С именем преподобного Саввы Сторожевского связано много чудес. Об одном из них мы и поведем рассказ. Случилось оно в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Французский генерал Евгений Богарне с двадцатитысячным отрядом занял Звенигород и поселился в Сторожевской обители.
Явление святого Саввы генералу Эжену Богарне
Эжен Богарне
Кто же такой этот Евгений (в французском произношении Эжен) Богарне, с которым произошло чудо в занятом им монастыре? Он пасынок Наполеона, вице-король Италии и крупный военачальник. Его отец, молодой офицер Александр Богарне, в конце XVIII века взял в жены креолку Жозефину, которая в 1781 году родила ему сына. Ребенок получил имя Эжен Богарне. Политическая и военная карьера Александра внезапно закончилась: он был убит в 1794 году. Его сыну на тот момент было 13 лет. Будучи еще юношей, Евгений поступил на службу в армию. В 1796 году вдова Жозефина Богарне вышла замуж за мало кому известного в то время генерала Бонапарта, который принял детей Жозефины как своих родных.
В 16 лет Евгений стал адъютантом Бонапарта. С первых шагов на боевом поприще он показал мужество и отвагу. Вместе с Бонапартом участвовал в Итальянском походе 1796–1797 годов, в Египетской экспедиции 1798–1801 годов и других наполеоновских войнах. Когда осенью 1799 года Наполеон вернулся во Францию из египетского похода, Евгений получил чин капитана конных егерей. Во время итальянской кампании 1800 года Евгений Богарне за проявленное мужество в одном из сражений в 18 лет был произведен в полковники. По этому поводу Наполеон сказал: «Евгений стремительно идет к бессмертию: он покрыл себя славой во всех сражениях».
Евгений содействовал Бонапарту в государственном перевороте 18 брюмера 1799 года, в результате которого во Франции было создано новое правительство во главе с Наполеоном. Затем Наполеон стал пожизненным первым консулом и, наконец, в 1804 году он объявил себя императором Франции, а Евгений стал именоваться принцем. Он всюду сопровождал своего отчима, который ценил пасынка за его благородство, открытость, преданность и военные таланты.
В 1804 году, когда Евгению было лишь 22 года, он стал бригадным генералом; в 1805 году Наполеон I провозгласил его вице-королем Италии, а в 1806 официально усыновил. 26 января 1806 года Евгений Богарне женился на принцессе Августе-Амалии, дочери баварского короля Максимилиана-Августа. В кампании 1812 года итальянские войска под руководством Евгения воевали, естественно, на стороне Наполеона.
Евгений проспал весь день, а к вечеру проснулся и вдруг увидел, как в келью вошел благообразный старец в черной монашеской одежде
Итак, продолжим рассказ о пребывании генерала Богарне в Саввино-Сторожевском монастыре. Евгений проспал весь день, а к вечеру проснулся и вдруг увидел, как в келью вошел благообразный старец в черной монашеской одежде. Посмотрев на принца, монах тихим голосом сказал:
«Не вели войску своему расхищать монастырь, а особенно уносить что-нибудь из церкви. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым. И знай, что твои потомки будут служить России».
Сказав это, монах тут же исчез. Евгений был потрясен видением: сон был почти явью. Обо всем случившемся он тут же записал в своем дневнике.
Евгений послушался совета русского старца и утром отдал приказ не трогать имущество обители. В соборной церкви он увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, в котором узнал своего ночного гостя. Принц поклонился мощам святого, опечатал храм и приставил 30 человек стражи, строго наказав ей пускать внутрь только монахов. Все ценности, похищенные за ночь, по приказу генерала были возвращены монастырю. Этот благородный поступок Богарне вызывает тем большее уважение, если принять во внимание тот факт, что в то же самое время сотни православных храмов были разорены французами, а в главном храме Московского Кремля, Успенском соборе, ими была устроена конюшня.
Роспись храма деревне Аносово, Смоленская область
Богарне исполнил волю святого Саввы: монастырь мало пострадал, и преподобный, в свою очередь, сдержал свое обещание. Евгений действительно остался жив и невредим, ни разу не был ранен в сражениях, в то время как почти все маршалы Наполеона погибли или были казнены. Ней и Мюрат были расстреляны, Бертье кончил жизнь самоубийством; Бессьер был убит под Люценом; маршал Дюрон также убит в сражении. Мортье, взрывавший во время отступления из Москвы Кремль, сам был в Париже взорван бомбой, предназначавшейся королю Людовику Филиппу. Жюно умер в сумасшествии. Маршал Понятовский утонул, будучи раненым; маршал Ожеро умер от мучительной болезни легких.
После падения Наполеона новая французская власть ценила и уважала генерала Богарне, а русский император Александр I проникся к нему такой симпатией, что одно время склонялся к мысли посадить его на императорский трон Франции. Но тот отказался от всех почестей и дожил свой век тихо и спокойно в Мюнхене, получив от своего тестя, короля Максимилиана Иосифа, титул принца Лейхтенбергского. Имел 6 детей. Умер Евгений Богарне 21 февраля 1824 года и был похоронен в мюнхенской церкви святого Михаила, неподалеку от раки с мощами святых целителей Космы и Дамиана.
Как потомки Богарне стали служить России
Евгений Богарне всю жизнь свято чтил память святого Саввы за то, что по его молитвам Бог сохранил ему жизнь. Вскоре после наполеоновской кампании под Парижем появилась часовня преподобного Саввы, и он стал одним из немногих русских святых, известных и почитаемых во Франции. Своего сына Максимилиана Евгений воспитал в почтении к русскому святому и к самой России.
Под Парижем появилась часовня преподобного Саввы, и он стал одним из немногих русских святых, известных и почитаемых во Франции
В 1839 году Максимилиан, герцог Лихтенбергский, приехал в Россию на празднование годовщины Бородинской битвы. Когда прошел военный парад на Бородинском поле, Максимилиан к немалому удивлению российской стороны попросил отвезти его в подмосковный Звенигород, в монастырь преподобного Саввы Сторожевского. Исполняя волю покойного отца, вместе с императорской семьей он посетил Саввино-Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного.
Вскоре юноша Максимилиан женился на дочери русского императора Николая I, великой княжне Марии. Мария Николаевна вышла замуж по любви. Со своим избранником она познакомилась в 1837 году, когда он приехал в Санкт-Петербург на кавалерийские маневры. Год спустя, во время его второго приезда, молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга. Николай I дал согласие на брак своей дочери при условии, что супруги будут жить в России, а не за границей. Свадьба состоялась 2 июля 1839 года и проходила по двум обрядам: православному и католическому (Максимилиан был католиком). После свадьбы молодожены вновь посетили Сторожевскую обитель и поклонились мощам святого. Максимилиан переехал на постоянное жительство в Россию. Его семья поселилась в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, во дворце, который Николай I выстроил для любимой дочери. В браке родились семеро детей. Максимилиан был президентом Академии художеств, заведующим Горным институтом, проводил научные изыскания в области гальванопластики, учредил в Санкт-Петербурге гальванопластический завод, больницу, завел в тамбовском поместье образцовое хозяйство. Большое участие он принимал и в постройке первых в России железных дорог. Максимилиан умер в 35 лет от туберкулеза. Его потомки жили во дворце на Невском проспекте до самого Октябрьского переворота, во время которого герцоги Лейхтенбергскиие, к счастью, находились в Париже. Так сбылось предсказание святого Саввы Сторожевского о том, что потомки Евгения Богарне будут служить России.
Потомки Богарне в наше время
В 1995 году в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей из Франции приехала 80-летняя православная монахиня Елисавета, представительница рода Богарне. По ее словам, семейное предание гласило, что Максимилиан перешел в Православие.
В настоящее время все потомки Богарне имеют русские имена и исповедуют Православие
В настоящее время все потомки Богарне имеют русские имена и исповедуют Православие. Они считают преподобного Савву Сторожевского своим небесным покровителем. Когда создается новая семья, она получает копию иконы преподобного, некогда подаренной монастырем Евгению Богарне.