Недавно митрополит Иларион (Алфеев) дал интервью известному российскому журналисту Владимиру Познеру. Да, он – фигура неоднозначная и неоднократно подвергавшаяся критике, как за антирусскую, так и за антицерковную позицию.
Кроме того, известный журналист не только не скрывает, но и гордится своим атеизмом. Но, несмотря на все это, Познер – профессиональный журналист и мастер интервью: в его программе нервно посматривал на часы Дмитрий Медведев, и задумывались над ответами министры и общественные деятели.
Священнослужители не раз принимали участие в его авторской программе. Митрополит Иларион, протоиерей Дмитрий Смирнов и временно запрещенный в служении Иван Охлобыстин – все они побывали в студии Первого канала.
Чем Познер дорог православным?
Чем нам, православным, важен и дорог Познер? Быть может, вопрос прозвучал неожиданно, но все же. Владимир Познер – это совопросник мира сего, выразитель мыслей значительной части современной российской интеллигенции и думающей молодежи.
За последние годы в нашем обществе сформировалась группа молодых, активных и целеустремленных людей, с удовольствием идущих в бизнес, политику, общественную жизнь. Они образованы и начитаны, хотят постоянно развиваться, стремятся к чему-то новому. Но большинство из них, как правило, настроено против Церкви. Столь любимые многими «Дождь» и «Эхо Москвы» мало кого делают патриотами и верующими людьми.
Эти люди – тот самый долгожданный российский «средний класс», зарабатывающий свои деньги не в малиновом пиджаке с паяльником в руках, а своим умом и талантом. Сейчас перед Церковью стоит важная миссия – донести до этого класса Слово Божие. Так вот, Познер – это ретранслятор мыслей и вопросов этой группы людей. То, как он представляет себе Церковь и ее учение во многом является примером мировоззрения данной группы людей. За что Владимиру Владимировичу (не Путину, а Познеру) большое спасибо.
Кредо либерализма
За время просмотров наиболее интересных познеровских интервью у меня сложилась общая картина его взглядов на религию. По его мнению, религия, как таковая, – вещь неплохая, но вот Православию в истории России принадлежит якобы негативная роль. Именно в принятии православного христианства известный российский журналист видит корень всех наших проблем. Старая песня о главном– об этом уже писали многие либералы и западники, начиная с Чаадаева.
Церковь в России, по мнению этих людей – плотно связна с государственной властью и претендует на серьезную роль в обществе. Познер как атеист не раз задавал представителям Церкви вопросы в связи с законом о защите прав верующих о границах применения этого закона и его личной свободы как атеиста.
В современной России модно быть православным – утверждает Владимир Владимирович. Православие – это тренд, хотя истинно верующих людей, участвующих в церковной жизни, крайне мало. Церковь должна быть доброй и всепрощающей. Желательно простить все: начиная от Пусси Райот и заканчивая страшно представить чем. Короче говоря, старые аргументы Толстого по-прежнему популярны в рядах нашей интеллигенции…
Еще Познер дорог нам, православным, своими вопросами о религии. В интервью с митрополитом Иларионом он задавал вопросы по тексту «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Как Вы понимаете то или как Вы понимаете это и где грань между оценкой Церковью того или иного события и давлением на общество? В этих вопросах прослеживалось логика той самой новой группы людей в нашем обществе. Удивительным образом личные взгляды Познера совпадают с убеждениями многих либералов и являются своего рода кредо современного либерализма. Понимать это кредо и уметь с ним работать – все это может стать одним из приоритетов Церкви.
Надо соответствовать
Митрополит Иларион в интервью озвучил важную мысль: вызовы Церкви бывают с разным знаком, как плюс, так и минус. И если рост либеральных ценностей и разрушение семьи – это вызов со знаком «минус», то рост Церкви – это вызов со знаком «плюс». Церковь растет, занимает важное место в обществе и должна соответствовать этому месту.
Прошедшие 26 лет – уникальное время в истории России и Русской Церкви. Церковь получила практически неограниченные возможности, будучи свободной от внешнего давления со стороны государства. А, как известно, кому многое дано… Очень здравая мысль об ответственности Церкви перед обществом.
Россия-Запад
Еще одним важным моментом интервью стал вопрос о якобы антизападной позиции Церкви. Познер как убежденный западник считает, что у Церкви существует ярко выраженная антизападная позиция. В ответ на это митрополит Иларион пояснил, что противостояние Россия-Запад постоянное и меняются лишь его причины.
Сейчас это либеральные ценности, а в то время когда в Европе не было зарегистрировано ни одного однополого брака, а семья была важной ценностью, были другие аспекты противостояния. Поэтому не надо обвинять Церковь в антизападной позиции. Тем паче, что антирусской позицией грешит сама Европа.
Верить в душе или сколько православных?
Вопрос о численности православных в России – больная тема, как для церковных, так и для нецерковных людей. По самоопределению людей на улицах, у нас православное государство. Более трех четвертей населения считают себя православными. Но как только речь заходит о соблюдении постов, участии в таинствах Церкви или хотя бы о чтении Библии как оказывается, что православных два-три процента, а остальные «верят в душе» или «не нуждаются в обрядах».
Мне в этой связи очень понравился ответ владыки Илариона, признавшего, что это большая проблема, но подчеркнувшего, что «вера в душе» может и должна стать путем к полноценной вере.
Как я уже сказал, Познер дорог нам, православным. Владимир Владимирович – это лакмусовая бумажка современного либерализма. Он не говорит ничего нового, не придумывает «от себя», он просто констатирует факты и еще раз открывает нам глаза на общество, в котором мы живем и куда призваны нести Слово Божие.
Александр Ермолин
protoinfo.ru