ДМИТРИЙ ЗАНКОВ
Вряд ли для кого-то является секретом, что общим местом атеистической пропаганды, особенно антихристианской, является громогласное возмущение жестокостями, которые порой описываются на страницах Ветхого Завета. Поборники морали патетически заламывают руки и удивляются, как же христиане могут не только читать эту страшную книгу, но ещё и считать её полезной для духовного развития человека. На самом деле в данном случае мы сталкиваемся здесь с достаточно распространённым, но от этого не менее эффективным манипулятивным пропагандистским приёмом.
Коротко говоря, суть приёма заключается в следующем. Зачастую человеку не хочется спорить с реальными взглядами и убеждениями своего оппонента, он может недостаточно в них разбираться или понимать, что этот спор покажет его самого непредвзятым наблюдателям в невыгодном свете. Соответственно, пропагандист начинает с того, что сначала приписывает своему идеологическому противнику какие-то заведомо глупые или аморальные взгляды, а затем, как нетрудно догадаться, блистательно их опровергает, ну или возмущается глубинам морального падения.
Именно эта нехитрая технология применяется и по отношению к Ветхому Завету и христианскому взгляду на него. В изложении критиков христианства иногда напрямую, иногда исподволь высказывается предположение, что православные всё изложенное в священных книгах должны воспринимать именно в качестве позитивного морального примера, то есть – руководства к действию. Если в Библии описан поступок какого-то человека, то это, якобы, означает необходимость этот поступок также совершать или, по крайней мере, не осуждать. А уж если библейский персонаж самими христианами признаётся положительным, то это следование его нормам поведения везде и во всём считается чем-то само собой разумеющимся.
«Библия не видит необходимости скрывать от людей страшные подробности, прятать их за красивой картинкой»
Однако такое понимание абсолютно не соответствует тому, как православные и вообще христиане воспринимают Ветхий Завет. Вообще-то ветхозаветная история – это, по сути своей, история человеческого грехопадения и тех страшных последствий, которое оно вызвало. Это история падшего и погрязшего в грехах человечества. Описания жестокостей и аморальных поступков не являются призывом к их повторению. Это просто объективное изложение фактов. Библия не видит необходимости скрывать от людей страшные подробности, прятать их за красивой картинкой.
Ветхий Завет не рассказывает об идеальных людях, которые жили в идеальном мире. Нет. Он повествует о мире греховном, в котором добро, проявляемое людьми, зачастую могло быть редким исключением, восприниматься окружающими как нечто странное.
Нужно, однако, понимать, что при чтении Ветхого Завета христианин находится в положении человека, который уже успел заглянуть в конец книги и убедиться, что там его ждёт счастливый конец. Описание ветхозаветного мира не вызывает у нас ужаса и уныния именно потому, что мы знаем: несмотря на все препятствия и напасти, всё будет хорошо. Люди будут спасены. Искупитель придёт. Человек будет освобождён от греха.
Ветхий Завет – это именно история того, как Бог терпеливо готовил человечество к тому, чтобы оно могло вместить ту Истину, которая пришла в мир с Рождеством, распятием и Воскресением Иисуса Христа.
Нужно ли нам знание этой истории, если мы уже знаем, чем она закончилась? Конечно. Собственно, даже если говорить о мирской истории, то там разумной считается именно такая позиция. Мы знаем, когда и как закончилась история многих великих цивилизаций. Однако это не означает, что нам не нужно изучать особенности их развития на протяжении предыдущих столетий. Из этого изучения мы можем извлечь множество полезных уроков. Причём зачастую уроком будет не то, что мы должны что-то делать так же, как наши далёкие предки, а наоборот, что мы должны стараться чего-то избегать. Причём не такой уж редкой бывает ситуация, когда одни и те же государства, одни и те же люди и цивилизации могут быть для нас как позитивным примером, так и негативным.
Применимо это и к ветхозаветной истории. Мы чтим царя Соломона за строительство им Иерусалимского храма, удивляемся его мудрости. Причём каждому из нас не помешает научиться у этого ветхозаветного царя рассудительности и терпению. Однако это, разумеется, не означает, что для христиан допустимы многожёнство или поклонение идолам. Ной был великим праведником, но это не означает необходимости злоупотреблять вином.
Мы не должны повторять слепо все поступки ветхозаветных героев и не должны упрекать их за то, что они не являлись абсолютным воплощением добродетели. Ведь, как известно, совершенным мы можем считать только Господа. Мы должны быть благодарны этим людям за то, что в суровые ветхозаветные времена они сохранили добродетель, не утратили образ Божий и смогли в конечном итоге создать тот мир, в который пришёл наш Спаситель – Христос.