Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия-24» предложил ввести административное наказание за употребление нецензурной лексики в общественных местах, сообщает
Regions.ru.
«Хотел бы затронуть еще одну серьезную проблему, требующую, на мой взгляд, государственных и, может быть, даже законодательных решений. Это употребление нецензурной и матерной лексики, - заявил митрополит. - Мне думается, что, например, за использование матерных слов в общественных местах людей нужно штрафовать, чтобы отучить их от этого безобразия. Мы не должны осквернять свою жизнь и окружающий мир словами, которые произносить не подобает».
Он рассказал, что за свои 50 лет не произнес ни одного матерного слова, в том числе когда два года служил в армии. «Поначалу надо мной подшучивали из-за того, что я не ругаюсь матом, смеялись, издевались. Но под конец моей службы при мне никто не ругался матом, то есть я сумел отстоять свою позицию. Это было непросто», - рассказал митрополит.
В ряде российских регионов уже запрещено употребление мата в общественных местах. Так, в частности, сделали в Белгородской области. Кроме того, ругань могут расценить как мелкое хулиганство и наказывать на сумму от 500 рублей до одной тысячи или административным арестом на срок до 15 суток.
За последние 25 лет матерная брань вообще почти перестала быть табуированной. Она проникла в кино, литературу и на телевидение, она не считается зазорной в устах женщин и подростков, а также в смешанных компаниях. Согласно опросам, около двух третей (61%) россиян используют ненормативную лексику в своей повседневной жизни. Напомним, что в советское время матерная брань в общественном месте считалась мелким хулиганством.
Хотя большинство граждан России сами более или менее регулярно используют матерщину, лишь 11% опрошенных ВЦИОМ не видят в использовании нецензурной брани ничего зазорного. 61% считают, что нужно бороться за чистоту русского языка всеми доступными средствами. Идея борьбы со сквернословием особенно популярна среди граждан старше 60 лет, ее также разделяют более половины опрошенных из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.
Весной 2014 года в России был принят закон о запрете нецензурной брани в произведениях искусства - на концертах, в театральных постановках, зрелищно-развлекательных мероприятиях, а также при показе фильмов в кинотеатрах. За его нарушение предусмотрены крупные штрафы. Годом ранее в России было законодательно запрещено материться в СМИ.
Корреспондент Regions.ru попросил священнослужителей прокомментировать предложение владыки Илариона.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что он, конечно, тоже противник матерной ругани.
«Это зло у нас укоренилось, слышим ругань повсеместно. А больше всего меня коробит, когда выражаются представители администрации, руководители, - то есть люди, которые обладают властью. Сюда же можно отнести представителей правоохранительных органов и других силовых структур», - продолжил о. Александр.
«Хорошо бы в нашем обществе начать кампанию по искоренению нецензурной брани. Потому что уже во многих семьях матерятся при детях и считают это нормой. Я просто диву даюсь такой полной разнузданности. Надо все-таки учить, воспитывать. Молодежь очень много ругается, и все это сходит с рук. Никому до этого дела нет, никто никакой ответственности не несет. Так что я поддерживаю митрополита Илариона», - заключил священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, признался, что ему нравится инициатива владыки Илариона.
«Матерная брань – это не просто личный грех человека по отношению к словесной природе, созданной Богом, но это еще и соблазн. То есть грех, который наносит другим своего рода нравственную травму или соблазняет вести себя соответствующим образом. Так что с евангельской точки зрения это действительно неподобающий образ, да и попросту девиантное поведение», - отметил о. Андрей.
«Поэтому даже безотносительно к религии - в общественном месте у человека не должно быть выбора, как себя вести: тот, кто матерится, должен подпадать под наказание за порицаемое в обществе словесное поведение, влекущее штрафные санкции. И если общество хочет быть нравственно здоровым, то введение штрафов вполне уместно», - заключил он.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, отметил, что, «конечно, предложение владыки надо всячески поддержать, потому что эта мера, даже если кажется не действенной, только начало: она готовит общество к борьбе с распространением нецензурной брани».
«Законодательно мало что можно решить без просветительской работы. Начиная со школы надо объяснять, что все традиционные религии очень жестко относятся к этому виду греха. Раньше, например, было телесное наказание – били палками, плетьми, чтобы вразумить человека. В восточных традициях тоже не относились безразлично: считалось, что бранные выражения сказываются на физическом состоянии окружающего мира. У нас, кстати, сейчас модно показывать физические эксперименты с водой, как она начинает портиться, если рядом нецензурно выражаются. То есть последствия этого греха пусть с религиозной точки зрения трактуются неверно, но понимаются правильно», - добавил о. Сергий.
«Матерная брань - это унижение человеческого достоинства. Человек достоин быть вместе с Богом, достоин Царствия Небесного, - а он вместо этого помещает себя в скотское состояние, даже хуже, потому что животные бессловесны и не сквернословят», - продолжил он.
«Если вести разъяснительную работу со школы, начнет формироваться среда, где этот грех неприемлем. Родители должны в этом плане защищать своих детей, иначе греховность скажется на них и потом вернется к родителям. Так что запрет – это способ духовной защиты. Ведь всякий беззащитный организм погибает», - подчеркнул священник.
«Кстати, документально известны случаи, когда во время Великой Отечественной войны люди, которые не сквернословили, доходили до Берлина без царапин. Бог хранит тех, кто его чтит, и таким образом тоже», - заключил о. Сергий.