В Рождественские торжества хочется поговорить не только о славе Бога, о Его величайшем деле – искупительном подвиге ради спасения человечества, не только о радости, но и о скорби.
Избиение вифлеемских младенцев по приказу царя Ирода. Фреска арх. Зинона в монастыре Симона Петра на Афоне
Ведь события Рождества Христова имеют словно бы двойную природу: великую радость и великую скорбь. Святые отцы называли Рождество Христово первым крестом Спасителя – кеносисом (с греческого языка – истощением, опустошением) Божества. Это слово обозначает самоограничение, самоумаление Бога. Вот в чем сила Божественной жертвенной любви Господа к людям.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16, 17).
В земной жизни Христа скорбь идет рука об руку с радостью. Рождество Христово, приход в мир Спасителя, но во граде места Святому Семейству не нашлось. Лишь в пещере для скота. Ангельское торжество «Слава в вышних Богу…», но и страшное горе на земле – избиение 14000 младенцев царем Иродом, этих первых христианских мучеников. И так далее… Скорбь креста вместе с радостью спасения.
И в данной статье хочется поговорить о важной и в то же время скорбной странице истории, которая разворачивалась вокруг Рождества Христова. А именно о человеческой трагедии царской династии Ирода Первого (Великого) и его потомков.
Это сейчас, сквозь призму истории, мы воспринимаем царя Ирода и других Иродиадов (представителей его династии) как неких полумифических, почти абсолютных сказочных злодеев типа Кощея Бессмертного. Но все это были живые люди со своими взлетами и падениями, радостями и скорбями, хорошими и плохими поступками, добром и злом, которые гнездились в их сердцах, с борьбой духовной, которую они вели, которую ведем и мы…
Что же хочется сказать о династии Иродиадов? В чем была их ошибка? И почему истории запомнился именно негативный их след?
Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский всея Украины Онуфрий сказал замечательные слова: «Корень всех конфликтов, которые происходят в мире, – борьба за деньги и власть».
В связи с этим вспомним толкование известного места Книги Откровение «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18) профессором Московской Духовной Академии Алексеем Осиповым. Он, ссылаясь на ветхозаветную цитату: «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2 Пар. 9:13) говорит о том, что сатанинское число Апокалипсиса – это символ служения человека материальному, стремление не к Богу, но к злату, власти и грехам, которые через них можно получить.
Фразу «Мы любим деньги и власть» можно было бы выбить на фамильном гербе Иродиадов. Рассмотрим же, к чему их привели жажда наживы и жажда власти.
Основателем династии был Ирод Первый, прозванный Великим. Он происходил от хананейского народа идумеев, потомков Исава, населявших южную Иудею. Ирод не был евреем. Его отцом являлся идумеянин Антипатр, которого возвысил римский император Юлий Цезарь. Он поставил Антипатра правителем еврейских земель. Позже эту власть унаследовал его сын Ирод.
Ирод в своем роде был действительно великим человеком и талантливым политиком. Он умело балансировал между римской властью и евреями, пытаясь погасить любую вспышку гражданской или освободительной войны. Этими войнами, восстаниями, революциями была полна еврейская история его времени. Ирод спасал народ от голода, боролся с чумой. При нем отреставрировали Иерусалимский храм. В общем-то, было сделано много хорошего.
Но у него был главный недостаток и страшный порок. Он страстно любил власть и себя на троне этой власти. Ради нее он никого не щадил. Даже собственную семью. Он умертвил свою жену еврейку Мариамну, на которой женился, пытаясь добиться расположения иудеев, казнил своих старших сыновей Аристовула и Александра. Это позволило римскому императору Августу резонно заметить: «Лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном!» И, конечно, избиение четырнадцати тысяч еврейских младенцев из-за маниакальной подозрительности в том, что среди них есть Мессия-Царь, Который отберет у Ирода трон.
Смерть Ирода была страшной. Он гнил заживо. В его теле еще при жизни завелись черви, пожиравшие плоть. Вонь была нестерпимой. Кроме того, психическая болезнь маниакальной подозрительности все усиливалась. Ирод изрыгал проклятия на своих сыновей и слуг. Все боялись подойти к смертному одру. Во дворце, в ослепительной роскоши, в зените богатства и власти, царь умирал в полном одиночестве, вони, червях и гниении. Такую страшную цену Ирод заплатил за свою власть.
Его сын Архелай не отставал от отца. Он унаследовал садистскую жестокость родителя. Именно поэтому Пресвятая Богородица и святой Иосиф Обручник побоялись из Египта возвращаться в Иудею, которой правил Архелай. Они пошли в Галилею (см. Мф. 2:22). Жестокость Архелая была чрезмерной даже для языческого мира, где жизнь человеческая вообще ценилась мало. Так, однажды Архелай умертвил три тысячи евреев на Пасху в пределах Иерусалима. Евреи пожаловались императору Рима. И Архелай был низложен, заточен и отправлен в ссылку в город Виен (ныне современная столица Австрии Вена), где и умер.
Второй сын Ирода Первого царь Ирод Антипа правил Переей и Галилеей во времена земной жизни Спасителя. Он из представителей династии Ирода наиболее часто упоминается в Евангелии. Ему были свойственны положительные качества. Так, к примеру, мы знаем из Священного Писания, что Ирод Антипа во время заточения святого Иоанна Крестителя «зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20). Душа этого Ирода была, наверное, доброй, раз откликалась на слова Великого Предтечи. И в ней происходила борьба между добром и злом. Борьба, закончившаяся полным поражением.
Похоть-страсть, которая попирала Божьи заповеди, влюбленность в собственную племянницу Иродиаду съедала его и заставляла совершать губительные поступки: прогнать законную супругу, дочь аравийского царя Ареты Четвертого, и тем не только нарушить брачные клятвы, но и разрушить важный политический союз, поставив страну под угрозу войны; взять в жены собственную племянницу и, мало того, жену брата своего Филиппа, лишить собственного брата наследства, затем пить и чревоугодничать и на почве всех этих страстей обезглавить величайшего из рожденных женами – святого Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.
После убийства великого Пророка Господь уже не видит в Ироде способности к покаянию. Перед Распятием Он не удостаивает Ирода Антипу даже словом. Молчание Бога – страшный ответ этому тонущему в грехах человеку (см. Лк. 23:6–12).
Наконец Ирод с Иродиадой лишаются возлюбленной ими власти. Римский император Калигула ссылает их в Лион, где они оканчивают свои дни.
Внук же Ирода Великого Ирод Агриппа Первый также был человеком, страстно влюбленным в деньги и власть. Заигрывая с фарисеями и вождями евреев, он повелел казнить великого праведника Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа; заточил святого первоверховного апостола Петра в темницу, откуда последний был избавлен Ангелом Божиим.
Кончина его также была страшной. О ней повествуется следующим образом: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось» (Деян. 12:21–24).
Кончина внука так похожа на кончину деда! Гордыня Ирода Агриппы подпитывалась уже не только властью, но претензией на некое обожествление. Он возводил памятник самому себе, но не воздавал славу Богу. И эта гордыня непомерная убила в конце концов его.
Династия Иродов правила еврейской землей около ста сорока лет и оставила мрачный след в истории.
Но вот какие вопросы, мне кажется, каждый из нас должен задать самому себе: «Не живет ли и во мне ирод? Не люблю ли я так же, как и Иродиады, деньги, власть, блуд, роскошь, комфорт паче Христа? Не убиваю ли я в себе ежедневно голос совести, зовущий меня к деланию добродетелей, к праведной жизни? Не закончиться ли моя духовная борьба победой греха?»
Думается, история династии царя Ирода – это хороший рождественский урок для каждого из нас. Печальный урок о том, как человек отверг Бога и возлюбил материальное паче небесного…
Иерей Андрей Чиженко