В Совете Федерации завершилось голосование по
скандальному закону о запрете воспитания (законопроект № 953369-6 об изменении ст. 116 УК - Побои, который вводит уголовную ответственность родителей за любое наказание детей). Благодаря сенатору от Омской области Елены Мизулиной, устроившей бурную дискуссию, в палате возникла чуть не потасовка, многие сенаторы выступили против — и хотя в итоге закон был принят, есть все основания полагать, что в силу он не вступит, если удастся убедить Президента не подписывать этот закон. Тем более, что палата решила создать согласительную комиссию и вернуться к этому закону осенью, сообщает
РИА «Катюша».
Законопроект № 953369-6 в редакции Павла Крашенинникова рассматривался в пакете с целым рядом других поправок в УК и УПК, в том числе направленных на либерализацию уголовного законодательства в отношении бизнеса (это было сделано лоббистами ювенальной юстиции специально, чтобы лишить сенаторов возможности сразу отклонить этот законопроект). Но если остальные поправки, кроме ст.116 УК, обсуждений практически не вызвали, то вокруг антиродительских поправок Крашенинникова развернулась настоящая баталия.
Началось с того, что ювенальщики поменяли докладчика по законопроекту: вместо изначально планировавшейся на эту роль Елены Мизулиной, докладчиком выставили одного из лоббистов этой инициативы Андрея Клишаса.
В своем докладе Клишас утверждал, что законопроект Крашенинникова якобы направлен на защиту традиционных ценностей, что поправки в ст. 116 «не вводят» никаких ювенальных норм и дополнительной уголовной ответственности родителей, кроме той, что уже существует на сегодняшний день (на самом деле до сих пор в УК не было статей, специально оговаривающих ответственность родителей, а лишение родителей возможности наказывать ребенка в воспитательных целях открывает лазейки для карательных ювенальных органов), а также, что есть некая статистика о том, что 80% случаев насилия происходит в семье.
Клишас также заявил, что законопроект «находится в русле Послания Президента Федеральному Собранию и учитывает правоприменительную практику относительно семьи, которая на сегодняшний день сложилась крайне неблагоприятно». Слова сенатора цитирует сайт «
Накануне.ру». «Эти нормы действуют и сегодня… Депутаты исходят из того, что, если несовершеннолетнему причинены побои на стороне третьими лицами, его защищают родители и закон. Если это происходит в семье, мы понимаем, что родители такого ребенка не защищают… Те, кто критикует этот закон, предлагают и со стороны закона снять защиту несовершеннолетних… Если раньше не выделялась отдельная статья, то это не значит, что ее раньше не было. Семья должна быть безопасным местом для всех членов семьи. Важный закон, направленный на защиту традиционных ценностей», - утверждает Клишас.
После Клишаса выступила Елена Борисовна Мизулина, которая указала, что никакой статистики, доказывающей наличие проблемы насилия в семье, не существует, и призвала коллег сенаторов не принимать данный закон. «Вы хотите разрушить семью», – заявила она.
Комментируя поправки, она отметила, что законопроект переложит всю ответственность на Президента РФ. «Я готова была голосовать за этот закон, изначально он был милостив, 12 наших поправок были приняты. Но во втором чтении депутат Крашенинников втиснул две поправки, благодаря которым любая внутрисемейная ссора супругов повлечет уголовное наказание до двух лет, а для избиения человека у метро - четыре месяца ареста. Это свидетельство абсурда новой нормы… Теперь любая ссадина, синяк являются основанием того, чтобы ювенальная полиция пришла к вам в дом. Ювенальная юстиция и состоит в том, что можно возбудить уголовное дело только по одному лишь факту, что есть синяк», - сказала Мизулина.
Затем слово дали еще нескольким сенаторам. Законопроект поддержали: Людмила Косткина (представляет в СФ Санкт-Петербург), Ольга Ковитиди (республика Крым), Валентина Петренко (республика Хакасия), Лилия Гумерова (Башкортостан) и зампред Верховного суда Сергей Рудаков, у которого законопроект Крашенинникова не вызвал «концептуальных возражений». Против принятия закона высказались Елена Мизулина (Омская область), Ольга Тимофеева (Севастополь), Вячеслав Мархаев (Иркутская область) и Светлана Горячева (Приморский край). В частности, О.Тимофеева заявила, что данный законопроект - скрытая «форма навязывания ювенальной юстиции, которую и дальше будут протаскивать наши законодатели».
Итог заседания предрешило выступление спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая, признав, что если бы за законопроект Крашенинникова голосовали отдельно, его нужно было бы отложить. Но поскольку голосование было пакетным, предложила принять весь пакет законов, а к закону Крашенинникова вернуться на осенней сессии. Итог голосования: 107 сенаторов «за», 17—против, 23 - воздержались.
По предложению В.Матвиенко будет создана рабочая группа, которая подготовит «уточнения и корректировки» данной статьи, учитывая «чувствительность темы». «Надо было на стадии проработки более публично вести эту работу. Наверное, не хватило информированности и сопоставления разных точек зрения. И, если бы был внесен только этот закон, то можно было бы отложить его рассмотрение, но этот закон гораздо шире и больше, вводится целый ряд статьей по декриминализации, упрощающих жизнь бизнесу, решение экономических вопросов. Этот закон ждет бизнес», - отметила он.
Она призвала поддержать законопроект на данном этапе с учетом создания рабочей группы. «Стоит отдельно поработать над этой статьей, снять тревоги и опасения, которые высказывают сенаторы. У нас есть все возможности внести коррективы, касающиеся этой части, которая вызывает такую тревогу. К осени можно внести уточнения в этот закон, чтобы мы не загубили те важные статьи, которые необходимы», - прокомментировала спикер Совфеда.
Е.Мизулина, комментируя решение сенаторов, отметила, что «Совет Федерации совершил большую ошибку».
При таком раскладе есть надежда, что за две недели, которые Конституция РФ отводит на подписание закона Президентом, родительским организациям удастся донести правду до Владимира Путина.