Почему богатому сложно войти в Царство небесное? И разве плохо стремиться быть успешным человеком? Размышляет священник Стивен Фриман – клирик Православной Церкви в Америке, настоятель храма святой Анны в городе Оук Ридж, штат Теннесси, создатель православного блога Glory To God For All Things («Слава Богу за все»), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Universe («Вездесущий: Христианство в одноэтажной вселенной
«Американская мечта» базируется на культе силы, успешности, Как говорил герой Второй мировой войны, генерал Джордж Паттон – «Америка любит победителей и терпеть не может неудачников».
И вот этот дух «успешности», «победы», «состоятельности» – самая, пожалуй, привлекательная для Америки версия «христианства». Огромные церкви, в которых помещаются десятки тысяч «сидячих мест», появились именно как воплощение «храмов успеха».
А больным быть не хочет никто. Зависимость, беспомощность, которую приносит с собой болезнь – кого же это привлечет?
Бедность (неважно, в каком масштабе – «кому супчик жидок, а кому жемчуг мелок») тоже крадет человеческое достоинство. По большей части, бедные дома – это семьи одиноких матерей с детьми. Изо дня в день они вынуждены думать о том, как заработать на хлеб, чем заплатить за аренду, вкалывают на двух, а то и трех работах. Деваться некуда – надо кормить детей.
Это обыденный, каждодневный подвиг, которого большинство и не замечает. Они не только на грани нищеты, они еще и совершенно измотаны – работать и поднимать детей в одиночку изнурительно, сил не остается совсем.
Ну и кто хочет быть слабым, больным, бедным, изможденным? Кто хочет едва справляться со скоростями этого мира, неуклюже переползая изо дня в день? Кто хочет быть несостоятельным? Кто хочет терпеть неудачи, несмотря на все приложенные старания и усилия? Кто хочет, чтобы о нем говорили: «или пусть берется за ум и живет как положено, или знать его не хотим»?
На мой взгляд, это просто удивительно – то, как крепко завладела «американская мечта» умами людей, что она так популярна.
Более того, на мой взгляд, именно концепция «американской мечты» может стать самым грандиозным препятствием к Спасению, с которым когда-либо сталкивался мир.
В Новом Завете ясно и четко сказано: мы спасемся через нашу немощь, уязвимость, «сердце сокрушенное». Благодаря этому, а не вопреки.
Наша уязвимость, наше несовершенство – физическое или духовное – это как раз то, посредством чего Господь спасает нас. Слабые, больные, нищие, усталые, нездоровые, опутанные проблемами, несмелые, не «соответствующие требованиям» общества, несовершенные, нелепые – все эти слова описывают те состояния, в которых Христос задумывал встретить нас.
Есть и хорошие новости – несмотря на огромную популярность «американской мечты», даже самые сильные из сильных, самые успешные из успешных все равно остаются слабыми. Их успех может ослепить их так, что они не видят своей слабости. Они могут быть так прельщены, что не признаются и себе самим в своей уязвимости. Но даже самые сильные остаются достаточно слабыми, чтобы быть спасенными.
Почему же мы спасаемся именно через нашу уязвимость, немощь, слабость? По-разному можно ответить на этот вопрос, но я скажу так: этот именно тот путь, преодолевая который мы больше всего уподобляемся Христу.
Христос совершенно определено описал этот путь – нужно «принять свой крест». В Нагорной Проповеди сказано:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы – соль земли» (Матфея 5:1-7).
Эти определения уж никак не подходят для людей сильных и успешных в сегодняшнем понимании. Такими словами описывается как раз слабость и немощь. Но это как раз то «ничтожество», та духовная нищета, которая является основанием всякого духовного роста.
Мы же, как говорят психологи, всеми силами пытаемся избежать уязвимости, защититься от немощи, слабости.
Добродетели, необходимые для спасения – это смиренномудрие и самоотдача, самоотвержение, «дух сокрушенный и смиренный».
Милосердие, доброта, щедрость – тоже, естественно, добродетели, но даже они чаще встречаются среди людей бедных и немощных. Вот вам нужно пару долларов, вы на улице. Вы, скорее всего, хотите получить их от тех, чья ситуация получше вашей. Но нет, чаще подают именно бедные. Богатые могут дать больше – просто потому, что у них просто больше денег. Однако их богатство, их сила, успешность как щитом прикрывают их от малейшего шанса испытать боль милосердного сердца.
Многие наши слабости вызывают у нас чувство стыда – особенно в нашей культуре, которая превозносит силу и успешность. Например, как стыдится человек своей неплатежеспособности или если скажут ему, что он «профессионально недостаточно квалифицирован»…
И человек стыдится себя, неудачника, а не того, что он «сделал неправильно» (мы называем это «виной»). Слабость по природе своей становится причиной неудач, провалов, и люди ощущают ее как нечто постыдное, позорное. Психологи утверждают, что боль от чувства стыда невыносима.
Мы пытаемся скрыть эту боль. Лжем, всячески делаем вид, что ничего не случилось и все в порядке. В Америке таких вот «позорников» называют «лузерами». Это словечко произносится с глумливым высокомерием, презрением.
Одновременно трагично, но неудивительно, что такой «стыд» ищет некой «победительской» конгруэнтности. Например, спортивные команды предлагают «неудачникам» некий заменитель успеха. То есть я лично могу быть этим самым лузером, но команда, за которую я болею – чемпион страны. И я буду носить футболку с логотипом этой команды и страстно болеть за нее на стадионе.
Спасение приходит к нам именно в состоянии слабости. Чтобы стать целым – нужно разбиться. Только униженный, слабый, неуспешный, опустошенный неудачами человек может наполниться вновь.
Архимандрит Захария Эссекский говорил об этом так: «Путь стыда – это путь Господа. И когда мы вступаем на этот путь, мы тотчас же обретаем Его себе в спутники. Через позор Креста Он спас нас; и когда мы каемся, идем к исповеди, Господь воспринимает это как благодарение Ему и в ответ дает нам утешение, и Святой Дух снисходит на нас».
Миссия Церкви – проповедовать Евангелие всем, но наибольший отклик слово Божье находит в сердцах слабых, больных, бедных, уставших, не «соответствующих требованиям», в сердцах тех, кто мучительно переживает свой стыд, свое «несоответствие требованиям» общества. Пастырская задача Церкви – всегда быть местом, где такие люди могли бы найти убежище и поддержку. Церковь должна быть местом, где тяжесть стыда, ощущение того, что ты в глазах других – «неудачник», уходит.
И это ясно объясняет, почему Христос был окружен блудницами, мытарями, прокаженными и т.п. Он видел их полные стыда, близкие по духу души. И Он добровольно пошел по пути, который привел Его в самое сердце стыда человеческого. Именно там Он встретил смерть и ад и даровал нам спасение. И ни в каком другом месте мы не можем Его встретить, нет другого пути. Если мы хотим жить с Господом, мы должны умереть вместе с ним.
Все мы имеем право на спасение. И лузеры, и «сильные мира сего».
Перевод Анны Барабаш