Александра Грипас
Владыка Евгений любезно согласился рассказать о том, как достойно пройти великопостный путь.
– Владыка Евгений, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как правильно и с пользой провести Великий пост, чтобы достойно встретить Пасху?
– Любое правило надо рассматривать применительно к конкретному человеку. Как готовятся к Крещению? Как готовятся к Исповеди? Как готовятся к Причастию? Есть общие правила. Так и у поста – есть общие правила. Мы знаем, что мясо не вкушаем, молоко не пьем, книги полезные читаем, ходим в храм.
Применяя это индивидуально к конкретному человеку, надо смотреть, какой у него опыт. Это первый в его жизни пост или не первый? Какие подвиги он брал на себя в предыдущие годы? Какие книги он читал ранее? Какой у него опыт Исповеди? Какой опыт семейной жизни: он семейный человек или не семейный? Это монах или мирской человек?
В рамках известных правил надо посмотреть, что было год назад, какой есть опыт прохождения поста (если он был), и попытаться каждый год подниматься на ступенечку выше по лестнице добродетелей: прочитать то, чего не читал, побывать на тех службах, на которых не бывал; на которых бывал – попытаться открыть их смысл и чтоб этим смыслом сердце наполнилось. В любом случае, жизнь христианина – это всегда восхождение, любой пост – это особо высокая ступенечка в восхождении. Нужно расти. Христианин должен вырасти за время поста. А в подробностях всегда очень помогает духовник.
– Если человек не имеет никакого опыта – он недавно пришел к вере, впервые соблюдает Великий пост. Что посоветуете?
– Посоветую посмотреть на себя со стороны. Вот, я не буду кушать мясо. Вот, я буду в первую неделю Великого поста приходить на вечернюю службу. Вот, я буду это делать и обязательно смотреть на себя со стороны: а что со мной происходит? Не в плане изменения веса, а в плане того, как душа и сердце отвечает на то, что я делаю.
Конечно, если человек первый раз начинает поститься, необходимо сделать упор на самом главном – подготовиться очень серьезно и внимательно к Исповеди, покаянию. Обязательно прочитать книгу Бытия и книгу Исход, Великий покаянный канон Андрея Критского с пояснениями, потому что очень много имен и событий, которые на Великом каноне читаются, если этих пояснений не услышать, то ничего не поймешь – он может стать просто сотрясением воздуха.
Поузнавать об особенностях, устроении великопостного пути. Познакомиться заранее с теми героями, которые Великим постом встанут на нашем пути, как помощники – святой Григорий Палама, святой Иоанн Лествичник, Мария Египетская – почитать их жития. Это все равно, как мы приходим в первый раз в гости к хорошим интересным людям в дом, посмотреть, что они читают, о чем они думают, что они кушают. Так же «познакомиться» с Великим постом: о чем думают святые, попытаться с ними поговорить на языке святых, чтобы за время первого поста полюбить, насколько это возможно, постное житие и ждать следующего Великого поста уже с жаждой, с трепетом.
– Бывают ситуации, когда кто-то хочет по всей строгости соблюдать пост и в еде, и в молитве, ограничивает себя в чтении художественной литературы, отказывается от гостей и театров… Тогда нередко знакомые начинают советовать: не стоит так усиленно поститься, ты же работаешь, ты же не монах. Что вы скажите о таком рвении?
– Конечно, мы живем в обществе, мы не можем быть эгоистами. Если нам очень хочется соблюдать пост – мы стараемся. Это замечательно. Но если наш пост становится тягостным для окружающих, мы должны к этому внимательно отнестись.
Если окружающие требуют, чтобы мы ходили на дискотеки, ночные клубы и проводили время праздно, то таким времяпровождением можно и нужно пожертвовать. А если наши дети, родители, родные люди нуждаются в общении с нами, а мы этого не делаем, говоря, что «пост идет», то это неправильно.
Когда начинается Великий пост, то в Церкви очень четко звучит во время богослужения свидетельство о том, что пост – это не только воздержание от еды и питья, удовольствий, но это воздержание от пустых разговоров, от пустого времяпровождения. А если разговоры с людьми не пустые, если они являются необходимостью, поддержкой другому человеку, то такое общение не является нарушением поста. Оно является испытанием нас на мудрость и на зрелость.
То есть в любой ситуации нельзя действовать по штампу: «с людьми не разговариваю, никуда не хожу» – это неправильно. Вспомним притчу про доброго самарянина: когда одни увидели измученного, умирающего человека, они считали, что соблюдают пост, им нельзя прикасаться к умирающему, нельзя прикасаться к крови – они благочестивы, они идут в храм. Прошли мимо. И Господь таких «богомольцев и постников» не принял, Он показал их образ действия как богопротивный. А самарянин, который тоже, может быть, шел в храм помолиться, но увидев страдания человека, протянул ему руку помощи. И это было принято как благо. Это – образ Самого Христа. И в этом делании надо подражать Христу.
– Какими могут быть «степени поста»? Как относиться к словам святителя Иоанна Златоуста о том, что если постный стол выходит дороже, чем непостный, то надо выбрать непостный, а разницу отдать бедным.
– По нашему времени можно все сделать дорого и все сделать недорого. Действительно, можно сделать очень дорогой постный стол, очень изысканный, который будет гораздо дороже, чем отварные сосиски, и им так насладиться, что он как бы постом и не будет. А можно пофантазировать, внимательно отнестись к своему опыту и попытаться из простых продуктов приготовить простые недорогие блюда.
В Екатеринбурге проходит фестиваль постной кухни. В этом году он прошел 1 апреля. На нем была предоставлена возможность приготовить полноценный обед для семьи из пяти человек за 500 рублей. Это дорого или недорого? Для нашего времени это достаточно нормально. Постный, полноценный, интересный обед за 500 руб. Хотя, если приложить фантазию, можно приготовить и за 300 руб. Как сказал один подвижник, «от хлеба и воды еще никто не умирал».
Если кому-то хочется, чтобы это было и постненькое, и вкусненькое, и изысканное – это уже называется чревоугодием, чревобесием и иными церковнославянскими глаголами, которые говорят о том, что «не тем занимаемся».
«Чтобы не случилась к середине поста госпитализация»
Очень важно человеку, когда он начинает поститься, соотнести свое состояние здоровья с предстоящим путем. И если доктор сказал, что тебе нужно обязательно кушать творог, то значит надо подойти к священнику, поговорить с ним, испросить благословения и с сокрушением сердца кушать творог Великим постом. Не йогурт со взбитыми сливками, а простой коровий творог.
Если врач говорит о том, что тебе необходимо вкушать какую-то особую белковую или сбалансированную пищу, нужно вкушать, чтобы не случилась к середине поста… госпитализация. Все нужно делать разумно, желательно советуясь с умными людьми.
– Владыко, сейчас очень распространена привычка приводить цитаты святых угодников и использовать это как некое прикрытие, чтобы себя от чего-то не очень удобного избавить. Например, цитируется довольно известное высказывание Филарета Московского «Все ешь, людей не ешь», и многие считают это руководством к действию…
– По опыту, если с таким лукавством подходить к толкованию слов, то людей все равно ешь. Потому что нет мирного духа, и человек думает: вот сейчас наемся и буду спокойным. А Бог не дает мирного духа, потому что когда ты подходил к еде, ты лукавил.
В Патерике рассказывается, как монах-постник пришел в незнакомый дом, ему поставили мясо, и он стал его кушать. Его спросили: «Почему ты ешь мясо?». А он удивился в ответ: «А что, это мясо?». Тут дело не в лукавстве, а в простоте: что дали, то он, как из рук Божиих, принял и стал вкушать. Бог дал ему благословение и не поставил ему в грех.
– Пост в еде – опора для поста духовного. Тем не менее, немало споров и разговоров именно еда вызывает. Например, некоторые говорят, что нельзя есть красные помидоры из-за цвета, нельзя есть киви – они «мохнатые», нельзя есть соевое мясо или соевое молоко. Это правильный подход?
– Кто чего ищет, тот это и находит. Если человек ищет ограничить свою страсть чревоугодия постом, смирить себя, то он будет искать, как себя действительно смирить, как покушать простую пищу и вообще не придавать этому большого значения. Если у человека цель соблюсти все правила, которые он где-то когда-то прочитал: не кушать круглого, квадратного, то…
В Соловецком монастыре издревле Великим постом кушали рыбу. Не потому, что там жили люди, которые чревоугодничали, а потому, что кроме рыбы там «ничего не растет». Если они не будут есть рыбу, им не пережить Великий пост, потому что очень суровый климат и очень скудная еда.
В греческих монастырях рыбу не кушают, но зато там употребляют морепродукты, потому что рядом море, которое изобилует ими, и такой климат, что такая пища является необходимой для питания. Греки кушают ее один раз в день и немного. Они очень во многом себя смиряют.
– А морепродукты – креветки, мидии – это деликатес, праздничная еда или белковая поддержка в пост?
– На Средиземноморье морепродукты являются примерно тем, что для нас картошка, капуста, т.е. это подножный корм, который и как еду-то не воспринимают, она практически ничего не стоит. А у нас для того, чтобы купить эти продукты, надо потратить серьезную сумму. Каждый имеет возможность оценить, что ему купить – 5 кг картошки или 200 гр. креветок. Картошку можно отварить и пожарить, сделать из нее драники, пюре или зразы и напитать себя и всю семью. Что до креветок – если 30 лет назад было трудно найти кальмары, мидии и креветки, сейчас они есть в достаточном количестве. Считаю, что это не является перегибом в наше время – можно их кушать и думать о горнем, а не о животе.
– Как совместить светскую работу, учебу и Великий пост?
– А как совместить жизнь и Великий пост? Великий пост – это помощь для светской работы, помощь для учебы и помощь для общения с окружающими людьми. Великий пост – это то, что помогает нам нормализовать учебу, работу и общение с ближними своими.
Если мы не соблюдали Великий пост и не тренировались себя смирять, как мы потом пойдем на Страшный Суд, как будем отвечать за свою жизнь? Это гораздо труднее, чем отвечать на экзаменах или выполнять какую-то светскую работу. Нужно рисковать, нужно попробовать. Есть поговорка «волков бояться – в лес не ходить». Надо не бояться и спокойно входить в Великий пост.
– А как вводить в Великий пост детей?
– Детей надо вводить очень аккуратно, не нужно над детьми издеваться: заставлять их не есть, не пить – сверх меры поститься.
Мы все помним житие преподобного Сергия Радонежского, который с младенчества не вкушал молока, но это особый дар Божий. И пытаться сделать из своих детей преподобных Сергиев – я говорю не теоретически, а исходя из опыта – это очень непростое занятие.
Потому что порой у детей в таких семьях возникает не любовь к посту, не любовь к православному образу жизни, а наоборот, отторжение – дети не хотят так поститься, не хотят смиряться.
«Если родители с любовью приходят в церковь, с любовью соблюдают Великий пост, то эта любовь передастся детям»
Здесь нужна постепенность. Дети, как правило, любят то, что любят их родители: если родители любят смотреть телевизор, то дети любят смотреть телевизор. Если родители любят читать книги, то эта любовь передается детям, и они тоже любят читать книги. Если родители с любовью приходят в церковь, с любовью они соблюдают Великий пост, то эта любовь передастся детям. Если же это внешняя формальность, а внутри царят раздражение, обида, гнев, раскаленность в отношениях, то, конечно, это передастся детям.
Если при этом еще детей заставляют кушать невкусную еду, то – бедные дети – мы вырастим просто нервных, испорченных людей.
– Как же поступать?
– А как делать по-хорошему, по-правильному? Каждый родитель, папы и мамы, если они любят своих детей – найдут ту форму, ту меру. Для ребенка пост состоит в том, что ему даются простые несложные задания. Например, во время вечерней молитвы, когда папа и мама молятся, приглашается ребенок и все вместе совершают земные поклоны. Потом ребенок отпускается, а мама с папой продолжают молиться. Ребенок знает, что он причастен к какому-то очень серьезному делу.
Когда дело доходит до вечернего времяпровождения, то ради поста откладываются просмотры мультфильмов или каких-то развлекательных передач, но родители с любовью проводят время, читают интересную для ребенка книгу вместе, дают интересные поучения, заполняют вечернее время добрым общением.
Родители с детьми вместе готовятся к походу в храм: если это девочка – подбирают особую «постную» одежду, вовлекают как в игру, чтобы ребенок сам интеллектуально развивался, думал о том, что надеть, старался сделать аккуратной эту одежду. Если это мальчик – его соответствующим образом тоже необходимо подготовить.
Надо сделать, чтобы каждый шаг в церкви был интересен и ребенок был сопричастен к этой интересной жизни не внешне, а внутренне. Не так, чтобы «это нельзя, то нельзя и вообще – жить нельзя». Другой подход нужен: мы приносим жертву Богу, в этот период мы живем немножечко по-другому, и «давай это будем делать вместе». «Это интересно, и мы расскажем тебе, как». Чтобы ребенок полюбил вместе с родителями входить в Великий пост.
После этого должна быть такая же яркая Пасха, чтобы ребенок ждал ее. Читайте «Лето Господне» Ивана Шмелева – там очень интересный рассказ о том, как ребенок воспринимает Великий пост.
– Что еще посоветуете из литературы почитать детям в Великий пост?
– Дети – это очень широкая категория – от 2-х до 16-ти лет. И у каждого возраста свое чтение. Нужно посетить православный книжный магазин, можно посетить православную библиотеку – пройтись и подобрать, что сердце подскажет, чтобы хорошо почитать вместе с детьми Великим постом. Есть прекрасные рассказы Лидии Чарской, есть замечательные Шмелев и Лесков, у нас есть издательство «Никея», которое издает огромный пласт литературы. У нас есть прекрасная Клавдия Лукашевич и белорусские издательства, которые издают чудную детскую литературу.
Потрудитесь посвятить время этим книгам, подобрать те, которые подходят конкретно вашим детям по возрасту. Но что самое главное, существенное – вы можете читать хоть «Войну и мир», если ребенок соответствует по возрасту, но делать это надо вместе и обязательно обсуждать прочитанное. Лучше прочитать немного и обсудить, вместо того чтобы утомить ребенка каким-то продолжительным чтением, которого он совершенно не понял, и оставить его один на один с непрочувствованными, неосознанными страницами.