ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Мир и Православие | 21-08-2015, 14:34

Источник информации

Какой фанатизм нам нужен?

Проголосовать:
голосов: 0

"Толковый словарь" с Юрием Пущаевым

pushaevКак ни странно, сама распространенность слов «фанатизм» и «фанатик» в современной культуре и то, что они имеют отрицательный, практически ругательный смысл, являются во многом следствием нашего расхоложенного секулярного времени. Для многих наших современников, равнодушных к религии всего лишь, например, регулярное посещение храма или принципиальное и категоричное неприятие абортов уже могут выглядеть как нездоровые признаки так называемого религиозного фанатизма. То есть, для такого взгляда «верующий» и «фанатик» – это просто одно и то же.

Часто также термин «фанатизм» использовали и используют атеисты для своей пропаганды. Для них тоже любое ответственное проявление религиозности – уже нестерпимый фанатизм. Может быть, именно поэтому русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев 130 лет назад, наблюдая все больший отход от веры среди своих современников, написал в статье «Православие и католицизм в Польше»: «Если верующий человек не фанатик своей веры, то это только личная слабость его, и больше ничего».

Однако, с другой стороны, если под фанатизмом понимать, как это часто и делают, веру без любви и рассуждения и «ревность не по разуму» (Рим. 10:2), то, действительно, в таком фанатизме ничего хорошего нет.

Мы видим, что термин «фанатизм» обладает каким-то смутным и неопределенным значением. Если под ним понимать глубокую, сильную и искреннюю приверженность своей вере, то, скажите на милость, что же в нем плохого? Но фанатиками сегодня часто называют бородачей с автоматами из ИГИЛ, которые режут головы неверным, а их пример вряд ли кто сочтет проявлением правильной религиозности.

Некоторой неопределенности с тем, кого и за что называть фанатиком, соответствует то, что в корне латинского fanaticus («исступленный», «неистовый») находится слово fanum, которое означало просто освященное место, святыню, храм. То есть, дословно «фанатический» с какой-то точки зрения можно переводить и как «священный», «храмовый».

Поэтому вполне оправданно задать вопрос: «Какой фанатизм нам нужен?» Интересно, что дальше в процитированной нами статье сразу после слов об отсутствии фанатизма как только слабости верующего человека Константин Леонтьев продолжает, как раз конкретизируя, «какой фанатизм нам нужен»: «Не нужен, может быть, фанатизм насилия; но фанатизм отпора, фанатизм самоотвержения прекрасны… Необходим, вероятно (увы!), в жизни людской и фанатизм терпеливой ловкости».

 

Материал по теме


фото https://www.flickr.com/photos/l-yosha/3835429992/in/photolist-6QVzHj-5SgS5i-bRE3ST-qCWMUh-bCKxB9-8ZFZzy-dmB1Pr-9KUn88-qCcgfg-6Di6AC-6GMrxM-5U9Rix-gPJEKq-aPeak8-82uLBG-82rgXR-FZ9gT-2Ek9Je-7eH3fZ-5grEtN-qUZGeB-nDDMdS-7eG1HV-7fnwQh-7gwFCH-bREmTg-otp1XX-vopuVo-dJEshQ-7m1jvQ-jMpTZr-vpPhLS-ueyezx-5rzqJR-ig4tuc-qbizLn-dJBt2d-7fnwTG-7fnwSN-5rshyn-bqvN8F-oodwn8-6VF5dz-on7Yzt-5AFZaP-6aMNsV-pcjBVU-dJBsgw-dJz1MR-dJw1Fa

Исповедь религиозного фанатика

Каждое утро я включал компьютер, читал полные заблуждений письма этих двоих людей и отправлял им свои вразумления, стараясь казаться как можно терпимее. 

То есть, Леонтьев отрицает фанатизм насилия, но положительно оценивает фанатизм самопожертвования. С этой точки зрения ревность по Богу, которая ох как не лишняя особенно в нашем сегодняшнем мире (не холодном и не горячем, а теплом) и которая все реже и реже в нем встречается, должна быть проникнута любовью и состраданием к падшим людям. Как говорил Феофан Затворник, «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).

 

Конечно, нужно отстаивать свою веру и открыто обличать богохульства, когда они случаются, «ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Но борьба за веру не должна ассоциироваться с лицами, искаженными гневом и пылающими натуральной злостью.

Вообще, если брать лишь это значение латинского слова fanaticus, – исступленный, возбужденный, неистовый, – то, конечно, православный христианин вопреки Леонтьеву не должен и не может быть фанатиком (правда, мы думаем, что положительная оценка Леонтьевым фанатизма была обусловлена тем историческим контекстом). Ведь Православие – религия духовной трезвости, которая не призывает как к возвышенным духовным и эмоциональным состояниям, так и непримиримой борьбе с мирскими несовершенствами, после которой от этого мира может не остаться камня на камне. К подобным проявлениям веры, напротив, ведут гордость, тщеславие и самомнение.

Православие зовет трезво взглянуть внутрь самого себя, в свое сердце, что на самом деле сложнее всего. Куда проще бороться с мирским злом, чем со злом в собственной душе. Последнее гораздо труднее заметить и победить. Как сказано в «Добротолюбии», «помышляя о Боге, будь благочестив, независтлив, добр, целомудрен, кроток, щедр по силе, общителен, неспорлив, и подобное: ибо всем этим угождать Богу есть некрадомое богатство души, а также не осуждать никого, или ни о ком не говорить, что он-де нехорош, согрешил, но лучше разыскивать свои худые дела и свою жизнь рассматривать с самим собой, – угодна ли она Богу. Какое нам дело до того, что другой кто нехорош?»

Поэтому, немного играя словами, скажем так. Если нам и нужен фанатизм, то, прежде всего, фанатизм духовной трезвости, любви и покаяния. В данном случае слово «фанатизм» означает глубокую привязанность к этим главным христианским ценностям и решимость им следовать.

А борьба за веру, ревность за нее – вещь, конечно, тоже нужная и для христиан даже просто необходимая. Просто она должна вестись по разуму и не пробуждать в мире, у мирских людей лишь ответную ненависть и злость. Это еще прочнее отвратит их от веры, чем даже открытое богохульство.

Фото www.flikr.com, Stefan Müller, фрагмент

 

восклицательный знакНапоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно: за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!


 

В сюжете: Юрий Пущаев фанатизм

 

Просмотров: 1 638
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru