В ожидании визита Владимира Путина в Японию мировая общественность активно обсуждает судьбу «камня преткновения» в отношениях двух держав – четырех островов Курильской гряды.
По итогам русско-японской и Второй мировой войн эти острова несколько раз меняли свою территориальную принадлежность и конечный их статус так и остался неразрешенным. Господин Хрущев, известный своей любовью к раздаче государственных территорий, предлагал в качестве жеста «доброй воли» отдать японцам два острова, однако наши восточные партнеры мечтают о возвращении всех четырех.
Не буду говорить о политике и, тем более, о статусе спорных территорий. Пусть политикой занимаются политики. Тем более, что в весьма скором времени Курильские острова и так станут Россией: из-за движения тектонических плит они медленно (18 мм в год), но верно движутся в сторону России. Буду говорить о другом чудесном явлении – о японском Православии.
Чужой монастырь
Недавно мне попались под руку дневники святого равноапостольного Николая Японского – одного из первых православных священнослужителей на японских островах. Он начал свою проповедь тогда, когда за распространение христианства в Японии полагалась смертная казнь. Кстати, за это надо сказать отдельное спасибо католическим и протестантским миссионерам, использовавшим нечестные способы обращения в свою веру, а также европейским торговцам, совмещавшим торговлю с грабежом и убийствами.
Оказавшись в Японии, святой Николай понял, что не надо лезть в чужой монастырь со своим уставом и по 14 часов в день изучал японский язык, историю и культуру страны, в которой хотел миссионерствовать. Изучал до тех пор, пока не стал ведущим специалистом по японистике.
Изучение местного языка и традиций стало первым заветом святого Николая всем миссионерам. Понимая, что европейцев не любят в этой стране, святой взял курс на создание Церкви из японцев, что и было успешно осуществлено.
Внешняя лояльность
Святой Николай воспринял миссионерский завет апостола Павла. Помните его проповедь в афинском ареопаге? Прогуливаясь по Афинам, апостол был возмущен городом, полным идолов. И вдруг, выступая перед философами, он стал их хвалить, называть боголюбивыми. Не смущайтесь этими словами! В них заключается великий миссионерский ход – похвалить, а потом показать, что этого мало и рассказать о христианстве. Именно так, а не с тротиловой шашкой в руках, христианин должен идти к язычникам.
Святитель Николай внешне был лоялен к католичеству и протестантизму. Искренне веря, что истина в Православии, просветитель Японии считал, что нельзя показывать японцам разделения внутри христианства.
Зона без политики
И еще один, пожалуй, важнейший принцип равноапостольного Николая. Никакой политики. В своих дневниках святой писал, что для японцев император важнее любых богов, а патриотизм – далеко не пустое слово. И когда началась русско-японская война, он благословил свою паству молиться за победу японского оружия. Сам же он отказался от общественных богослужений и ушел в затвор, в котором переводил богослужебные книги на японский.
Святой Николай Японский еще раз продемонстрировал, что русские, в отличие от многих других народов, приносят на чужую землю не меч, а мир. Надеюсь, и наш Президент познакомился с духовной дипломатией святого Николая До (как называют его японцы) и принесет мир на землю восходящего солнца, однако, не забывая о национальных интересах России.
Александр Ермолин
protoinfo.ru