Как вести себя православному христианину, когда совершается явное богохульство? Как защищать святыни от кощунственных посягательств и при этом не оказаться самому в плену у гневной страсти? Что же такое праведный гнев и в каких пределах он допустим? В связи с участившимися попытками осквернения православных храмов, оскорблениями религиозных чувств верующих и ответными действиями православных активистов эти вопросы становятся особенно актуальными и требующими разумного и взвешенного ответа.
Официальное мнение
Официальная позиция Русской Православной Церкви по вопросу о том, как вести себя православным христианам в подобных случаях частично уже озвучена в Заявлении Высшего Церковного Совета в связи с приговором по делу об осквернении Храма Христа Спасителя в 2012 году[1]:
- Определять меру пресечения и меру наказания – исключительная прерогатива светского суда. Церковь не имеет властных рычагов воздействия на осуществление правосудия и не стремится их иметь.
- Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками – задача государства, уважающего своих граждан.
- Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать.
- Необходимо отделять грех от грешника, осуждая первый и надеясь на покаяние последнего.
- Церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства.
Что есть праведный гнев
Как же нам в нашей жизни отличить праведный гнев от неправедного? В книге протоиерея Георгия Нейфаха «Аскетика для мирян»[2] есть очень важные мысли по этому поводу:
- Праведный гнев направлен против греха, а искажение этого в падшей человеческой природе заключается в том, что гнев направляется против человека. Мы должны ненавидетьгрех, а к носителю греха должны испытывать любовь, желать ему добра.
- Прежде всего мы должны ненавидеть свой грех. Если мы видим, что в отношении своего греха у нас это чувство молчит, а в отношении грехов ближних оно активно вопиет, то ясно, что дело здесь нечисто. И гнев наш становится сомнительного качества.
- К носителю греха мы должны испытывать сострадание, как к болящему, желание спасти его, выручить из этой ситуации. Выручить и его, и тех, кого этот грех поражает вокруг, потому что часто бывает, что грех одного поражает многих.
- Истинный праведный гнев, который ненавидит грех и любит образ Божий, даже пораженный грехом, всегда с радостью принимает возможность исцеления этого недуга любовью и с сожалением и сокрушением, по необходимости, берется за меч.
Итак, праведный гнев, когда он направлен против греха ближнего, прежде всего стремится действовать любовью. И это есть некий критерий. Действие любви должно доставлять нам удовлетворение, а жесткие меры, если уж мы вынуждены их применять, должны вызывать у нас сокрушение о необходимости их применения. Но здесь нужно убедиться, что это есть необходимость и единственно возможное решение.
«Не знаете, какого вы духа…»
В этой связи настороженность вызывает деятельность в православной среде различного рода ревнителей, которые под предлогом праведного гнева пропагандируют насильственные деяния, граничащие порой с экстремизмом по отношению к носителям греха. По мнению игумена Нектария (Морозова) православный экстремизм не существует просто потому, что в нем нет ничего собственно православного, кроме формы, одежды, лозунгов и оправдания «от Писаний» своих собственных страстей. А ведь именно к таким ревнителям обращен укор Спасителя: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 55). А дух христианина, как и дух христианства – дух кротости, смирения и любви, мудрой и знающей: зло не уничтожает зла, как говорил преподобный Пимен Великий, оно лишь его умножает.
Что же движет такими людьми, если они все-таки считают себя людьми православными? Частных причин много, но общая, как отмечает игумен Нектарий (Морозов), очевидно одна: недостаточность собственной подлинно христианской жизни. Когда человек такой жизнью живет, у него не возникает желания ни с кем драться, он об этом и не думает даже, он понимает, что какое-то глобальное изменение мира может начаться лишь с малого – с изменения им себя. Того изменения, ради которого надо «дать кровь», чтобы «принять дух». Свою кровь, разумеется, а не чужую, и пот свой, и труд свой. Но нет труда и нет подвига, а гордость есть. И желание «кем-то быть» в Церкви тоже есть. И соскальзывает человек на стезю «подвигов» и «трудов» более чем сомнительных, чувствуя себя при этом самым настоящим героем.
Все на митинг?
Как граждане своей страны мы, конечно, можем выражать в законном порядке свою позицию, но, опять же, не надо стремиться всех «стричь под одну гребенку» и утверждать, что все обязаны это делать. Как я понимаю, всякая гражданская позиция только тогда и является таковой, когда она свободно выражается, а не под чьим-то давлением. Встречалась с такими высказываниями в православной среде, что если ты не пошел на митинг против какого-либо кощунственного фильма или спектакля – всё, ты предатель веры. Лично у меня подобная оценка сразу вызывает холодок в сердце, складывается ощущение, что навязывается какая-то форма реагирования, которая мне не близка. Такого рода высказывания как бы вынуждают человека к действиям, но, честно говоря, здесь больше попахивает пропагандой, чем реальной защитой веры.
Для кого-то даже тот факт, что он не пойдет на кощунственный фильм, выставку или спектакль и среди своих близких спокойно аргументирует свой отказ посещать такие постановки – это уже будет формой его протеста, не противоречащей христианским ценностям. Кто-то посчитает нужным в законном порядке привлечь к ответственности тех, кто позволяет себе кощунственные или богохульные выпады, и сам активно возьмется за дело. Может быть, кто-то найдет время и для особой молитвы о тех, кто пребывает во власти греха и соблазняет других. А у кого-то хватит сил и энергии и на то, и другое, и на третье…
Как я понимаю, главное, чтобы у нас не было равнодушного отношения к кощунственным вещам по типу: «Мне все равно». А уж в какой форме православный христианин будет выражать свой протест – каждый решит для себя сам, исходя из своих способностей и своего внутреннего устроения, но уж никак не под давлением устрашающих фраз, навешивающих ярлык.
[1] http://www.patriarchia.ru/db/text/2411921.html
[2] https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/o-strastjah-i-pokajanii/