ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Православная духовность / Суеверия | 8-03-2018, 15:47

Источник информации

Суеверия и предрассудки: Как использовать цветочки от Матронушки. pravmir.ru

Проголосовать:
голосов: 0

 

«Цветочки от Матронушки как использовать» – поисковик выдает массу сайтов с советами: закапывать стебли в землю для урожая, ставить около икон для оберега дома. Масло от мощей, цветочки, сухарики – бытовой магизм или искренняя вера – размышляют священники.

Как использовать цветочки от Матронушки
Фото: Ксения Зимина / www.chita.ru

Магизм не означает, что надо все запретить

Протоиерей Максим Первозванский

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Магизм случается, когда мы думаем, что через какие-то предметы, артефакты получим просимое. Но это не значит, что нужно все запретить.
Недавно, в первое воскресенье Великого поста мы отмечали праздник Торжества православия. Это и победа над иконоборчеством, которое почитание икон объявило магизмом. К возникновению иконоборчества, как и сейчас, были определенные основания. Тогда счищали краску с икон, считая ее лекарственной. Сейчас это песочек, который берется с могилки старца, цветочки от блаженной Матроны – некие материальные объекты, которым присваивается исцеляющая и благодатная сила.
VII Вселенский Собор, утверждая иконопочитание, объяснил, что мы, почитая образы, наше почитание и поклонение переносим на первообраз. Икона – это некий мостик от нашего мира к Горнему.
Личность святого проявляет и проявляла себя в этом мире в том числе через свое тело, как живое, так и уже усопшее. Поэтому да, благодать действует и через иконы, и через цветочки, и через песочек. Магизм появляется, как только мы начинаем придавать этому самостоятельное значение, думать, что не Господь молитвами блаженной Матроны исцеляет и помогает, а цветочек от блаженной Матроны.

Фото: Ксения Зимина / www.chita.ru

Вчера одна женщина задала вопрос, как относиться к тому, что она прочитала на каком-то полуоккультном сайте. Там – молитва блаженной Матроне, не принятая в Церкви, но вполне правильная, про борьбу с унынием. Но при этом – целый ряд советов совершенно магического свойства о том, как себя вести, куда сесть, как свечку зажечь, то есть некий дополнительный ритуально-магический обряд, который необходимо совершить. То есть, безусловно, недопустимые вещи.
Для спасения человека Бог не отворачивается от него никогда и нигде, и в самых разных ситуациях, в самых разных вещах может проявлять Свою помощь.
Но если следовать принципу «работает – не работает» – будет как в истории у Аль Пачино. Он говорил: «Когда я был маленький, просил у Бога велосипед, Бог не дал мне велосипед. Тогда я украл велосипед и попросил у Бога прощения. После этого я понял, что Бог работает иначе».
Да, кто-то приходит и к такому выводу. Маленький Аль Пачино, будучи воспитанным истинным католиком, в детстве попросил велосипед и не получил. А сколько людей получали что-то через совершенно, казалось бы, невообразимые вещи?
Не подходит под «работает – не работает» и наше благочестие и наша праведность. Иов был праведным человеком, но все равно в его жизни произошло в человеческом измерении по наихудшему сценарию.

Принцип магизма: я делаю что-то, за это я получу. Неважно, что я сделаю, желая получить нечто взамен – выполню магический обряд, пожертвую необходимую сумму денег, возьму цветочки или песочек, или даже пойду и причащусь.

Конечно, проверить, кто и зачем стоит к Матроне, невозможно. Либо мы должны считать прихожанами только тех людей, которые выполняют определенные требования, следить за прихожанином по документам и давать разрешение съездить к блаженной Матроне в письменном виде.

Фото: Ксения Зимина / www.chita.ru

Но Церковь избрала другой путь, максимально открытый для общества. Мы же знаем, что к блаженной Матроне стоят и люди других вероисповеданий, и атеисты… Возможность посетить храм, приложиться к святыням – есть у всех. Как говорит апостол Павел, «кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).
Мы никого не судим, пусть человек приходит. Кто знает, каким путем ведет его Господь.
Еще – человек не может без обрядов. Посмотрите на самых критически настроенных людей – все равно в важнейшие моменты своей жизни они совершают какой-нибудь обряд. Хоть свадьбу – обязательно платье невесты, лимузин или еще что-то. По определенному чину проводятся совершенно атеистические поминки, гражданская панихида…  
Когда мы убираем нашу высокую обрядность, возникают простейшие, уже совсем языческие магические обряды, когда мы не к Богу обращаемся, а придаем значение самому обряду: «Давайте посидим на дорожку». Все сидели «на дорожку» по всему Советскому Союзу.
Поэтому давайте мы лучше наши высшие религиозные чувства облечем в правильные обряды, что и есть в православии. Как понять границы, где эти чувства правильные и обряды православные – на это у нас тоже есть определенные каноны и решения, действующая практика и традиции церковной жизни.

А еще важно не забывать – к Богу у каждого свой путь и свои отношения с Ним.

У нас на приходе много людей, которые не знают, зачем нужно освященное масло, это не имеет отношения к их религиозной жизни. Есть люди, которым это очень важно. Слава Богу!

Цветочки имеют смысл, пока не превращаются в фетиш

Протоиерей Димитрий Климов

Протоиерей Димитрий Климов

Если ко мне подходят люди и просят благословения взять из паломнической поездки «цветочки» или «земельку», отвечаю по ситуации. Если вижу, что человек имеет уже какое-то понятие о церковной жизни, я благословляю, но говорю, что можно обойтись и без этого. Но бывает, что человек впервые задумался о православии, когда шаман или знахарка отправила его «за маслицем».
С одной стороны, это все действительно магизм и колдовство. С другой стороны – люди без этого о Боге бы, может, и не вспомнили. Может быть, если человек уже подошел к священнику с вопросом, это будет какой-то зацепкой.
Вообще вопрос даже не в том, магизм или не магизм стремление привезти освященные предметы, а в мелочности, в суетливости нашей религиозной жизни. В нежелании понять что-то главное, важное, в стремлении обращать внимание на какие-то периферийные вещи, совершенно не относящиеся вообще к главному. Эта мелочность сейчас свойственна вообще очень многим людям, когда человек не отделяет основное от второстепенного.
Как-то ко мне подошла женщина и начала рассказывать о своих видениях, о снах, о том, что ей святые являются. Увидев мое скептическое выражение лица, она спросила: «Вы что, не верите мне?» Я ответил: «Почему я должен вам верить?» На что услышал: «Ну вы же верите в то, что Христос воскрес из мертвых».
И как вот мне ей объяснить, что верить в Бога – это одно, а верить во всевозможные «святыньки» – совсем другое. Православным себя человек должен считать тогда, когда он усвоил Символ веры, основные догмы нашего православного христианства. А не тогда, когда он ездит и привозит отовсюду цветочки и земельку.

Фото: eparhia-tmb.ru

Чаще бывает, что спрашивают о них люди, когда уже вернулись. «А что теперь с этим со всем делать?» Меня этот вопрос буквально в ступор вгоняет. Ты ж человека никуда не направлял и не рекомендовал туда ехать, а он тебя спрашивает, что делать. Делай, что хочешь. Порой доходит до того, что настаивают на «земельке» воду, а потом пьют.
Наша религиозная жизнь очень сильно заражена этой дремучей народной оккультностью. И распространяют все это те самые «лечащие бабки», у которых два диагноза на все случаи: порча и сглаз. Увы, это внедрилось и в нашу церковную жизнь.
У меня большой вопрос и к тем обителям, где раздают «святыньки», и иногда кажется, что у них просто цель – привлечь больше народу. Даже не важно, зачем те едут.

Как же провести грань – где магизм, а где вера? Когда мы забираем у Бога свободу, не даем возможность Богу Самому решать, что нам дать, что не дать, когда мы начинаем требовать – это уже магизм.

Потому что магия, язычество, оккультизм как раз учат, что некий человек знает методы, ритуалы, посредством которых можно заставить силы, невидимые нам, непонятные, действовать в наших интересах.
Да, в христианстве есть все основания для того, чтобы с неким трепетом, с почитанием относиться к материи. Потому что Сам Христос – это воплотившийся Бог, воплотившийся в человечестве, в материи, освятивший этот мир, освятивший материю. И потому у нас есть догмат иконопочитания. Но мы почему-то усвоили глагол «поклоняться». Но догмат как раз против этого глагола, ведь мы иконам не поклоняемся, мы их почитаем. А поклоняемся мы Богу, который изображен на них.
То же самое касается освящения воды, освящения каких-то предметов. Да, материя тоже освящается, становится проводником каких-то духовных даров для человека. Но надо понимать, что не сама по себе материя свята, а она свята постольку, поскольку ей это благословение присваивает Бог.

Фото: Ксения Зимина / www.chita.ru

Когда человек получает помощь от Бога безо всякой материи, он не всегда поймет, что эта помощь от Бога. А когда человек через какую-то святыню получает исцеление, тогда у него и мотивация будет. Ведь он понимает, что ему помог своими молитвами Богу вот именно этот святой. То есть материя – как некая стрелочка, указующая на источник помощи. Так что все эти «маслица» и «цветочки» имеют смысл. Но как только они становятся фетишем, талисманом, оберегом, предметами, обладающими силой, – это превращается в магию.
И к Богу надо обращаться, просто открыв свое сердце и поняв, что на самом деле Ему нужны любовь, наша преданность заповедям, любовь к ближним.

Материалы по теме:  

Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов


 

В сюжете: Оксана Головко суеверия

 

Просмотров: 1 372
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru