Есть такая крылатая фраза: «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Взята она из комедии Грибоедова «Горе от ума» и употребляется обычно с иронией для описания человека, который болезненно оглядывается на чужое мнение: «Ах, что обо мне скажут?»
Беда тут не в том, что человек на кого-то оглядывается. Оглядываться надо. «Бога не боялся и людей не стыдился» – это совсем не похвала. Беда в том, что человек оглядывается на кого-то не того. В психологии есть такое понятие – «референтная группа». Это те люди, мнение которых для нас очень важно. Они определяют для нас, что такое хорошо и что такое плохо, как нам следует себя вести, что приемлемо, а что нет. Люди, на которых мы оглядываемся, одобрения которых мы ищем, в число которых мы стремимся быть приняты.
Человек так устроен, что он нуждается в референтной группе. Даже те, кто подчеркивают свой непримиримый индивидуализм, постоянно оглядываются: «А произвожу ли я впечатление на других индивидуалистов?» Так бывает: соберется толпа индивидуалистов и давай всей толпой презирать обывателя.
Но каждый из нас нуждается в людях, в глазах которых ему важно выглядеть хорошо, приемлемо, своим; в то же время ему важно быть уверенным в том, что его референтная группа достойна преданности и почитания. Любые нападки на нее, любые сомнения в ее достоинстве воспринимаются с глубокой болью и негодованием. Это может быть сословие, нация, партия, дворовая компания или такое не очень определенное, но пугающее понятие, как «люди нашего круга» или «все приличные люди».
Человек склонен безудержно идеализировать свою группу и столь же безудержно очернять чужие. Для воинствующего националиста необходимо верить, что его нация – добрейшая, мудрейшая и при этом отважнейшая в мире, что ее история – история исключительно прекрасных подвигов, что все деяния ее правителей, прошлых и нынешних, мудры и прекрасны, а все, что этому образу не соответствует, – измышления врагов. Для адепта какой-нибудь политической идеологии все, кто исповедуют ее, мудры и добродетельны, на их стороне история, а те, кто противостоят им, – дурные люди, обреченные на историческое поражение.
Спокойная беседа об истории той или иной нации или реальных достоинствах того или иного политического учения становится невозможной из-за того, что любая критика его группы ранит человека в самое сердце. Хуже того, люди могут убивать и умирать за свою принадлежность к группе. Об этом говорит вся долгая и жуткая история национального и политического насилия.
Наша потребность принадлежать, быть своими часто оказывается сильнее даже тяги к самосохранению. Но пока мы ищем удовлетворить ее в национализме, политическом активизме или чем-то еще, мы обречены на боль и страдание, потому что мы ищем не там.
Мы должны принадлежать Царству Божию – мы для этого созданы, таков замысел о нас. Недавно Церковь праздновала день Киевских святых; у нас есть и праздники, посвященные святым других земель Руси. Мы оглядываемся на наших духовных предков, мы ищем их молитвенной помощи, мы желаем поступать так, чтобы в этом Царстве – где пребывает Христос, Богоматерь, святые и ангелы – нас приняли и признали своими.
Мы обращаем наши взоры к небесному Иерусалиму, к городу любви и мира, где святые находятся в совершенном единении друг с другом и Господом, и думаем: а одобрили бы святые эти наши мысли, эти наши слова, эти наши поступки?
Но пока мы странствуем здесь, на земле, мы сталкиваемся с конфликтом между требованиями Небесного Иерусалима и тех или иных земных групп. Время от времени люди пишут, что им «стыдно» и «неловко» за такую «отсталую» и «неправильную» Церковь, которая не разделяет либеральных ценностей современного мира. Что ж, тут надо выбирать, на кого мы будем оглядываться: на Небеса или на «современный мир».
Люди сильных политических убеждений огорчаются на то, что Церковь их не поддерживает; им опять же «стыдно» и «неловко» перед товарищами по партии, что Церковь стоит в стороне от их Великого Правого Дела.
Воинствующим националистам очень важно, чтобы Церковь безоговорочно благословляла их национальное дело и проклинала его врагов; они готовы даже уйти из нее и приискать себе более национально сознательную религиозную общину, когда Церковь не оправдывает их ожиданий.
Христианин нередко оказывается в ситуации определенной напряженности между Церковью и чем-то еще. Кто для меня важнее? Кому я хочу понравиться?
И для нас ответ должен быть ясен – Богу и Его святым. Нам не может быть неловко за Церковь; нам может быть только неловко перед Церковью.
Сергей Худиев
pravoslavie.ru