Пост без телевизора
— Отец Владимир, у родителей возникает множество вопросов по поводу поста. Каким должен быть пост для ребенка? Добровольное это дело или принудительное? Часто встречала в церковной периодике такое утверждение: родители постятся — дети тоже будут. А если ребенок не хочет? Надо ли заставлять?
— Если мы говорим об ограничениях в питании, то заставлять поститься не надо. В идеале ребенок в определенном возрасте сам решает держать пост, ощущая в этом внутреннюю потребность. Но обязательно необходимо объяснять, почему мы постимся.
— И как это объяснить ребенку, скажем, лет пяти-шести?
— Постимся потому, что вся Церковь постится. И мы — как часть ее — тоже. Это самое простое и правильное объяснение. Маленький ребенок пока не поймет, что пост помогает в борьбе со страстями, высвобождает духовные силы, а когда скажешь: «Вся Церковь постится. Такое время», — это понятно.
Вообще, дни Великого поста — это замечательная возможность воцерковить всю семью. Могу рассказать, как это происходит у нас. Мы начинаем готовиться к посту заранее: говорим о том, что приближается особенное время, постепенно происходит смена продуктов, водим детей на богослужения, предшествующие посту, и, наконец, вечером после службы Прощеного воскресенья мы торжественно закрываем телевизор черным покрывалом. В дни Великого поста к телевизору не подходит никто. То есть маленькие дети у нас не постятся в пище, они едят скоромное, но мультики они не смотрят — это для них пост.
— И как это ограничение воспринимается?
— Первая неделя проходит мучительно — идет отвыкание. Зато потом! Сколько новых игр появляется! Творчество начинает пробиваться, они по-другому общаются друг с другом.
— А компьютер?
— Компьютер доступен только старшим детям для подготовки школьных заданий. Игры — аннулируются.
— Насколько строго Ваши дети постятся в смысле ограничений по питанию?
— Старшие дочери лет в двенадцать-четырнадцать решили, что они хотят поститься, как взрослые. Это был их выбор. До этого времени ограничение было лишь в таких сладостях, как мороженое и шоколад. Но дети все разные, некоторые и в шесть-семь лет решают не есть мяса. Надо с каждым ребенком обсуждать этот вопрос индивидуально. Но вообще, отказа от мультфильмов и избыточных сладостей вполне достаточно, чтобы сформировать правильное представление о посте. Ведь его суть не в том, чтобы колбасы и котлет не есть, а в том, чтобы участвовать в жизни Церкви, которая в это время постится.
— Меняется ли молитвенная жизнь семьи в это время?
— Да, меняется. Великой пост — такое благодатное время, что получается то, что в другое время года никак не выходит. Только Великим постом нам удается всей семьей молиться. По вечерам собираемся все перед иконами, кто-то из младших бегает, кто-то на руках сидит, но мы читаем полное молитвенное правило. Читаем по очереди: папа, мама, старшие дочери. Так дети на опыте познают, что значит полное молитвенное правило.
На собственном примере
— Давайте поговорим о богослужениях. В храмах приходится наблюдать разные картины: порой двухлетний малыш совершенно спокойно ведет себя в течение трехчасовой всенощной, а иной раз родителям не удается даже двенадцатилетнего отрока удержать на Литургии: нытье, жалобы, просьбы уйти поскорей… Как привить ребенку любовь к церковным службам?
— Мы снова должны вспомнить принцип разумной достаточности, о котором говорили в ходе предыдущей беседы. Участие ребенка в богослужении нужно регулировать с учетом его возрастных особенностей, характера, темперамента. Есть дети спокойные, а есть такие непоседы, что и пяти минут на месте устоять не могут. Поэтому время, проведенное в храме, нужно определять, исходя из индивидуальных качеств дочери или сына. Но в любом случае на службе ребенку быть необходимо. Очень важно, чтобы он участвовал в основных формах богослужебной деятельности: поставил свечи, приложился к иконе, постоял вместе со всеми в очереди на помазание и к Причастию. Время, которое ребенок проводит в храме, нужно увеличивать постепенно. Видите, что устал, капризничает — уходите. Нужно чувствовать ребенка, ориентироваться на его потребности, быть внимательным к нему, объяснять смысл происходящего в храме, если возникают вопросы. Когда идет такое постепенное привыкание к службе, дети воспринимают ее положительно. И для них поход в церковь — праздник, а не наказание.
— Когда ребенок в церкви буквально растет, он к ней привыкает настолько, что начинает вести себя в храме, как дома. Как научить ребенка благоговейному отношению к церкви и что делать, чтобы оно не утратилось по мере взросления?
— Благоговение воспитывается тоже на самых понятных вещах. Например, пятилетний мальчик так небрежно ест просфорку, что крошки летят в разные стороны. Правильная реакция матери на это какая? «Подожди, не торопись, так нельзя просфору есть. Откусывай так, чтобы крошки не падали, подставь ладошку». А если ребенок увидит, как мать благоговейно крошечку, упавшую на пол, поднимет и в рот себе положит, он, полагаю, навсегда запомнит, как надо относиться к священному хлебу. Или ребенок бегал на улице, влетел в храм, налил святой воды и залпом выпил. Мать должна его остановить: «Подожди, сынок, нельзя так. Это святая вода. Если ты хочешь попить, давай так: перекрестись и спокойно выпей». Если родители ведут себя благоговейно, когда прикладываются к иконам, целуют нательный крест, ребенок такое отношение усвоит. То есть в церковном воспитании нет чего-то такого чрезвычайного, вся наука постигается в обычной повседневной жизни. Ну и конечно, нужно тормозить проявления детской непосредственности в храме. Разрешать детям заниматься во время богослужения, чем им хочется, громко разговаривать, бегать, мешая молящимся, не стоит.
Правильный момент
— Как готовить ребенка к исповеди? Бытует такое мнение, что до семи лет дети причащаются без исповеди, а потом нужно обязательно исповедоваться. А если у ребенка нет покаянного настроения именно в тот момент, когда семья собирается к Причастию?
— К рекомендации исповедовать детей с семи лет не нужно относиться как к некой догме, нет в Церкви учения, что до семи лет дитя безгрешно. Любой человек несет в себе печать первородного греха с самого момента рождения. Скорее всего, это просто частная практика, которая закрепилась в церковной традиции. На самом деле, исповедовать можно с гораздо более раннего возраста. Опыт показывает: с трех, четырех, чаще всего с пяти лет ребенок может вполне осознанно за что-то у Бога прощения попросить. Как священник могу сказать, что самый тяжелый случай, когда перед тобой ставят мальчика и мама говорит: «Батюшка, ему уже семь лет». А ребенок совершенно не понимает, что он должен делать, он никогда не исповедовался — и вдруг теперь надо. Какого-то осознания своих грехов у него совершенно нет. Поэтому впервые лучше приводить сына или дочь на исповедь, когда для этого есть реальный повод. Допустим, ребенок в порыве обиды или злости сказал маме: «Я тебя убью!». Потом, когда он остыл, у мамы попросил прощения, можно сказать: «Это такие страшные, плохие слова, что за них нужно просить прощения не только у меня, но и у Бога». И объяснить почему: рассказать про заповедь почитать родителей, про то, что, обижая любого человека, мы обижаем и Бога, потому что человек по образу Божьему создан. И если ребенок раскаяние за свой проступок испытывает, привести его на исповедь.
— Как правильно готовить детей к Причастию?
— В подготовке к Причастию есть молитвенная и внешняя составляющие. Внешняя, как мы знаем, — это воздержание от пищи. Тут тоже все индивидуально. Понятно, что младенцев просто не кормят за два-три часа до Причастия. А уже лет с трех мы приучаем, чтобы с утра наши дети не кушали вообще. Уверяю, нет ничего страшного, если ребенок не поест. Можно взять с собой в храм яблоко или сок и после Причастия ему дать, чтобы утолить голод. По мере взросления, ближе к школьному возрасту, мы ребенку объясняем, что ему уже нужно подготовиться к Причастию, как взрослому: «Ты уже большой, поэтому давай перед Причастием почитаем молитвы: Отче наш, Божией Матери, молитвы твоему святому». Любой ребенок слова «ты уже большой, взрослый» воспринимает положительно, и проблем с молитвенной подготовкой не возникает.
— Еще спрошу про поведение детей перед Причастием. Иногда они наотрез отказываются идти к Чаше. Извиваются на руках у родителей, кричат. Надо ли причащать насильно? Мне кажется, это неправильно.
— Очень редко бывает, что истерики в храме закатывают дети из церковных семей. Потому что если ребенка с рождения регулярно причащают, он относится к Таинству совершенно спокойно. Может быть, в первый раз, когда его еще грудничком принесут, он поморщится, потому что вкус непривычный, и всё. Извиваются и плачут дети полутора-трех лет, которые совершенно не знакомы с церковной средой, потому что они просто боятся новой для них обстановки. Их пугает толпа народа, непривычные звуки, запахи. Причащать в таком состоянии ребенка или нет, в каждом отдельном случае решает священник. Иногда стоит, а иногда нет. А рецепт от этого только один — всей семье воцерковляться как можно раньше.
Материалы по теме
— Разумная достаточность [Протоиерей Владимир Пархоменко. Беседовала Ольга Протасова]
— Уйти, чтобы вернуться [Подготовили Ольга Протасова, Евгения Новосельцева, Андрей Гутынин]
Газета «Православная вера» № 03 (551)