Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых — «О подготовке ко Святому Причащению», вокруг которого развернулась полемика. Предлагаем вашему вниманию мнение об этом документе протоиерея Всеволода Чаплина.
— Я участвовал в некоторых стадиях обсуждения этого документа, и мне кажется, что документ имеет верную направленность. Но, конечно, есть масса возможностей его усовершенствовать. Может быть, эти правила должны действовать с некоторыми ограничениями для детей, для пожилых людей, для инвалидов, но все-таки должны существовать нормы, обязательные к соблюдению большинством верующих. Наверное, стоит более четко сказать об обязательности чтения Последования перед причащением. Сказать о том, что нужно прощать обиды перед причастием.
Я всегда выступал за то, чтобы были сняты жесткие ограничения, которые приводили к тому, что люди избегали причастия и причащались один-два раза в год. Мы не должны отпугивать людей от причастия и превращать его в какую-то сложную и обременительную практику. Но еще менее правильно было бы вести дело к тому (а такая тенденция сегодня прослеживается), чтобы причастие было включено в обывательский образ жизни как некий малозначимый его элемент.
Если мы регулярно читаем Евангелие, если мы читаем святоотеческие произведения, то видим, насколько далек настоящий христианский образ жизни от бытия современного обывателя, прилагающего массу сил для зарабатывания денег и поддержания собственного здоровья и не способного посвятить Богу даже одну пятую часть своего времени.
Настоящий христианин посвящает Богу основную часть времени. В связи с этим, может быть, не стоит обрывать следующую цитату из первого послания апостола Павла к Коринфянам: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (Первое послание к Коринфянам 11:28,29) Стоит вспомнить и следующие три стиха: От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (Первое послание к Коринфянам 11:30–32).
Очень грозные слова. Не случайно причастие в нашей церковной традиции называется «страшной жертвой», связывается не только с молитвой, но и с испытанием собственной совести. Если она не чиста, как можно приступать к такой святыне? Не случайно говорится в Писании: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:24).
Это нужно воспринимать очень всерьез — и эту заповедь Господню, и необходимость очиститься от любого греха, даже мысленного. Надо жить, как настоящие христиане, соотнося себя не с атеистом-начальником, не с развратной телезвездой, а с христианами апостольского времени. Тогда с чистым сердцем и умом при должной молитвенной подготовке можно и нужно приступать к Святым Тайнам как можно чаще.
— А как к причастию должны готовиться дети? Должны ли для них быть какие-то послабления?
— Безусловно, послабления быть должны. Да, приучать детей к молитве, в том числе перед причастием, можно уже с юных лет. Да, наверное, полное Последование ко Святому причащению, состоящее из канонов и молитв, ребенок в пять-шесть лет еще не поймет, но лет в десять уже многое сможет воспринять на слух, а в двенадцать поймет все, если грамотно объяснить. Я сам в тринадцать-четырнадцать лет это последование уже, наверное, вполне понимал и никаких трудностей при этом не испытывал. Так что десять — двенадцать лет, на мой взгляд, это тот возраст, когда самое время начинать всерьез молиться.
А какие-то послабления, как я уже сказал, конечно же, нужны и для детей, и для очень пожилых людей, и для людей с ограниченными умственными возможностями. Все должно быть разумно, молитва не должна превращаться в истязание или самоистязание. Но не нужно и оправдывать себя каким-то небольшим недугом или новомодной теорией о том, что «Господь и так все знает» и больше ничего нам говорить Ему не надо. Эти оправдания зачастую используются для того, чтобы молитву оставлять и забывать.
— Своевременен ли это документ, не запоздал ли он?
— Может быть, он и запоздал. Сейчас Межсоборное присутствие разрабатывает многие серьезные темы. И эта тема очень важная, неплохо, что она сейчас активно обсуждается. Может быть, следовало заняться этим вопросом немножко раньше, но в любом случае, не нужно и дальше откладывать ее обсуждение. Кто то, наверное, понимая, что тема эта непростая, предпочел бы еще лет двадцать молчания и стихийного формирования приходской практики, но это не совсем правильно.
— Не слишком ли жесткие правила устанавливает этот документ?
— Понимаете, в чем дело… Когда практики подготовки разнятся от чрезвычайно жесткой повседневной подготовки до полного отсутствия даже малой ее части, от подробной исповеди до полного ее опущения, какая-то норма все-таки должна быть введена.
— У Вас в храме какова практика подготовки к причастию?
— Читать Последование, по крайней мере. Поститься хотя бы два-три дня. И, конечно, исповедоваться, за исключением особых периодов церковного календаря: Страстной седмицы, Светлой седмицы, когда люди исповедуются обычно один раз в неделю, а не каждый раз перед причастием.
Беседовала Анна Фирстова