Вознесение Господне (греч.???????? ??? ??????; лат. ascensio) – двунадесятый праздник, который отмечается в четверг на 40-й день по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает восшествие воскресшего Господа Иисуса Христа во плоти на небо.
Это событие описывается в Евангелиях От Марка (16:19-20), Луки (Лк. 24:50-53) и книге Деяний Апостолов (Деян. 1:1-11; 2:33). Слова Господа Иисуса Христа о предстоящем Вознесении приводятся в Евангелиях от Луки (Лк. 22:69) и от Иоанна (Ин. 3:13; 6:62; 7:33; 12:32; 16:7; 20:17).
О смысле Вознесения Господня апостол Павел говорит так: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10).
По учению Православной Церкви Вознесение – завершающее событие в деле спасения человечества воплотившимся Богом и обожении человека, к которому Господь призывает верующих в Него.
Своим Воскресением Спаситель победил смерть и совоскресил с Собой человеческую природу, а Вознесением – открыл человеку путь на Небо, куда до этого не восходил никто из людей (Ин. 3:13).
Святые отцы писали об этом так:
«как Христос воскрес от мертвых, и смерть Им к тому не обладает, так и когда Он вознесся и воссел в вышних, вся высота находится под стопами Его, всем свидетельствуя, что Он — Бог над всем. И это и была «явленная гора Божия», как говорит Исаия (Ис.2:2), и на вершине всех разумных гор — «дом Божий» — Тело Владычнее. Ибо не Ангел, не человек, но Сам Господь плотию пришел и спас нас, став ради нас подобным нам и, в то же время, неизменно пребывая Богом. Как, когда Он сошел, Он не изменил Своего обитания, но снизошел, так и восходя снова, Он не в Божество возвратился, но посадил на горнем престоле наше, воспринятое Им естество. Ибо, воистину, там Богу подобало представить первородным из мертвых наше естество, как некое начало первородных от лица всего рода»
(Свт.Григорий Палама)
«Вознесся Господь наш от Нас на небо для того, чтобы открыть нам двери небесные и чтобы мы невозбранно входили в небо. Праотец наш Адам затворил дверь райскую для всего рода человеческого, сделал ее непроходимой для всех земнородных, и херувим с пламенным оружием стал у дверей райских; затворил Адам рай и путь к жизни, а отверз только входы к смерти и аду. Господь же наш сделал противоположное: затворил входы к смерти и аду, а отверз рай: сначала разбойнику, которому сказал: «Днесь со Мною будеши в рай» (Лк. 23:43), а потом и всем поСвоем вознесении отверз самое небо…
…Господь наш не носит ключей царства и жизни подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат, там не нужно и ключей, ибо при вознесении Господнем небесные врата совсем прочь взяты и уже никогда не будут после затворены, как пишется о сем в Откровении: «Врата его не имутзатворитися во дни: ноши бо не будет» (Апок. 21:25). Посему-то и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда отверзайте отверстое, отверзайте незатворенное, отмыкайте незаключенное; если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь сими ключами, следующим же за Мной свободен вход и без ключа, ибо врата для них не закрыты и, как взятые прочь, не могут затвориться».».
(Свт.Димитрий Ростовский)
Несмотря на то, что в Вознесении Господь удалился видимым образом от учеников, Он остался в Церковью Своей Божественной природой, о чем и говорит в Своем обетовании: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). В этом заключается антиномия праздника – Вознесшийся Господь остается с человеком. «Святым Духом вошел Христос после вознесения в Церковь, чтобы пребывать в ней вечно»
(Георгий Мандзаридис).
Обряды на Вознесение
Праздник Вознесения Господня в старину назывался Вознесеньев день. Для народа праздник символизировал полный расцвет весны и ее переход к лету — встречу пролетья. В этот день молились о ниспослании урожая.
Праздник Вознесения с давних пор отмечался многими народами Европы. Традиции празднования на Западе и Востоке отличаются. Например, в некоторых католических церквах во время праздничного богослужения статую Христа поднимают до потолка, что должно дать народу наглядное представление о событии Вознесения. Также частью праздничных обрядов на Западе является благословение бобов и винограда, тушение пасхальной свечи и торжественные процессии.
На Руси издревле существуют свои традиции празднования Вознесения.
В этот день пекли так называемые лесенки – поминальные хлебцы в виде лестниц из ржаного теста, которые символизировали вознесение душ усопших на небо. Лесенки были праздничным угощением для детей.
Также на Вознесение пекли блины, которые назывались «Божьи окутки» и «Христовы лапотки», т. к. по народному поверью Спаситель от Воскресения до Вознесения «Русь обходит, а земля-то обширна, а обутка-то лыковая, не ноская, надобна ей перен?ва».Эти блины не съедали, а выносили в поле и там оставляли «Христу на онучи». В. И. Даль упоминает еще одно блюдо, которое традиционно готовилось в этот день и тоже оставлялось в поле «на снедь Христу», — драчёна.
На Вознесение так же, как на Пасху, красили яйца, а куличи, оставшиеся с Пасхи, несли на кладбище и клали на крест.
Ходили друг в гости –это называлось «ходить на перепутье», — принося с собой в подарок хозяевам «лесенки», испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. (Публикуется с сокращениями)
Анна Орлова
foma.ru