Документ об участии верных в Евхаристии был одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. О том, почему принятие нового документа было своевременным и важным Правмиру рассказал протоиерей Димитрий Карпенко, секретарь епархиального управления Губкинской епархии.
Самое важное, что отмечает документ «Об участии верных в Евхаристии» — причащение христианина за каждой литургией есть идеал, который актуален и сегодня. Это является частью литургического предания Церкви. Мы констатируем, что норма, которая зафиксирована в канонах, не является раритетом, музейным экспонатом. Это реальность, к которой мы должны приближаться по мере своих сил в нашей духовной жизни. Об этом в документе сказано совершенно ясно и четко.
Это положение в документе в корне меняет представление многих священников и мирян о том, что частое причастие духовно опасно и вредно. Многие так считают до сих пор. Думаю, что принятый документ не переубедит их в одночасье, но то, что на соборном уровне сделано такое осмысление, — есть шаг вперед в нашем направлении к Богу, к Церкви, друг к другу.
Также документ описывает, что эта норма в исторической перспективе по-разному воспринималась в церковном сознании. Были разные эпохи. Люди причащались часто, затем было редкое причастие – и это тоже наше наследие, которое мы не можем перечеркнуть. В связи с тем, что были разные практики, сложились и разные способы подготовки к причащению. То, что на данный момент в каком-то смысле канонизировано в нашем понимании: три дня поста перед причастием, обязательно исповедь перед каждым причастием, присутствие на вечернем богослужении, чтение трех канонов – это всё то, что является некими основами нашего современного восприятия большинством духовенства и мирянами.
Здесь в документ вносится впервые за многие столетия вариативность. Человек, который желает причащаться регулярно, раз в неделю (эта норма еженедельного причастия была одобрена Синодальным постановлением в 30-е годы) не обязан соблюдать больше тех постов, которые уже установила Церковь.
Человек, который живет полноценной церковной жизнью, соблюдает многодневные посты, однодневные посты, не обязан делать что-то большее, чтобы иметь возможность причащаться. Я считаю, что это очень справедливо. Получается, что человек, который пожелал бы причащаться каждый воскресный день, должен был практически всегда поститься. Это невозможно. Священники не постятся перед каждой литургией, хотя обязаны причащаться.
В этом смысле благочестивый мирянин, желающий постоянной литургической жизни, становится вровень с духовенством, что правильно, так и должно быть. Постепенно требования для мирян должны становиться таковыми, как и для духовенства. Разницы в нашем отношении к причастию нет, но по факту эта разница существует.
Следующий момент — молитвенное правило. Сказано, что неизменной основой правила является Правило ко святому Причащению. Действительно, это то, что менять не следовало. Так же зафиксировано по сложившейся практике чтения соответствующих канонов. Но это не является чем-то безусловным, неизменяемым. Здесь тоже возможна какая-то вариативность в зависимости от духовного состояния человека, его уровня образования и так далее.
Здесь нужно индивидуально смотреть, насколько человек способен понести то или иное правило. Часто оно становится тоже препятствием для человека, желающего причащаться чаще, регулярно. Объемные многочасовые правила, которые нужно читать несколько часов, человека пугают и отталкивают от причастия. Здесь эта проблема тоже устраняется.
С другой стороны, всё должно проходить под руководством священника. Поэтому на каждом священнике особая ответственность, чтобы не от себя говорить, а говорить то, чему учит Церковь, о чем говорят каноны, что является частью нашего церковного Предания.
Хочется надеяться, что наше духовенство сможет услышать соборный голос Церкви, который здесь зафиксирован, чтобы понять, что власть духовника заключается не в том, чтобы утверждать свою точку зрения, а чтобы утверждать церковную точку зрения, которая основывается на канонах и на Предании.
Какова эта точка зрения – документ об этом говорит. В идеале духовники должны, научая свою паству, постепенно прийти к такой норме, когда каждый приход в храм на литургию в воскресный день, праздничный день должен сопровождался, в том числе, причащением.
Здесь задача обоюдная. С одной стороны, миряне должны услышать этот импульс, этот церковный призыв. С другой стороны, духовенство должно услышать голос Церкви и немного переосмыслить свое восприятие этого таинства и подготовки к нему.
Я считаю, что этот документ очень важен и необходим нам сегодня, потому что впервые за многие годы и столетия на таком высочайшем уровне эта тема формулируется, о ней говорится открыто, и люди призываются к тому, чтобы переосмыслить свою духовную жизнь, заново посмотреть на свои взаимоотношения с Богом, с Церковью.
Благодарение Богу, что сегодня появилась возможность создания такого документа. Ведь смысл заключается не в том, чтобы кто-то в кабинете сел, написал текст и разослал его к исполнению по всем епархиям, а чтобы этот текст стал результатом соборного осмысления всей нашей Церкви, и он является таким результатом.
Два года назад он обсуждался во всех епархиях, проводились пастырские конференции, совещания. Каждый человек, который умеет читать тексты в интернете и как-то их комментировать, мог уже отреагировать на основные положения этого документа.
Поэтому я считаю, что этот документ появился сегодня, потому что такая возможность появиться была дана. И конечно, это воля и желание нашего Предстоятеля, Святейшего Патриарха и всего нашего епископата, который, насколько я знаю, единогласно принял этот документ.
pravmir.ru