Гарькавый Павел
«Моя совесть спокойна. Я сделал всё, чтобы предотвратить войну»
Николай II
***
Наше стремление к миру и добрососедству
В 1899 году по инициативе Императора Николая II состоялась первая в истории конференция европейских держав по вопросам разоружения. Фактически российская сторона предприняла первую в истории попытку создания общеевропейской системы безопасности, архитектура которой окончательно оформится лишь по итогам Второй мировой войны.
Когда император Германии Вильгельм получил сообщение об этой инициативе России по разоружению, первая реакция его была: «Как?» «Зачем? <…> ну ладно… нам придётся согласиться на её проведение, но мы никогда не будем соблюдать её резолюций».
***
Зачинатели и поджигатели
В 19:10 вечера 1 августа 1914 года в здании Российского МИДа посол Германской Империи Граф Якоб Людвиг Фридрих Вильгельм Иоаким фон Пурталес, задыхаясь от волнения, передал Министру Иностранных дел Российской Империи Сергею Сазонову объявление войны, подписанное Императором Вильгельмом. Наш министр Сазонов среагировал лёгкой усмешкой, сказав, - «можно подумать Россия бросала Германии перчатку…», и парировал немецкое заявление словами: «Россия не начинала войну, и она нам (России) не нужна!». Услышав в ответ от германского посла – «это правда…» русский министр наблюдал такую картину: граф Пурталес подошёл к окну, прислонился к подоконнику и зарыдал.
Николай II узнал об этой новости, как надлежало, от министра императорского двора графа Фредерикса, когда возвращался со всенощной памяти святого Серафима Саровского в Петергофе. Именно к святому Серафиму Саровскому часто прибегали с молитвами Николай Александрович и его супруга.
На следующий день, 2-го августа, в Николаевском Зале Зимнего Дворца состоялась церемония с участием высших лиц по случаю русской реакции на это событие - высочайшего Императорского манифеста о подготовке к войне и защите собственной Родины.
В центре зала был поставлен престол с Казанской Иконой Божией Матери. У этой же самой иконы молился Кутузов накануне отъезда из Петербурга к войскам в 1812 году. Духовник Императорской семьи протоиерей Александр Васильев зачитал манифест Императора о защите своей земли. По прошествии молебна Николай II произнёс обращение-клятву к офицерам гвардии, подняв правую руку над Евангелием: «Клянусь, что не заключу мира пока останется хоть один враг на Родной Земле…».
С такими же словами обращался Император Александр Первый к своим войскам в 1812 году во время нашествия Наполеона.
***
Предвзятый взгляд со стороны либеральной и советской историографии
Обычно советскую и эмигрантскую историографию мало интересовали предшествующие этой войне события и настоящие причины, так как эта «Великая война» рассматривалась исключительно в контексте февральской революции 1917 года.
Весьма заангажированной и пристрастной является позиция советских и постсоветских историков последних лет, где представлены лишь две версии Николаевской России: крайне западнически-либеральная (в которой самодержавие было помехой на пути к прогрессивным реформам) и советская, в которой эта точка зрения ещё и дополнена представлением царя как «кровавого деспота». В контексте Первой мировой войны актуальны следующие исторические аргументы в пользу правоты России и её императора:
После неудачной для России русско-японской войны 1905 года русская армия была реформирована и к 1914 году стала весьма боеспособной. Однако по своим характеристикам она была защитнической армией и не была укомплектована для длительной и агрессивной захватнической войны.
Россия действительно не планировала военные действия и не имела территориальных претензий к каким-либо странам, включая Турцию (участница войны на стороне Германии), о чём было заявлено официально.
Сербские историки единогласно сходятся во мнении, что если бы Россия в июле-августе 1914 года не вступила в войну, то Сербия перестала бы существовать.
Видный российский историк Константин Залесский уверен, что у Николая Второго не было в принципе ни одного варианта избежать войны приняв унижение от Германии и «сдать Сербию» ради того, чтобы не включаться во всемирную бойню. Профессиональным историкам хорошо известен реальный Германский план войны (план Шлиффена + Мольтке), суть которого состояла в том, что пока Австро-Венгерские силы оттягивали внимание российской армии на себя, Германия выводила Францию из войны за 2-3 месяца (даже и без взятия Парижа), а затем разворачивалась на восток и всей своей мощью вместе с Австро-Венгрией наступала на Россию. Именно поэтому Русская Армии рванула с места первой, начав успешное наступление на Пруссию, что и помогло в начальный период войны Франции выстоять и соответственно самой России не проиграть в 1914-1915 годах. Немецкий блицкриг в результате не удался, и война перешла в позиционную на два фронта, что для немцев означало капитуляцию в долгосрочной перспективе.
***
Сознание историческое есть сознание религиозное
История первой мировой войны имеет большое значение для всех нас, так как верная оценка всего происходящего, причин и «состояния умов» в ведущих империях того времени – всё это будет непременно оказывать воздействие на наше с вами будущее и на тот выбор, который наше общество должно совершить впоследствии. Особенно важно правильно оценивать тектонические изменения, произошедшие с нашей Родиной в недавнем прошлом, и текущие события, осознавая ответственность за их верную интерпретацию.
Истина для русского человека всегда была не чем-то внешним, а являлась тем стержнем его мировоззрения, который только и определял смысл его жизни. Как отметил один из известных современников: «сознание историческое есть всегда сознание религиозное».
Остановимся на духовных аспектах причин Первой мировой войны.
Духовность тесно связана с мировоззрением человека, поскольку именно оно побуждает его стремиться к истинным целям, воплощать их в жизнь и создавать что-то великое. Мировоззрению русского человека всегда было недостаточно простого земного стяжательства без наличия надмирной идеи. Эта идея, исторически связанная с «правдой с большой буквы», со временем трансформировалась в концепцию социальной справедливости. Последняя, к сожалению, часто отражает влияние западного духа, направленного на чисто земной прогресс. 110 лет назад, перед началом Первой мировой войны, западное общество всё ещё верило в идею земного прогресса. Современный западный человек даже на это кажется уже не способен, он уже не верит, ни в прогресс, ни в само «горение идеями». Он готов лишь использовать достижения прогресса ради удовлетворения своих страстей, не имея в этом определённой цели и не ища в этом всём определённого смысла. Современный и будущей европеец отдает с радостью весь этот прогресс роботам и искусственному интеллекту и хотел бы тлеть здесь в своё удовольствие в комфорте улучшенного быта.
***
Европейский дух, русские идеалы и русская правда
Однако в тот период начала ХХ века, в завершающий период существования Российской Империи, западное общество было оформлено в ряд континентальных держав, которые были буквально одержимы идеями прогресса и насильственного преобразования окружающего мира. И готовы были уничтожить всех, кто этой цели противился или не горел этой ихней, по сути, религиозной идеей. Первая из таких могущественных в инженерном смысле держав тогда была Германская Империя и, в придачу, с союзной ей Австро-Венгерской и Османской Империями – этот блок континентальных государств составлял очень большую силу. Но первичным в любом деле является дух, иначе говоря - идея, воплощенная в устремлениях и чаяниях народов.
Для понимания состояния европейского духа того времени важными являются размышления священномученика Илариона (Троицкого), изложенные им во вступительной лекции, произнесённой 3 сентября 1914 года в академической аудитории МДА, приуроченной к 100-летию Московской Духовной Академии.
«Если идеал Запада – прогресс, то русский народный идеал – преображение. Русский народ стремится к городу, «которого строитель и художник – Бог» (Евр.?11:10), и может сказать с Апостолом: «вышний Иерусалим свободен, он – матерь всем нам» (Гал.?4:26).
Архиепископ там же отмечает, что война в действительности – это непременный элемент внутреннего существа культурного прогресса, и добавляет, что в этом внутреннем существе прогресса открывается его ужасная трагедия, так как:
«Несравненно быстрее культурных удобств жизни прогрессируют орудия войны, то есть орудия уничтожения и человеческой культуры, и самой человеческой жизни.»
В действительности «правда стремления к миру» и тогда была за Россией, и Николай II сделал всё возможное и невозможное чтобы предотвратить наступающую войну. Во время этой большой войны Император проявил себя как настоящий эффективной менеджер и заботливый отец, который честно болел за свой русский народ и за страну, вверенную ему Богом. Старался всеми силами воевать с малыми человеческими потерями. И, конечно, Россия, менее подготовленная к войне, чем Германия, не могла быть стороной агрессивной и зачинателем той мировой бойни.
***
Идеал русского мира: прошлое и настоящее
Всмотримся и в современные происходящие события, и поразмышляем, - а кто в действительности является самым большим прогрессистом и зачинателем в деле новых технологий войны? Исходя из данных открытых источников (см. статью в русскоязычной википедии: «Смертоносная автономная система вооружений») отчётливо видно, что Россия явно догоняющая и обороняющаяся сторона. У кого милитаристский настрой и тотальное преимущество, и кто чувствует в себе уверенность к экспансии и освоению новых пространств в том или ином виде? Неужели Россия, которая является стороной, «отбивающейся» в этой новой большой мировой игре?
Но для чего же мы противимся этим прогрессивным западным цивилизациям, не растворяемся в них и сами не хотим уверовать в эту их идею прогресса? Кажется из-за зараженности этой западной концепции грехом гордости и богоотступничества. Русский человек знает, что без Бога и Его правды, с грехом пополам, - не может быть ни прогресса, ни справедливости.
Продолжая чтение лекции архиепископа Илариона, удивляешься, что за 110 лет существенно ничего не изменилось. Владыка говорит:
«Грех обратился для европейца в веселый анекдот. Описывая грех, европеец смеется, а иногда сам грех облекает в столь эстетически прекрасные одежды, что грех начинает быть привлекательным. Конечно, грешат и в России, как и в Европе, не мало, но каются по-разному», и дальше «Европейский Иуда, предав Христа, спокойно прячет сребреники в карман и обращает их потом в доходную ренту. Русский же Иуда, предав Христа, бросает сребреники и беспокойным взором ищет дерева, чтобы удавиться. Неверие для русского есть ужас и душевный надрыв. У Достоевского даже каторжники кричат Раскольникову: «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! Убить тебя надо»
Жизненный идеал русских и всего Русского Мира был и есть идеал религиозный, идеал преображения себя и всего мира для высшей божественной цели – жить с Богом и в Боге. И даже земную справедливость русский мир будет устанавливать в синергии с Богом. Русский гений не один раз выносил суровый приговор напыщенной европейской цивилизации и её пресловутым гордым идеям; выносил этот приговор русский народ с твёрдой убеждённостью в своей правоте и с точки зрения своего православного идеала Истины, сильно отличного от европейского идола мирской правды и земного прогресса.
Сделает это русский народ и в этот раз!