Игумен Даниил (Ирбитс) о новом «переселении народов»
– Отец Даниил, вы, как человек, живущий в Германии, считаете ли наплыв беженцев в эту страну и вообще в Европу большой проблемой? Или, быть может, даже опасностью? Если да, то с чем, на ваш взгляд, эта опасность связана и чем она вызвана?
«Накорми голодного, напои жаждущего, приюти странника». Или эти слова Христа перестали быть для нас актуальными?
– Опасностью это может стать лишь в том случае, если политика в отношении беженцев будет проводиться неправильно. Но ведь среди тех, кто принимает решения, много христиан не только по названию, но и по реальной вере. И многие люди действуют именно из христианских убеждений, искренне полагая, что, когда необходима помощь людям, попавшим в невыносимые жизненные условия, ее надо оказать. «Накорми голодного, напои жаждущего, приюти странника». Или эти слова Христа перестали быть для нас актуальными? А вот как это сделать грамотно, зависит от профессионализма тех, кто этим занимается, так сказать, по долгу службы.
Единственное, что, конечно, необходимо делать первоначально, – это регистрировать каждого человека, кто прибывает на территорию Европы, а не так, что толпа нелегалов перебралась из Венгрии в Германию.
– Как вы считаете, справится ли Германия с этой трудностью – финансово, экономически, психологически?
– Думаю, что у Германии достаточно мудрости и сил, чтобы справиться с этой проблемой. С Божией помощью – ведь Бог всегда на стороне тех, кто проявляет милосердие и оказывает помощь там, где она необходима.
– Как считают в Германии: не является ли число беженцев, эмигрантов, переселенцев, стремящихся осесть здесь, критическим, превышающим все мыслимые пределы?
– Пока на этот вопрос ответить трудно. Читая комментарии в интернете, видишь, что есть как позитивные, так и негативные. Я думаю, что время покажет. Но, в первую очередь, всё зависит от желаний мигрантов интегрироваться в жизнь страны. Интегрироваться честно, а не декларативно, стремясь только к «заветному» пособию и комфорту.
– Не боятся ли немцы буквально «раствориться» в общей массе переселенцев, потеряв собственную идентичность, которая первоначально имела христианские все-таки корни?
– Тем, кто сохраняет традиции своей культуры, нечего бояться. Наоборот – появляется прекрасная возможность показать эти традиции с их лучшей стороны, стать примером для многих народов.
– Каково сейчас, по вашему мнению, положение христианства в Германии? Кто-то ведь уже просто бьет в набат, говоря о закате христианства. Можно ли говорить о таком явлении?
– Христианство переживает очень интересный период: на мой взгляд, сейчас завершается переход от только внешнего следования традициям к осмыслению их внутренней сущности и реализации этого во всем жизненном строе. Поверьте, искренне верующих христиан в Германии не меньше, чем в остальных странах христианской традиции.
– На общем фоне подавляющего большинства переселенцев-мусульман делается ли какое-либо различие между ними и, скажем, христианами из Сирии, или же «все переселенцы на одно лицо»?
– Могу перефразировать слова Иисуса: каждый получает одинаковое и максимально «милостивое» отношение от властей, независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Приезжают ведь не только мусульмане, но и христиане, причем православные.
– Православная Церковь в Германии каким-то образом может способствовать, по вашему мнению, улучшению положения?
– Да, мы будем делать всё, что в наших силах. К примеру, в начале сентября у меня в монастыре была встреча с депутатом немецкого Бундестага Йенсом Кёппеном, где мы также обсуждали вопросы по беженцам-христианам из Сирии.
Сейчас пока не могу предавать общей огласке наш разговор по этому вопросу, но скажу, что мы готовы в любой момент прийти им на помощь.
Я твердо убежден: спасти Европу мы можем, только оставаясь христианами. Если мы справимся с этим, то даже наплыв мигрантов может быть своеобразной миссией. Если мы справимся…