Некий инок валаамский по делам монастыря должен был отбыть в Питер. Игумен говорит ему: «Приедешь в Питер, вначале пойди к хозяевам. Потом все дела с Богом сделай и возвращайся, не задерживаясь». А что значит – «пойди к хозяевам?» Это значит, иди к отцу Иоанну на Карповку, иди к блаженной Ксении на Смоленское и к Александру Невскому в Лавру. Всюду помолись, поставь свечи, положи поклоны. Князь Александр, батюшка Иоанн и блаженная Ксения в Петербурге хозяева. Почти хозяев и с их помощью дела решай. А потом отчаливай без задержки, потому что монаху в миру задержаться – это как рыбе на берегу лишний час полежать.
Подобный подход к делу путешествия нужен не только монаху. Он всем нужен. И на отдыхе, и в командировках. Будешь ехать в Крым, помни, что в Крыму хозяин – святитель Лука. Самолетом ли, поездом ли, своим ли транспортом прибудешь в Крым на отдых – иди к архиерею Божиему Луке. Положи поклон, да и не один, перед мощами, приложись. Скажи: «Приехал я, владыко, в твою епархию на отдых. Благослови меня с семьей и сохрани от зла на воде и на суше». После этого можно ехать и в Симеиз, и в Партенит, купаться, нырять. Только не забывать в ближайший храм приходить на Литургию в воскресенье.
Куда бы ни ехать, надо узнать, кто в этой местности главный – кто духовный хозяин
Куда бы ни ехать, надо узнать, кто в этой местности главный, кто хозяин. Едешь в Воронеж по делам – знай, что главный там – святой Митрофан. Мощи его в кафедральном соборе лежат. Едешь мимо Мурома – не поленись заехать к Петру и Февронии. Будешь в Екатеринбурге – потрудись посетить монастырь в Верхотурье, где Симеона мощи. Одним словом, это рабочий принцип. По всей святой Руси рассеяно Христовой рукой множество святынь, связанных с угодниками земель Новгородской, Псковской, Ярославской, Сибирской и так далее. Это не только мощи угодников, но и чудотворные иконы, и целебные источники, и храмы – древние и новые. В общем, сначала к хозяину, потом – все остальное.
Принцип этот работает и в отношении христианских святынь зарубежья. Тысячи и сотни тысяч наших соотечественников истоптали бутики в Милане и оставили там в совокупности миллионы евро. За шмотки. Иначе как «столица шмоток и распродаж» Милан левым и правым полушариями многих и не воспринимается. А ведь и у этого города есть всемирно известный духовный хозяин. Это святой Амвросий, посреди двух миланских мучеников лежащий под главным алтарем древней базилики. Так она и называется – Сант-Амброджо. Амвросий крестил блаженного Августина. Амвросий сопоставим по влиянию на церковную жизнь с Николаем и Спиридоном. И к нему нужно прийти, раз уж занесло тебя за дешевыми кружевными трусами на север Италии. А придешь, так потом смело ходи по магазинам. После сделанного главного второстепенное делается успешнее. В Кельне будешь – иди к трем волхвам: Мельхиору, Балтазару, Гаспару. В Неаполе будешь – иди к святому Януарию. И в Париже, кроме злачных заведений и жареных каштанов, прорва мест, связанных с церковной историей, питающих душу. Про Грецию, Черногорию, Сербию, Болгарию, Грузию я просто молчу. Потому что плотность святынь на квадратный километр в этих странах чрезвычайно велика. И очень жаль, когда крещеные люди ведут себя среди духовной роскоши, как кошка из английского детского стишка. В переводе Маршака это так звучит:
– Где ты была сегодня, киска?
– У королевы у английской.
– Что ты видала при дворе?
– Видала мышку на ковре.
Оно и правда. Что еще замечать кошке?! Не на наряды же придворных дам глядеть. Не к разговорам послов и министров прислушиваться. Мышка – все, что ей надо.
Христианин не имеет права прикасаться к идолам, зажигать курительные палочки, оставлять денежную жертву в языческих местах
Ну, и последнее на сейчас. Если усталые ноги путешественника и жадные глаза собирателя новых впечатлений приведут вас, к примеру, в Индокитай, то имейте в виду следующее. Вот здесь, наоборот, по капищам, храмам и пагодам ходить нельзя. Если имя христианина для вас что-то значит, если крестик на груди для вас не пустышка, то прикасаться к идолам, зажигать курительные палочки вы не имеете права. Оставлять денежную жертву в культовых языческих местах вы не имеете права. Покупать сувениры с языческой символикой, есть идоложертвенное, участвовать в обрядах, хотя бы и клоунских, ради туристов совершаемых, вы не имеете права. Все это относится к другим хозяевам – рогатым, зубастым, многоголовым, с выпученными глазами и прочее.
Итак, вернемся мысленно из языческих стран под небо русской равнины. Узнавайте свою землю и свою историю. И если куда приедете, приплывете, приползете, то перво-наперво идите к духовным начальникам этого места – к хозяевам, к христианским святым.