Комментирует архимандрит Игнатий (Пакулов).
– Существует ли сегодня старчество?
– Оскудела духовная жизнь. Старцев нет. Конечно, есть люди, которые ведут духовную жизнь, но они тщательно это скрывают. Как сказал святой Игнатий Брянчанинов, «а те, которые пойдут путём делания, разумно скроют себя от мира».
Наблюдаем позёрство, актёрство – гордыня и тщеславие выпячиваются, все хотят казаться духоносными, духовными. Мало смирения. А чем больше смирения, тем меньше человек себя рекламирует, пиарится. Он просто себе живёт, молится.
– Куда подевалась любовь?
– Апостол Павел пишет, что оскудеет любовь. В золотые века монашества, в IV–VI веках, в Египте жило великое количество монахов. И среди этого великого множества было до 500 отцов духоносных, которые имели особые дары – исцеления, прозрения, дары пророчества, вплоть до воскрешения мертвых. Но они скрывали всё это. Даже просили у Господа, чтоб отнял у них эти дары.
Сказано ведь: бремя славы и богатства едва ли выдержит. Когда к ним люди приходили, они уходили в другие места. Понимали, что слава пользы человеку не приносит.
Вспомните таких отцов, как праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Амвросий Оптинский, Лев Оптинский. Была их целая плеяда.
Монастырей сейчас много, а вот качество порой низкое. Проблема – нет духовников. Многие монастыри превращаются в рабочие артели, колхозы. А духовная жизнь там скудная. Особенно в женских монастырях: далеко не в каждом есть опытная игуменья. И далеко не каждый старик есть старец.
Но пока Церковь живёт, есть и праведники. Появятся отцы, которые будут ревновать в первую очередь о духовной жизни. Церковь должна очиститься от пены и шлака, который сейчас есть в ней.
– Откуда они взялись?
– Свобода. Иоанн Златоуст говорит: Церковь живёт только тогда, когда есть гонения. А в другом месте он говорит: Самое страшное гонение на Церковь – отсутствие гонений. Это мы и наблюдаем в последние 20 лет. Обласканная, в тепле и комфорте. Никто не тормошит.
Если Церковь немного потрясёт – это будет полезно. Шелуха отпадёт. В советское время человек, если ходил в храм, то вопреки обстоятельствам – выгнать могли отовсюду: с работы, из школы, из института, из комсомола. И это было настоящим исповедничеством. Человек, если уж пошёл за Христом, идёт, не озираясь назад.
Журнал «Направо». №2. 2014