В эти дни мы особенно вспоминаем нашего любимого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Жизнь преподобного Сергия полна чудес; но более всего она сама является чудом. Жизнь всякого святого есть иллюстрация к Евангелию — но жизнь преподобного Сергия особенно. На нем очевидным образом уже здесь, в нашем мире, исполнились слова Господа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7–11). Преподобный с детства вел себя как человек, ищущий последнего места; он убегал от известности, богатства, власти — всего того, что люди ищут в этом мире. Все, чего он хотел, — это удалиться в пустынное место и молиться Богу.
Но Бог прославил его — вокруг него стали собираться люди, ищущие наставления, могущественные князья искали его благословения, он стал основателем ряда монастырей — а еще больше обителей создали его ученики. Сегодня из всех имен, дошедших до нас из русского средневековья, его имя — одно из самых известных.
Житие, составленное Епифанием Премудрым, полно примеров того, как святой смиряется, а Бог возносит его.
Святой не искал игуменства, но согласился принять это служение только по настоятельным просьбам других монахов, искавших его духовного руководства. Случилось так, что, как повествует агиограф, «ненавидящий добро диавол, не терпя сияния, исходящего от преподобного, видя себя побеждаемым преподобным, вложил некоторым из братии помысел отвергнуть игуменство Сергия». Во время богослужения «сказаны были ... неподобающие слова. Находясь в алтаре, святой их слышал, но ничего не сказал. После окончания вечерни, выйдя из церкви, преподобный не пошел в келлию, но, никем не замеченный, покинул монастырь».
Преподобный удаляется и поселяется в пустынном месте близ реки Киржач, где сейчас стоит монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Между тем братия монастыря, ужаснувшись, стали искать его повсюду, в монастырях и в пустынных местах, и наконец нашли. Они приходили к нему на новое место искать его наставления, и в конце концов упросили преподобного вернуться в обитель.
С точки зрения мирского человека такое поведение преподобного Сергия кажется непостижимым. Почему он не поставит наглецов на место? Ведь он почитаемый всеми — и духовенством, и мирскими людьми, и светскими властями, и церковными — духовный наставник. Более того (что более важно): он — чудотворец, всем известно, что он изгонял бесов, извел из земли источник, воскресил умершего отрока, Сам Бог засвидетельствовал, что святой угодил Ему. У кого-кого, а у святого Сергия была возможность настоять на том, что было его по праву!
Но он не делает этого — он не вступает в препирательства, не обрушивается на тех, кто несправедливо выступает против него, а просто тихо уходит. Кажется, ему есть что терять – привычное место, годами накопленный авторитет, определенная степень стабильности — но он не держится ни за что. Когда его отталкивают, он не толкает в ответ — но просто тихо уходит, не сказав ни единого слова.
Как это противоположно тому, как мы привыкли поступать! Любая обида, которую мы терпим, особенно такая, которую мы считаем несправедливой, требует нашего ответа. Если не смертельной дуэли, как у каких-нибудь бретеров XIX века, то хотя бы достойной отповеди. Покинуть поле брани, не отбранившись как следует, кажется потерей лица. Потерпеть обиду, ущерб, стерпеть, что нас не оценили, обошли, пренебрегли заслугами, в миру считается не просто невозможным, но и неправильным. В интернете вырастают
бесконечные линии препирательств, в которых каждый пытается оставить последнее злое и язвительное слово за собой.
Но святой Сергий являет нам не образ мира сего, а образ Христа, который ищет спасения всех, но не принуждает никого. Он с готовностью занимает последнее место — но сам Христос как бы говорит ему: «Друг! Пересядь выше». Он вверяет свою жизнь Богу — и Бог прославляет его на века.
Сергей Худиев
pravoslavie.ru