Фото: свящ. Игорь Палкин / foto.patriarchia.ru
О строительстве новых храмов
За последние девять лет было построено 9 тысяч храмов, в среднем получается по три храма в сутки. Строительство храмов не является осуществлением замысла кого-нибудь из властей — по приказу храм построить невозможно.
Храмы строятся людьми и для людей в ответ на выраженное ими желание. Практически во всех случаях, за исключением некоторых политико-экзотических ситуаций, народ горячо поддерживает такое строительство. И пока у людей будет потребность иметь храмы, в том числе в шаговой доступности, они будут возводиться.
Еще раз хочу сказать: храм никому не мешает. Если мы встречаемся с иррациональной агрессивной реакцией на строительство храмов, то здесь дело темное. Если рациональные факторы отсутствуют, но есть иррациональное проявление злобы, то кто же может иметь злобу против того, чтобы был воздвигнут жертвенник, посвященный Господу и Спасителю? Только противник Спасителя. К сожалению, есть люди, которые сознательно или несознательно ассистируют этому противнику Господа, в том числе и в борьбе с храмами. Полагаю, что это явление экзотическое, очень редкое, и дай Бог, чтобы ничего подобного не распространялось по нашей православной Родине.
Из интервью Святейшего Патриарха Кирилла
в завершение визита в Страсбург,
27 мая 2019 г.
Патриаршее служение в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Храме Христа Спасителя в Москве
О своем 50-летнем служении Церкви
Я хорошо помню тот далекий 1969 год, когда нужно было принимать решение о дальнейшем служении Церкви. Какие-то детали, естественно, уходят из человеческой памяти, но я помню чувство радости, которое испытывал, вступая на путь служения. Были мудрые люди, которые меня предупреждали о том, что не все будет радостно в моей жизни, что мне стоит еще и еще раз подумать, правильно ли я поступаю, избирая именно такой, а не иной, путь служения Церкви. Но несмотря на сложные внешние обстоятельства, в сердце была радость, которая соединялась с искренней надеждой, что Господь не оставит Церковь Свою, и врата ада, уж не говоря о вратах человеческих, не одолеют дело Божие. С этим светлым чувством оптимизма, без всякого страха вступали мы, люди того поколения, на путь служения Господу, и никто из нас не посрамился в своих надеждах и в своем ощущении правильности избираемого нами пути.
Господь на протяжении 50 лет провел Церковь нашу, страну и меня, недостойного, через многие испытания, и одновременно еще и еще раз явил силу Своего присутствия и в человеческой истории, и в жизни Церкви, и в личной жизни каждого. Поэтому, если бы кто-то спросил меня, каков самый главный мировоззренческий вывод из этих 50 лет, я бы сказал: твердое убеждение в присутствии Божием в нашей жизни. Я говорю сейчас без всякого пафоса, говорю от опыта своей жизни. Я обращаюсь к тем, у кого еще возникают какие-то сомнения, и тем, кто еще ставит вопрос, нужно ли посвящать Богу свои силы или нет, отвечаю ответственно: каждый, кто вступает на путь служения Господу, избирает самый лучший путь. А те, кто идет иным путем, должны помнить, что прохождение жизненного пути вместе с Богом превращает этот путь в великое и благое явление Божией милости в жизни человека. Это не означает, что мы избавляемся от скорбей, от болезней, от трудностей, которые приносят непростые межличностные отношения, — все это имеет место. Но присутствие Божие в жизни человека, который верит в Него и отдает служению Ему свои силы, превосходит всякие человеческие хитросплетения.
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла
в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла
после Литургии в Храме Христа Спасителя,
24 мая 2019 г.
О призвании искусства
Сегодня существует великое множество литературных премий, присуждаемых государством, общественными, профессиональными организациями в самых различных номинациях. Всё это отражает современный и по-своему мозаичный литературный процесс. Но вместе с тем за обилием существующих наград, отмечающих творческие способности писателей и художественные достоинства их произведений, нередко забывается главное. То, ради чего, собственно говоря, и существует искусство. Оно призвано, в первую очередь, раскрывать замысел Божий о мире, свидетельствовать о высоком призвании человека, возвышать его ум и сердце, приподнимая над суетой повседневности и ставя перед человеком «вечные вопросы» о добре и зле, о смысле и главной цели жизни.
Критерием настоящей литературы является не изощренность форм и новаторство писательской техники, а устремленность к небу, творческий поиск Божественной правды. Очевидно, что любая литературная форма, сколь бы совершенна она ни была, без нравственного наполнения остается пустой и бесплодной. Поэтому основное внимание при выборе лауреатов нашей премии уделяется именно мастерству в воплощении христианского идеала в писательском творчестве. Но это совсем не означает, что при оценке творчества мы игнорируем форму, в которой воплощается литературный замысел.
Иван Александрович Ильин, рассуждая о природе и предназначении искусства, называл русскую литературу особым видом духовного творчества. Именно таким родилось искусство в нашей культуре: как «творчество из главного» — творчество, «возносящее человека к Богу» и «проливающее в его душу Божественный свет и чистоту». Таким оно и было на протяжении многих столетий. Как здесь не вспомнить известные слова академика Лихачева о том, что в целом древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы, и тема эта — смысл человеческой жизни в свете Евангелия!.
С торжеством идей секуляризма в Западной Европе, а позднее и в нашей стране христианская «закваска» в культуре постепенно ослабевает. Основной темой становится трагическое противоречие между величием интеллектуальных и творческих возможностей человека и далекими от идеала условиями земного бытия.
Вместе с тем замечу, что этот вопрос, волновавший в свое время античных авторов, был совершенно преодолен в христианстве, ибо, в отличие от писателей дохристианской эпохи, оно говорило уже не на языке падшего мира, а исходило из преображенной Спасителем реальности — Царствия Божия, которое внутри нас (см. Лк. 17:21). Благодаря Христу люди осознали, что зло и смерть не всесильны. Они осознали, что нет никакого довлеющего над человеком рока, что мир задуман и устроен прекрасно. Каждый без исключения человек — это образ Божий, который, быть может, потускнел и исказился, но человек, если захочет, может вернуть свое богоподобное достоинство и обрести вечную жизнь. Христианские идеи повлияли на осмысление места культуры в жизни человечества.
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла
на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года,
23 мая 2019 г.
О чтении и русском языке
Еще совсем недавно наших соотечественников отличала приверженность к книжному чтению. Сегодня же вызовом становятся отнюдь не электронные книги, которых так боялись сторонники классического книгочтения несколько лет назад, а вообще потеря интереса и даже навыка к чтению. Дабы ситуация не достигла точки невозврата, считаю важным продвигать — прежде всего среди молодежи — идею о том, что к подлинной элите принадлежит лишь человек, читающий и воспринимающий высокую литературу, живущий в пространстве отечественной и мировой книжной культуры.
Полагаю, эта тема могла бы стать одной из ключевых на предстоящем Съезде. Было бы интересно и полезно выслушать мнения филологов, писателей, историков, футурологов, журналистов и других специалистов.
Каждый из нас едва ли не ежедневно сталкивается с весьма болезненным явлением — с грубейшим искажением норм литературного русского языка. Язык SMS, мессенджеров и социальных сетей уже практически не знает правил орфографии и пунктуации. Не может не вызывать беспокойство и то, что подобный малограмотный способ общения переходит в повседневную живую речь. Общество русской словесности, несмотря ни на какие веяния, призвано терпеливо отстаивать и культивировать использование норм литературного русского языка. Огромная ответственность здесь лежит на средствах массовой информации, имеющих большое влияние на умы людей.
Из вступительного слова Святейшего Патриарха Кирилла
на заседании Президиума Общества русской словесности,
21 мая 2019 г.
О критике в адрес Церкви и мире без иерархии
Мне бы хотелось еще раз сказать о важности той позиции, которую наш епископат занял по вопросу сохранения церковного единства. Сегодня постмодерн предлагает нам идею мира без иерархии. Я глубоко убежден в ложности этой идеи. Если вы внимательно рассмотрите критику, которая обращается в адрес Церкви со стороны нерелигиозных и не симпатизирующих Церкви людей, то в центре этой критики — всегда иерархия. Всегда! Случайно это или неслучайно? Мне кажется, что это совершенно не случайно, потому что иерархия — это упорядоченность бытия, а всякая жизнь предполагает свой порядок. Там, где ее нет, там распад и хаос. Вот почему вопрос, нужна ли иерархия, — это вопрос риторический. Она всегда была и есть, а если говорить о Церкви, то иерархия — это богоустановленная институция. На вершине подлинной иерархии стоит Сам Иисус Христос, Он Основатель и Глава Церкви. В Его иерархии подлинно велик тот, кто жертвует собой ради ближнего, потому что это иерархия любви, а не власти. Когда в Церкви забывали и забывают о том, что иерархия — это вопрос любви, а не власти, тогда и происходит ослабление авторитета и влияния тех, кто такую позицию занимает, будучи сам принадлежащим церковной иерархии.
Одной из самых больших трагедий XX века является гражданский раскол, который произошел в результате революционных событий. Убежден, что он может быть преодолен гражданским единением, возвращением к целостности сознания бытия нашего народа. Это возвращение невозможно без обретения любви и православного образа жизни, мироощущения, в котором ключевое значение имеет идеал самопожертвования, умения жертвовать собой ради другого, не боясь испытаний. И высочайший пример такого самопожертвования оставил нам Сам Господь, принесший Себя в жертву ради спасения людей. От того, насколько глубоко мы способны воспринять этот пример, насколько мы готовы воплотить его в жизнь, зависит будущее нашей Церкви, нашей страны и всей человеческой цивилизации. Если эти тексты внесут хотя бы малую лепту в это общее дело, я буду благодарен Богу и всем, кто помог мне издать эту книжечку.
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла
на презентации книги «Диалог с историей»,
21 мая 2019 г.