Все мы, в России и на Украине, оказываемся перед необходимостью определиться с нашей идентичностью – и нашими обязательствами. Сейчас самое время – и время текущего кризиса, и время поста – чтобы вспомнить, кто мы такие и что из этого следует.
Нынешний кризис показывает, как остро люди переживают свою идентичность – люди яростно препираются не за какие-то осязаемые вещи, вроде безопасности или достатка, а за ущемленную национальную гордость, за свое чувство принадлежности к нации, за возможность объединиться со «своими» хоть в чем-то – хоть в приступе коллективной обиды и гнева.
Вчерашние благочестивые христиане находят себе гораздо более привлекательную религию, дающую гораздо больше драйва – воспаленный патриотизм. Причем это очень далеко от любви к Родине в смысле желания блага ей и ее жителям – люди жаждут порвать все экономические связи, ввести визы, мечтают увидеть по соседству обвал и катастрофу, которая наверняка ударит и по ним самим, подзуживают готовых подраться и следят за драками с восторгом болельщиков.
Некоторые священники – и даже иерархи – будучи увлекаемы тем же ветром, горячо уверяют, что Господь Бог безоговорочно поддерживает борцов за правильное национальное дело и уже готовит небесные кары его врагам. В этой напряженной атмосфере большим утешением является Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, в котором Церковь еще раз подчеркнула, что она является Матерью всем своим чадам, независимо от их политических воззрений.
Все мы, в России и на Украине, оказываемся перед необходимостью определиться с нашей идентичностью – и нашими обязательствами. Сейчас самое время – и время текущего кризиса, и время поста – чтобы вспомнить, кто мы такие и что из этого следует.
Святой Апостол Павел пишет: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2:19,20).
К кому святой Апостол обращает эти слова? К тому же, к кому обращено слово Божие вообще – к Церкви, к народу Божиему. Он пишет о том, что мы – сограждане святым, у нас есть гражданство Небесного Града, которое мы получили в святом Крещении.
Иисус Христос – наш Царь, а мы – Его подданные.
Здесь надо сделать несколько уточнений относительно Царства. Обычно, когда люди говорят о «Царстве Небесном», они имеют в виду что-то вроде «того места, куда души праведников отправляются после смерти», «Царство ему Небесное» – вежливый отзыв на известие о чьей-то смерти. На самом деле, в библейском контексте «Царство» – это скорее «царствование», «владычество» Бога, реальность, в которой Бог является царем.
Это Царство, с одной стороны, уже пришло, с другой – ему еще предстоит открыться. Царство пришло на землю в лице истинного Царя – Господа нашего Иисуса Христа. Те, кто обращаются ко Христу с покаянием и верой, становятся его подданными. Это Царство медленно растет в человеческой истории – как дерево или закваска – принимая в себя людей и целые народы, но остается, до поры до времени, предметом веры. Желающие могут его отрицать. Как сказано в Евангелии, «быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20,21) Однако придет день, когда Христос явится во славе, и пред ним преклонится всякое колено (Фил. 2:1), и те, кто сделались подданными Царства, Войдет в Его вечную радость.
Это двойственность «уже присутствующего» и «еще грядущего» Царства может стать нам понятнее, если мы обратимся к реалиям Иудеи I века – страны, которая жила под римской оккупацией и страстно ожидала Царя, Мессию Божьего, который «восстановит Царство Израилю» и вышвырнет ненавистных римлян. Подобные восстания развивались по одной схеме – сначала претендент провозглашал восстановление Царства Израилева, требовал присягнуть ему, иногда (как в случае с Бар-Кохбой) начинал чеканить свою монету, но это еще не означало, что царство полностью восстановлено. Оно уже есть, есть царь, который требует верности, есть его подданные, но им еще предстоит упорная борьба за восстановление Царства. Царство уже есть – но за него предстоит сражаться. Как мы знаем, все такие попытки кончились трагически.
В отличие от ложных мессианских претендентов, Христос действительно устанавливает вечное Царство – но совсем не то, которого хотели люди в древнем Израиле и совсем не то, которого они хотят сейчас. И тогда, и в наши дни люди поклоняются насилию и беспощадности, Степану Бандере и Иосифу Сталину, тем, кто убивает и попирает.
Христос устанавливает Царство не тем, что убивает, а тем, что дает Себя убить – и принимает в это Царство тех, кто уверует, что этот окровавленный Человек, висящий на Кресте, есть Спасение Божие, Дверь, ведущая к вечной жизни. «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар. 10:42–45).
Цари земные посылают подданных умирать за них – истинный Царь умирает за своих подданных. Земные Царства принуждают людей к повиновению силой оружия – истинный Царь терпеливо ожидает их обращения. Он широко распахивает дверь, приглашая войти всех и каждого. Каждый из нас решает, хочет он войти или нет. Но наступит момент, когда дверь затворится, (Мф. 25:12), те, кто не пожелали войти, когда их звали, поищут войти и не возмогут (Лк. 13:24).
Мы входим в Царство покаянием и верой – мы покоряемся Иисусу Христу как Господу и вверяемся Ему как Спасителю.
Если мы обратились, мы – поданные Царства, у нас есть связанные с этим обязанности. Христос является нашим Царем, Владыкой, Господином, Воинским Начальником в самом прямом и буквальном смысле. Это все остальные являются царями, господами и начальниками в смысле метафорическом и временном. А Христос – в самим прямом. Его заповеди – это не благопожелания Кота Леопольда «ребята, давайте жить дружно». Это повеления Царя Царей и Господа Господствующих.
Если мы подданные Иисуса Христа, наши обязательства перед Ним обладают безусловным приоритетом перед любыми другими обязательствами, притязания Христа на нашу жизнь и на наше послушание – перед любыми другими притязаниями, высказываются ли они от имени стран, или народов, или правительств, или всего прогрессивного человечества или кого бы то ни было еще.
Великое утешение – быть подданным Небесного Иерусалима, Града, где правит Христос, а не политики. В этом городе нет вражды и распрей, ненависти и обмана, там никто не ищет оскорбить и унизить другого, там святые всех народов пребывают в совершенной любви и единодушно молятся пред лицом Божиим о нас, совершающих свой путь на земле. Там мы свои, там мы дома, и мы призваны поступать, исходя из этого нашего гражданства. И нам сказано, как – и Церковь нам еще раз напоминает: «Миссия Церкви, священный долг всех ее чад – стремиться к миру на земле народов Святой Руси, призывать к отказу от языка ненависти и вражды». Нам заповедано быть миротворцами. Таков наш долг перед нашим Отечеством – Небесным Иерусалимом.
Сергей Худиев
pravmir.ru