Все, происходящее в Церкви, вводит нас в историю спасения; мы делаемся свидетелями и соучастниками воспоминаемых событий. Речь идет не о простом воспоминании — хотя бы и эмоционально насыщенном — речь идет о реальном вхождении в духовный мир. Входя в храм, мы оказываемся как бы на борту корабля, который уносит нас из мира греха и обмана в мир правды и света — от того, что ложно и призрачно, к тому, что подлинно и несомненно, от того, что обречено исчезнуть, к тому, что вечно.
Это особенно переживается в великий праздник Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В этот день читают пророчество Исайи: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).
Церковь празднует рождение Младенца, Который одновременно и Бог крепкий. В контексте того, что Библия говорит о Боге, это возвещение непостижимо огромно; слушая эти слова, мы как бы оказываемся под сводами, слишком высокими, чтобы их увидеть. Все слова, которые мы можем произнести — «величие, слава, благоговение» — оказываются слишком маленькими, и мы сами — слишком мелкими, чтобы сказать что-либо. «Да молчит всякая плоть человеческая и стоит в страхе и трепете».
Но мы должны постараться услышать и в меру нашего разумения понять, что об этом событии говорит Церковь. А Церковь наставляет нас, что Младенец, лежащий на руках у Его Пречистой Матери — Бог. В Нем Бог и человек являются Одной и Той же Личностью. Как говорит святитель Лев Великий, «Это удивительное Рождество от Святой Девы произвело на свет Единственную во всем человеческом роде истинно человеческую и истинно Божественную Личность,... разность природ сошлась в такое единство, что Один и Тот же, будучи истинным человеком, называет Себя меньшим Отца (Ин.14:28) и, будучи истинным Богом, именует Себя равным Отцу» (Ин.10:30).
Давайте попробуем взглянуть на небо — тем более что в нашу эпоху есть мощные телескопы, которые позволяют вглядеться в мир звезд внимательно. Один из самых популярных образов в интернете — туманность Андромеды, фотография которой сделана орбитальным телескопом «Хаббл». Эта фотография стоит в качестве обоев на множестве мониторов. Ее легко узнать: это красивое и загадочное дисковидное образование, с ярким ядром и спиралевидной структурой. Эта галактика расположена на нашем небосклоне в созвездии Андромеды, откуда и получила свое название. Она содержит примерно 1 триллион звёзд, что в 2,5–5 раз больше, чем в нашей родной галактике — Млечном Пути. Это ближайшая к нам галактика — до нее «всего лишь» около двух с половиной миллионов световых лет.
Эти величины — триллион звезд, миллионы световых лет — превосходят все наши представления об огромности, они намного больше того, что в состоянии переварить наш рассудок. Но и туманность Андромеды — это всего лишь одна из галактик нашей вселенной. Их — по оценкам астрономов — порядка ста миллиардов. Огромность Вселенной — даже той ее части, которая доступна нашему наблюдению — превосходит всякое разумение.
Священное Писание говорит об этой вселенной две вещи.
Во-первых, у нее есть Автор. Бог Библии — Создатель и Хранитель мироздания. Все, что существует, существует только и исключительно потому, что Он пожелал создать это из ничего. Если бы любовь Божия прекратила поддерживать мир в бытии, он немедленно вернулся бы в то ничто, из которого был вызван. Как Бог говорит через Пророка, «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я Своими руками распростер небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис.45:12) Земля и небо — все существующее — создано и управляется Богом: «Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству
могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:26). Бог создал туманность Андромеды; Бог создал все туманности, галактики, вообще все существующее.
Во-вторых, Творец и Хранитель всей это непостижимо огромной вселенной стал человеком, Одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха.
Безбожие уверяло нас, что мы живем на незначительной планете где-то на окраине своей галактики, в огромном, пустом и бессмысленном мироздании. Наша вера открывает нам, что в мире есть цель и смысл, и наша земля — самая важная планета во вселенной, потому что именно на ней Бог входит в Свое творение. На средневековых картах Святая Земля изображалась в центре земли; в этом было нечто глубоко верное — это не просто центр земли, это центр мироздания. До него не нужно было лететь на каком-нибудь звездолете; до него можно было дойти пешком.
Пастухи, пришедшие поклониться младенцу, оказались в главной точке вселенной — как и мы оказываемся в ее главной точке, когда приходим поклониться Родившемуся. Зачем, с какой целью Всемогущий стал беспомощным младенцем на руках у Своей Матери? Символ веры говорит нам: «Нас ради, человек, и нашего ради спасения».
Тот, кто стоит за красотой и величием мироздания, не просто Всемогущий Творец, не просто Художник и Строитель всего — Он есть любовь. Из любви к Своим падшим, мятежным, запутавшимся созданиям Он нисходит, чтобы поселиться среди них и вывести их к жизни вечной и блаженной.
Мы не можем вместить величия этой любви — как не можем вместить величия мироздания. Но мы можем довериться ей и обратиться к ней — в покаянии, вере и хранении заповедей. Тогда мы обретем нечто слишком прекрасное, чтобы об этом можно было сказать словами.
Сергей Худиев
pravoslavie.ru