«Там люди гибнут, а вы тут живете обычной жизнью и радуетесь», – такого рода замечания появляются в комментариях в социальных сетях у тех, кто делится простыми житейскими новостями и рассказывает о своих успехах. И действительно, над городом ежедневно летают самолеты, а мы смотрим кино по вечерам и иногда даже отмечаем праздники. Не хотим верить в новую реальность? Очерствели сердцем? Или пытаемся сохранить свою психику, чтобы не сойти с ума от страха? Не беззаконно, не грешно ли радоваться в такое время? Рассуждаем об этом с нашими пастырями.
Радость христианина
– Позволительно ли нам сегодня радоваться? И если нет, то как тогда себя вести? И что Священное Писание говорит о радости во время скорбей?Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы Покровска (Энгельса) священник Димитрий Попеко:
– Радоваться можно и нужно, но и радость должна быть правильной. Конечно, безудержный смех над глупыми или пошлыми шутками для христианина не уместен ни в какое время. Но от встреч с близкими, друзьями и радостного времяпрепровождения с ними не стоит отказываться. Может, мы сами в такое время станем кому-то поддержкой и утешением. Если мы будем разобщены, то кому будет от этого польза?
Апостол Павел был гоним, за проповедь Евангелия его неоднократно побивали камнями, но его слова Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Фес. 5, 16–18) стали одной из самых известных цитат Священного Писания. В Новом Завете много говорится о радости, о Христе Воскресшем – и эта радость осмысленная.
Если человеку самому не побуждать себя радоваться, не настраивать на нужную волну, то можно сойти с ума. В известном фильме «В бой идут одни старики» снимались актеры, которые сами участвовали в боевых действиях Великой Отечественной. Так вот слова одного из героев фильма «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» тоже стали бессмертными. Невозможно все время находиться в унынии – ты будешь себя разрушать.
После грехопадения в человеке живет стремление к Раю как к состоянию души. Его называют счастьем, гармонией, и душа всегда будет к этому стремиться. Что бы ни происходило на земле, она будет хотеть вырваться из оков печали. И в военное время на фронте давали концерты, чтобы солдат отвлечь и вдохновить. Ведь если человек будет все время в ожесточенном состоянии, какой из него воин? Сейчас в школах проходят акции, в которых дети пишут письма на фронт, записывают и видеообращения, это тоже помогает отвлечься от тяжелых мыслей и поддержать боевой дух.
Настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая села Дьяковка протоиерей Димитрий Шевченко:
– В Священном Писании Господь говорит о том, что мы призваны к радости. От Бога нам уготовано блаженство, Царство Небесное. Надо разделять радость. Радость во Христе есть у человека, который понимает, что Господь всегда рядом, даже во время испытаний. А радость житейская – это поиск утешений и наслаждений.
Но и земные радости могут быть добрыми, негреховными – это отдых, приносящий пользу для здоровья, или радование за события у друзей и близких. Надежда на Бога, понимание, что на всё воля Божия, – это тоже радость христианина, и он даже обязан так радоваться. Нельзя совсем лишать себя утешений. Но когда человек напивается, пытаясь заглушить тревогу или горе, – это не радость, а суррогат.
Утешение в скорби
– Бывает, что верующий человек светел и радостен даже на похоронах близкого. Вокруг надрывные рыдания родственников, а у того, кто верит Богу, – понимание временной разлуки и радость за близкого, который предстанет перед Христом. Особенно если близкий сподобился христианской кончины. Такое поведение может огорчить тех, кто далек от Церкви. Как вести себя и стоит ли «выдавливать» из себя слезы?
Отец Димитрий Попеко:
– Мне в священнической практике неоднократно приходилось становиться свидетелем того, как человек готовится перейти в вечную жизнь. Когда христианин готовится к встрече со Христом – там нет страха. Верующий кается, молится, причащается и ждет важного события. На отпевании, погребении такого человека Господь дает почувствовать радость и благодать.
Некоторые священники приводят такое сравнение, что наша земная жизнь – это пребывание в аэропорту или на вокзале. Земля – временное пристанище перед отправлением в главное путешествие нашей жизни. Если человек это понимает, то все земные скорби ему снести легче, и потери близких тоже. Верующий понимает, что его родственник или друг теперь со Христом, и это дает ему сил пережить скорбь от временной разлуки. Здесь надо быть собой – не притворяться, что ты убит горем. Но и не смущать близких, настаивая на своем понимании ситуации.
Отец Димитрий Шевченко:
– Скорбящий человек беспомощен. И если нам в момент потери близкого Господь дал сил не раскиснуть, то надо поддержать тех, кому тяжело, обнять, подбодрить, побыть рядом.
«Злорадства быть не должно»
– Давайте поговорим о злорадстве. Можно ли радоваться, когда несчастье случилось у твоего противника, врага? Допустимо ли считать, что Бог наказывает человека или определенную общность людей, целый народ за их, к примеру, жестокость или неразумие?Отец Димитрий Попеко:
– В Ветхом Завете пророки возвещали народу волю Божию – как о наказании, так и о благоденствии. Мы видим, что за грехи Господь не то чтобы наказывает народ, а вразумляет, дает направление исправить жизнь.
Человеческая природа исказилась после грехопадения. Когда на первый план выходит гордость, она ведет к сопротивлению, непримиримости – это в определенном смысле и есть первопричина человеческих войн и нестроений. В Священном Писании есть эпизоды, где Господь вразумляет и избранный народ. Но на примере избранного народа мы можем понять, что произойдет с каждым человеком или обществом, если оно уклоняется от Бога и Его истины, заигрывается с другими богами, властями, верованиями.
Если человек попирает нравственные законы христианства, понимание того, каков Бог и Его творение, то в обществе появляются искажения, даже извращения. Это напоминает о тенденциях некоторой части современного общества, которое не хочет признавать, что Бог есть, и что в Нем – гармония и красота. Я думаю, что христиане если и вступают в войну, то не против людей, а против этого безобразия.
Отец Димитрий Шевченко:
– Злорадства быть не должно. Мы – священники – напутствуем ребят, чтобы они были милосердны к поверженному врагу, не теряли человеческий облик. Другое дело – порадоваться победе; это нужно, чтобы были силы снова идти в бой.
– Любящий человек не радуется злу и жестокости ни при каких обстоятельствах. Но если трагедия или военная операция унесла жизнь его близкого, и ему единственной радостью кажется отмщение врагу? Как быть в такой ситуации?
Отец Димитрий Шевченко:
– Есть примеры из истории Великой Отечественной войны, когда люди в такой ситуации сами шли на фронт, чтобы занять места тех, кто погиб. Или в тылу брали на себя больше работы. Всегда от всех самых черных мыслей помогает избавиться забота о других. Всегда есть те, кому тяжелее, кому нужна помощь. Делом помогая другим, человек отвлекается от своей скорби.
– Правы ли те, кто чувствует в своей личной скорби гражданскую ответственность?
Отец Димитрий Шевченко:
– Скорбеть на диване легко. Учить жизни других, смотря в телевизор, легко. Чтобы от скорби избавиться, можно пойти и помочь беженцам или собрать помощь солдатам на фронт. Кто-то теплые вещи вяжет, кто-то собирает медикаменты, кто-то перебрал свой гардероб и отдал половину переселенцам. От этого явно толку больше.
«Православное Заволжье»
[Беседовала Татьяна Уютова]