, т.е. страну за 3 года покинуло около 80% христиан. Оставшиеся – в основном египетские копты, работающие в Ливии. Однако после недавней расправы над коптскими рыбаками египетские христиане принялись массово покидать Ливию. По данным СМИ, за последние дни в Египет хлынуло более 10 тыс. человек. Среди них оказались и копты, которым удалось пережить нахождение в плену у исламистов. По свидетельствам христиан, джихадисты регулярно подвергали их пыткам, лишали воды и пищи, унижали и постоянно оскорбляли.
Апостольский викарий Триполи епископ Джованни Инноченцо Мартинелли заявил, что в Ливии остается все меньше христиан, под опекой католического архипастыря осталась небольшая группа филиппинских медработников, которые помогают больным.
Казнь коптов в Ливии служит еще одним подтверждением тому, что за гонения на христиан на Ближнем Востоке в большей мере несут ответственность не местные мусульмане-соседи христиан, а пришлые радикалы, которые в ходе событий арабской весны фактически получили карт-бланш от западных «друзей» Ливии, Сирии и Ирака, а также от ближневосточных монархий в лице Саудовской Аравии и Катара.
Массовая казнь коптов по своей сути не стала чем-то новым для послевоенной Ливии. Скорее, она подвела мир к той красной черте, за которой последуют значительные изменения в отношении к экстремистам. Сложно сказать, наступит ли у сторонников «военной демократии» и исламского авторитаризма отрезвление или они продолжат действовать в угоду исключительно своим интересам.
Илья Кашицын
pravoslavie.ru