Митрополит Антоний (Паканич) о том, как враги своими кознями делают Церковь сильнее.
Духовное пробуждение
Благодаря вражеским нападкам и гонениям Церковь Христова не потерпела крушение, как ожидали увидеть Ее враги, а еще с большей силой укрепляется в Истине.Верующие Украинской Православной Церкви сегодня на глазах всего православного мира показали себя активными, сознательными и деятельными христианами, истинными защитниками и исповедниками.
Такое духовное единство не может не радовать, не утешать.
Последние события вокруг Церкви так или иначе свидетельствуют о возрождении духовной жизни: и усиленная совместная молитва верных канонической Церкви, и защита сообща храмов от нападений и осквернений, когда люди сутками дежурят возле храмов и оберегают родные святыни как самое драгоценное, и активная приходская жизнь, и прошедшие в первое воскресенье Великого поста на праздник Торжества Православия масштабные крестные ходы, на которых присутствовало в разы больше людей, чем в прошлые годы.
Все это и множество других фактов и доказательств свидетельствует о духовном пробуждении верующих, о живой Церкви.
Христианская вера строится на парадоксах. Враги, при правильном к ним отношении, могут преподнести хороший урок и даже принести духовную пользу.
Портал в вечность
Нам следует помнить, что милость Божия и Его любовь безграничны. Господь способен превратить окаменевшую глыбу в прекрасный цветок, засохшую и выжженную пустыню – в цветущий сад, а черствое, ледяное сердце сделать добрым и милостивым. Последнее как раз и является самым настоящим чудом, самым великим и непостижимым.С Божественной помощью даже самое отвратительное зло и предательство могут обернуться духовным приобретением, но при одном условии – жить Богом: не отпадать от Него ни при каких обстоятельствах, молитвенно держать с Ним связь постоянно, укрепляться Его благодатью в Святом Причастии и церковных Таинствах.
Трудности скорее откроют дверь в Вечность, чем безоблачная, комфортная жизнь. Именно различные сложности вынуждают нас искать Бога, познавать Его, приоткрывать портал в вечность.
И нет в природе другой Двери в жизнь вечную.
«Ты есть совершенное Бытие и совершенная Жизнь, – восклицал Блаженный Августин. – Ты совершен, и Ты не изменяешься».
И далее в своей «Исповеди» Блаженный Августин говорит непостижимые по глубине и несравненные по красоте слова, приоткрывающие покров над понятием «время», указывающие на скоротечность и эфемерность земных дней, испытаний, на сокровенность человеческого предназначения.
Эти слова – слова отрезвления: Господи, «у Тебя не проходит сегодняшний день, и, однако, он у Тебя проходит, потому что у Тебя всё; ничто не могло бы пройти, если бы Ты не содержал всего. И так как годы Твои не иссякают, то годы Твои – сегодняшний день».
Здесь святой говорит о том, что «сегодня» Бога – это вечность, включающая в себя прошлое, настоящее и будущее. Проникаясь этой мыслью, мы, возможно, хоть на йоту приблизимся к пониманию иллюзорности нашей жизни, будничной суеты, как минимум попытаемся это сделать.
Блаженный Августин продолжает: «Сколько наших дней и дней отцов наших прошло через Твое сегодня; от него получили они облик свой и как-то возникли, и пройдут еще и другие, получат свой облик и как-то возникнут».
Все течет и когда-либо кончается, только Господь всегда один и тот же.
Нам следует помнить об этой аксиоме и постигать Непостижимое, признавая при этом свою несостоятельность и ничтожность понять, и именно в этом смирении находить Бога, а не в ложной уверенности, что «нашел Бога» и «понял сущность Божества».
«Предпочитаю найти Тебя, не находя, чем находя, не найти Тебя», – заключает Блаженный Августин.
Пусть все испытания пойдут нам на пользу, а познание Бога станет извечной целью нашей жизни.
Записала Наталья Горошкова