![](/uploads/posts/2024-05/medium/1716883244_eugenia-maximova-hjohyfnhe40-unsplash.jpg)
О спасении женщины через чадородие пишет апостол Павел в Первом послании к Тимофею, где он излагает правила благочестия мужчин и женщин. Апостол утверждает, что жене не позволительно властвовать над мужем, и в качестве аргумента приводит очередность творения людей и обстоятельства грехопадения: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим 2:13-15).
Выраженная здесь мысль действительно нуждается в комментарии. Существует расхожее мнение, что спасение женщины находится в прямой зависимости от количества детей: мол, чем их больше, тем выше шанс на спасение. Однако считать так — значит вносить в духовную жизнь механический подход, когда определенный набор действий дает гарантированный результат. В христианстве это не работает, поскольку спасение — не бутылка минеральной воды, которую автомат выдает после того, как получит нужную сумму, а приобщение к Божественному бытию через личный духовный подвиг.
Большинство толкователей сходятся на том, что апостол в первую очередь имеет в виду Еву, которая, согрешив, была изгнана из рая и в силу поврежденности человеческой природы лишилась возможности наследовать вечное блаженство.
Однако, несмотря на совершенный Адамом и Евой грех, Господь не отвернулся от Своего творения. Сразу же после грехопадения Он дает прародителям и их потомкам обетование о Спасителе. Обращаясь к змею-искусителю, Бог говорит: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). «Семя жены, Которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус Христос», — объясняет это место преподобный Исидор Пелусиот. То есть согрешившая Ева, а вместе с ней и все человечество, обрела спасение через подвиг Девы Марии, Которая, с младенческих лет пребывая в вере и любви и в святости с целомудрием удостоилась стать Матерью Господа и Спасителя мира Иисуса Христа.
![«Женщина спасается через чадородие»: как правильно понимать эти слова](https://media.foma.ru/2022/10/danny-lines-lehORY-9E6M-unsplash.jpg)
Полагать, что спасение зависит от количества детей, означало бы, что Господь устроил особый путь спасения для женщин, иной, нежели путь спасения мужчин. Но как тогда быть с бесплодными парами или теми, у кого в семье только один ребенок?
Из истории Церкви мы знаем примеры высочайшей святости женщин, сознательно отказавшихся от радости материнства — вспомним преподобную Марию Египетскую, — и святых супругов, в семье которых был только один ребенок: это Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя, Иоаким и Анна, давшие жизнь Пресвятой Богородице, и другие.
Не подвергая сомнению очевидный факт, что многодетность — благо, было бы неправильно воспринимать ее как единственно возможный путь спасения для женщины. Вместе с тем такое понимание не должно служить оправданием для нежелания иметь детей из-за страха пожертвовать личным комфортом. Нужно помнить, что в основании нашего спасения лежит открытость Богородицы воле Божией о рождении Сына. По примеру Божией Матери и открытость женщины к воле Божией о рождении и воспитании детей является благой и спасительной.
МУРЗИН Евгений, священник