Что можно и что нельзя назвать иконой? – поясняет митрополит Антоний (Паканич).
— Можно ли считать любое изображение Христа, Богородицы, святых, иконой? И, например, как относиться к Распятию, сделанному из деталей конструктора LEGO, который сегодня пользуется популярностью?
— Сам термин «икона» в переводе с греческого языка означает «образ», «изображение». Однако понятие иконы нельзя просто свести к первичному значению этого слова. Православная икона – не просто образ-изображение кого-либо или чего-либо, это не просто «продукт художественного таланта». Икона имеет богословское содержание и литургическое употребление. Это не картина на религиозную тематику, это образ с очевидным богословским значением, настолько прозрачным для верующего воцерковленного человека, что в древности икону называли книгой для неграмотных.
В ту эпоху, когда грамотность была уделом совсем незначительного количества людей, икона — наравне с проповедью и чтением священных текстов за богослужением — рассматривалась как источник обучения богословским истинам. И я уверен, что, несмотря на практически поголовную образованность людей в наше время, до сих пор существует проблема с богословской грамотностью, и иконы до сих пор выполняют свою древнюю функцию – говорят нам о Боге и о том, что Он сделал для нас.
Есть немало людей, чей путь в Православие начался с того состояния восторга, который они пережили пред православной иконой. В свое время я был заведующим Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии, там собрано много уникальных православных икон. Не раз случалось, что люди, так сказать, искушенные в искусстве, придя на экскурсию в музей, были поражены глубиной православной иконы. Многие из них стали церковными людьми. И в Киевской духовной академии мы также общими усилиями занимаемся собиранием коллекции икон для нашего Церковно-археологического музея, в котором есть уникальные шедевры украинской иконописи.
Икона имеет еще и литургическое значение: перед иконой молятся. Могут быть красивые картины, даже на религиозную тему, но перед ними нельзя молиться. Нельзя не только с точки зрения их несоответствия канону православной иконы, а именно потому, что они не настраивают на молитву, не помогают собраться уму и чувствам для молитвы. А православная икона призвана сделать именно это.
Есть интересное описание священномучеником архиепископом Иларионом (Троицким) своих впечатлений пред Сикстинской Мадонной, которую он увидел в Дрезденской галерее. Он пишет, что она поразила его своей красотой, потрясла эстетически, но он не представляет, как можно было бы молиться перед нею. Мне кажется, что священномученик Иларион очень глубоко прочувствовал и очень хорошо передал это различие между религиозной живописью и иконой.
Относительно второй части вашего вопроса отмечу, что икона в Православии, в силу того, что имеет литургическое употребление, почитается как предмет сакральный. Святые отцы эпохи VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, подробно объяснили почему почитание икон не есть идолопоклонство и как правильно понимать это православное учение. Есть множество серьезной литературы на эту тему, и каждый, кто хочет найти ответ, а не просто бросить в сторону Православия очередной камень, может ознакомиться со всеми подробностями этого интереснейшего с богословской точки зрения учения Церкви.
Таким образом, икона, как сакральное изображение, не должна употребляется в целях не литургических. Это явная профанация. Соответственно, в примере с конструктором LEGO и в других подобных случаях — налицо неуважительное отношение к тому, перед чем нужно благоговеть. Думаю, что от такого подхода к священным изображениям у ребенка может атрофироваться чувство возвышенного, надмирного. Насколько важно ощущение трепета и чувство восторга в формировании личности и развитии творческого потенциала
— хорошо известно. Об этом писали самые разные авторы самых разных эпох и религиозно-философских мировоззрений: от византийских богословов до идеологов романтизма XVIII века.
Природа является для нас отображением свойств Творца, Его могущества, силы и премудрости, но называться «иконой» она не может.
— Для китайцев природа – отражение Небесного, божественной гармонии. Можем ли и мы видеть природу, как икону?
— В Священном Писании есть такие слова: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Созерцая красоту тварного мира, мы видим мудрость, силу и величие Творца. Аскетическая традиция Православия исходит из важного принципа: чем больше мы ограничиваем свои, как сейчас бы сказали потребительские склонности, тем прозрачнее, очевиднее для нас становится природа во всей своей красоте и гармонии. Когда человек перестает рассматривать окружающую природу с точки зрения своих корыстных интересов, тогда природа открывается пред ним во всей красоте и гармонии, а это, в свою очередь, делает очевидным величие и силу Создателя.
Тем не менее, исходя из православного учения, называть природу «иконой» некорректно — потому, что учение об иконе основано на Боговоплощении. Икона возможна потому, что Бог воплотился, а если Он воплотился, то Он стал доступен нам в чувственном опыте: «что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1Иоан.1:1) — говорит удивительные слова святой Апостол Иоанн Богослов. Бог стал человеком – вот основа для иконопочитания.
Иногда нас упрекают в нарушении ветхозаветных запретов на изображение. Но для Ветхого Завета этот запрет был основан на том, что Бога никто не видел: “Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь” (Втор.4:15). А в Новом Завете Бог, воплотившись, стал доступен не только зрению, но и всем другим нашим чувствам. А то, что доступно чувственному опыту может быть изображено.
Природа является для нас отображением свойств Творца, Его могущества, силы и премудрости, но называться иконой» она не может.
pravlife.org