Виталий ШАПРАН
НЕУГОМОННАЯ ДУША
Для крупнейшего в России православного издания «Душа» наступает юбилейный год: в декабре 2018-го ему исполнится ровно 10 лет. По такому случаю редакция сборника публикует развернутое интервью с главным редактором сборника диаконом Олегом РЫЖКОВЫМ. Отец Олег откровенно рассказывает о себе и рождении «Души», делится своими мыслями о проблемах государства и Церкви, об идее создания в России нового общественно-политического объединения и многом другом. (Ранее интервью вышло в сокращённом виде в сибирской газете «Свидетель»).
Диакон Олег Рыжков, главный редактор сборника «Душа»
- Олег Геннадьевич, расскажите в двух словах о создании и становлении православного сборника «Душа», в котором вы работаете главным редактором. Вы достигли тиража 120 тысяч экземпляров – это крупнейшее в России православное средство массовой информации. Причём география его распространения: от Камчатки до Калининграда, а ещё Франция, Венгрия, Испания, США, Китай… С чего Вы как редактор начинали, к чему пришли?
- Во-первых, всех с Рождеством Христовым! Счастья, здоровья и духовного возрождения всем нам! Рождение сборника «Душа» произошло в Бердске, в 2008 году, так что он уже накануне своего десятилетнего юбилея. Первые два номера выходили тиражом всего 999 экземпляров, что не требовало официальной регистрации сборника. Я сам оплачивал типографские расходы, пешком разносил сборник по газетным стойкам. Потом в Бердске нашлись предприниматели-благотворители – и тиражи в несколько раз выросли. Соответственно, сборник прошёл официальную регистрацию в качестве СМИ.
Год за годом популярность сборника росла, к числу благотворителей добавлялись и другие предприниматели (причём совсем не олигархи!) - так мы вышли на сегодняшние тиражи. И это далеко не предел. Понятно, о материальной прибыли от сборника «Душа» никакой речи не было и нет – с первого номера и по сей день он распространяется бесплатно.
Уважаемый митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, многому меня научивший, изначально отнёсся с пониманием к моему призванию и благословил трудиться над изданием сборника. А спустя четыре года, в 2012-м, сборник «Душа» был одобрен Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Вот и получилось, как это всегда бывает в моей жизни: снова совпали место, время, возможности и желание.
- В последнем номере сборника «Душа» Вы опубликовали статью-обращение «Перед рассветом», в которой приводите аргументы для создания в России новой общественно-политической силы. Вы ведь и раньше, до ухода в церковь, политикой занимались. Решили тряхнуть стариной? Каковы причины вашего перевоплощения: политика, церковь… и снова политика? Но вначале о вашем пути в Церковь…
- На закате тоталитарной коммунистической власти, в конце 80-х годов прошлого века, я принимал самое активное участие в происходящих политических переменах. В том числе, сотрудничал с первым в Сибири независимым СМИ – «Пресс-бюллетенем». За издание и распространение материала «Мафия во власти» я был арестован, после чего участвовал в многодневной публичной голодовке на площади Ленина в Новосибирске. Много чего было…
Потом «победа демократии», юношеские восторги перемен и так далее. А к середине 90-х годов наступило полное разочарование и потеря смыслов. В свою очередь, это повлекло за собой кучу духовных вопросов, метания, увлечение алкоголем… В итоге - уход в Церковь, причём уход реальный. В начале 2000-х я вообще исчез из публичного пространства и начал строить свою жизнь заново - на основе православных ценностей.
В Бога я и раньше верил, но по-настоящему познавать Его начал в Церкви. Бросил буквально всё мирское - все коммерческие и иные проекты - и устроился в бердский Преображенский собор разнорабочим и сторожем одновременно. Поступил сначала на богословские курсы, потом в Новосибирский богословский институт, который успешно закончил в 2012 году. К тому времени я уже четыре года выпускал сборник «Душа».
В том же 2012 году митрополит Алтайский и Барнаульский Сергий рукоположил меня во диаконы (меня многое связывает с Алтайским краем и Республикой Алтай). А так как я живу в городе Бердске Новосибирской области, то меня определили служить поближе к дому – в село Тальменка, что на границе Новосибирской области и Алтайского края. Состоя в штате (будучи членом клира), я отслужил там 4,5 года – до нынешнего лета. Изрядно пришлось поездить.
Но в связи с выходом сборника «Душа» на федеральный уровень моя редакторская загруженность крайне возросла: от меня потребовалось постоянное участие и контроль. Поэтому в нынешнем году я попросился за штат церковного клира, и митрополит Сергий мою просьбу удовлетворил. К тому же, диакон в деревне не особенно нужен, а в священники я идти не готов. Однако на все важные церковные праздники по-прежнему езжу служить в Тальменку.
Родной дядя Олега Рыжкова – иеромонах Максим на Телецком озере (Алтай)
- Как Вас снова развернуло в политику? Разве церковным служащим это не запрещено?
- Начну со второго вопроса: как только я вышел из штата, подобные ограничения меня не касаются. Таковы церковные правила, которые я чту. Благодаря Церкви я получил все смыслы и, самое главное – смысл жизни. Теперь пришло время отдавать – душа требует.
Ведь я, как и многие другие наши сограждане, прекрасно вижу, что происходит в России. Президент, может, и готов что-то менять к лучшему, но сложившаяся за четверть века правящая «элита», погрязшая в коррупции и западническом либерализме, не способна измениться духовно и нравственно. Страна по-прежнему разворовывается, притом самые успешные воры считаются чуть ли ни эталоном добродетели и выбираются в депутаты или назначаются на «хлебные» должности. Были у нас «воры в законе» (в кавычках), а теперь добавились воры в законе, которые без кавычек. Притом что никуда не делись две извечные русские беды – дороги и глупцы, а особенно глупцы во власти. Хотя их везде хватает.
Прочая российская «элита» не лучше. Парни, всего лишь научившиеся ловко пинать мяч, для показа на весь мир заливают себя и своих вип-гостей шампанским по полтысячи долларов за бутылку. «Звёзды» шоу-бизнеса, сея с телеэкранов пошлость и соблазняя безнравственным поведением миллионы людей, получают десятки миллионов рублей за продажу своей информационной отравы. И это в то время, когда, например, медсёстры и учителя, спасая людей и воспитывая новые поколения, а потому поистине являясь цветом нашего общества, прозябают в нищете! Так о какой реальной демократии (то есть, о власти народа), о каком равенстве возможностей для всех россиян говорят сегодняшние политики? Как им можно верить, если перед глазами сразу встают примеры их страшного лукавства?
- Но внутри самой Церкви тоже есть проблемы, за которые она порой подвергается нещадной критике. Врачу, исцелися сам…
Таинство причащения в селе Тальменка (слева: отец Олег)
- Знаете, Новосибирский митрополит Тихон, которому я за многое в моей жизни благодарен, однажды сказал обо мне и сборнике «Душа»: «Сборник-то хороший, но сам главный редактор - сложный человек». Не буду с ним спорить. Я всем сердцем люблю нашу Православную Церковь и никогда, насколько это в моих силах, не дам её порочить и хулить. С глубочайшим уважением отношусь к Святейшему Патриарху Кириллу, которого, как и многие другие, считаю одним из образованнейших людей нашего времени. Для меня он является огромным авторитетом.
Что касательно проблем, то они есть не только у православных, они есть у всех: у католиков, протестантов, буддистов, мусульман, в любых других религиях, сообществах и государствах. Скажите где их нет? Поэтому мне всегда больно слышать, когда говорят – вот в РПЦ такие и сякие… Мы - люди, мы все такие и сякие, понимаете, все до единого! Тем не менее, в Церкви в сотни, а то и в тысячи раз меньше преступников, алкоголиков, наркоманов и извращенцев, нежели в миру. Другое дело, что к церковным людям больше приковано внимание. Но, к сожалению, некоторые представители священноначалия, священства и прихожан, словно не понимая этого, нередко своим непристойным поведением сами же порочат и хулят Церковь.
Многие наши сограждане не могут понять или напрочь забыли, что Церковь – это не армия одинаковых деревянных солдат под предводительством Урфина Джюса. Церковь - это собрание (собор) верующих свободных людей с разными взглядами на жизнь, с разными характерами, жизненными стартами,физиологическими и душевными особенностями. Да, воцерковлённые люди находятся под предводительством Господа нашего Иисуса Христа, но Он есть Бог - Любовь, а не надзиратель в тюрьме. И наши собственные грехи мы должны исправлять сами, хотя и с Его помощью.
Естественно, у нас в Церкви есть проблемы, и немалые, о которых нужно говорить во весь голос. За это меня порой упрекают: мол, чего ты выносишь сор из избы, говори только о хорошем. Думай о собственных грехах, молись и сиди тихонечко. Однако такие советчики забывают примеры святых, у которых мы должны учиться христианской жизни. Ведь среди святых были не только пустынники, тихо молившиеся в своих кельях.
Были ещё проповедники и исповедники, которые боролись с ересями, шли с крестом в руках, публично проповедуя свою веру и обличая разных негодяев. Например, наш любимый святой Николай Чудотворец известен не только чудесами, но и тем, что публично влепил пощёчину священнику-еретику Арию. Блаженная Пелагея Дивеевская в своей простоте также отвесила пощёчину епископу, поступившему не по Божией правде. И таких заступников веры христианской немало.
Считаю, что давно назрела необходимость православным людям, имеющим соответствующее образование и опыт церковной жизни, самим открыто, аргументировано и грамотно говорить о церковных проблемах, а не давать поводы, чтобы о нас неграмотно говорили другие. К примеру, Церковь активно участвует во внешнецерковных международных отношениях, но слишком мало, на мой взгляд, уделяет внимания внутренним трудностям, особенно тем, что есть в приходах, в глубинке.
Вместе с тем, налицо чрезмерное увлечение Церкви строительством дорогих стен и куполов, социальными вопросами, тогда как этим должны заниматься меценаты и благотворители (которых, в свою очередь, может и должна воспитывать Церковь). Другой проблемой является начётничество: даже с православных телеканалов некоторые священники учат не молиться Богу, не искренне каяться, просить и благодарить Его, а предлагают вычитывать какие-то обязательные тексты и правила, соблюдать чисто внешние обряды, при этом мало обращая внимание на главное – научение любви.
В то же время коммерциализация и обмирщение Церкви приобретают все более глобальные масштабы. Во многих храмах Церковные Таинства стали уподобляться массовым коммерческо-магическим шоу, используемых для привлечения денег в приходскую казну. Людям зачастую даже не объясняют, зачем эти Таинства нужны. Собрали с них деньги, «чем-то» помазали, «что-то» прочитали - и отпустили. Или, например,приходит человек в храм, кладёт в жертвенный ящичек денежки, подходит в лавку, а с него ещё и за поминальные записки требуют плату. А потом за богослужением выходит пономарь с тазиком - и опять собирает пожертвования…
Это очень острая и болезненная проблема, но её обязательно нужно открыто обсуждать, в том числе, на самом высоком церковном уровне. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в Церкви воцарилось торговое отношение к святости. При этом совсем забылось понимание десятины. Каждый должен сам, согласуясь со своей совестью и возможностями, помогать Церкви а не «оплачивать услуги» по отпеванию, освящению, крещению… Это надо разъяснять всем – клирикам, прихожанам и другим гражданам.
Многие святые говорили об опасности обмирщения Церкви. Им вторят видные богословы и высшее руководство Церкви. Святейший Патриарх Алексий II неоднократно поднимал эти вопросы, но не успел довести дело до конца. Святейший Патриарх Кирилл в своих выступлениях также говорит о том, что священство должно быть примером, что необходимы скромность и воздержанность в аппетитах. Но, видимо, нужны не только увещевания, а жёсткие меры, изгоняющие из Церкви коммерциализацию и её последствия.
По счастью, есть и другие примеры - положительные. Например, известный протоиерей Дмитрий Смирнов в подчинённых ему приходах настрого запретил даже упоминать о ценах и всяких «примерных размерах пожертвований», в том числе, на записки. Он всегда говорит: приходите в наши храмы, у нас всё бесплатно. И знаете, в его приходах полно прихожан и средств, необходимых для содержания и приходов, и детдомов. Наш сборник «Душа» тоже распространяется бесплатно, хотя печатается за полновесные деньги благотворителей, и тираж, слава Богу, только растёт.
Почему эти и другие горячие вопросы остаются без должного внимания - не знаю, не понимаю. Этим мы сами лишний раз даём поводы, чтобы на нас показывали пальцами: мол, сами на себя посмотрите, а потом других учите. А главное, сами отталкиваем от Церкви людей. Почему, например, не вернуть в Церковь выборы настоятелей? Почему для выдвижения кандидатов на соборы и епархиальные собрания не ввести тайное голосование на всех уровнях? Почему чуть ли не каждое критическое слово или даже конструктивное предложение, высказываемое в адрес Церкви искренними православными людьми, воспринимается некоторыми священноначальниками почти как покушение на саму Церковь?
И, наконец, почему высшему церковному руководству не вести открытый диалог с крупными православными СМИ (в том числе, не епархиальными), хотя бы раз в год собирая их представителей для обстоятельного обсуждения проблемных вопросов Церкви и государства? Да, есть фестиваль православных СМИ «Вера и слово» - это прекрасная идея, но, на мой взгляд, этого очень мало. Это не совсем тот формат для полновесного и конструктивного разговора, где можно беседовать, а не просто выслушивать лекции или задавать по одному вопросу.
В храм привезли свежий номер «Души»
К сожалению, церковная бюрократическая машина очень консервативна и неповоротлива. В большей мере это оправдано, так как любые изменения и реформы в Церкви очень часто заканчивались ересями, бунтами и расколами. А самое страшное для Церкви – это раскол и ересь. Но существуют и невесть как сложившиеся порядки, которые просто необходимо обсуждать и менять. Иначе в итоге может дойти до катастрофы. Ибо мы знаем, что история закончится приходом антихриста, власть которого своим пришествием уничтожит Господь наш Иисус Христос, а потом - Страшный Суд. Но вот более скорому пришествию антихриста в немалой степени может поспособствовать именно состояние Церкви и народа, о чём предупреждал святитель Игнатий Брянчанинов.
Но ещё раз повторюсь, подобные проблемы есть везде, а не только в Церкви. Везде есть глупцы, подлецы, льстецы и другие…цы. Главное, проблемы обсуждать с любовью и конструктивно, предлагая способы их решения. Не менее важно, чтобы людей услышали те, от кого зависят решения. Вот это и будет настоящая соборность.
- Уф, серьёзные темы Вы подняли. Но предлагаю вернуться к мирским вопросам, государственным. Вы в самом деле считаете, что для изменения сложившегося в стране положения нужно создавать новую партию? У нас всяких партий и без того хоть отбавляй...
- Не вижу никаких серьёзных оснований надеяться на сегодняшние оппозиционные партии. Часть из них неразрывно срослась с вертикалью власти и фактически стала её «демократическим» фиговым листком, а другая часть, псевдолиберальная, всё очевиднее впадает в государственную измену. Про прочие партии с самыми разными знамёнами, десятки которых существуют лишь на бумаге, я вообще не говорю.
Тогда что нам, россиянам, остаётся? Уповать на силовые структуры или мечтать о пришествии нового диктатора? Но мы это в прошлом уже проходили, не дай Бог повторения. К тому же, всех управленцев-вырожденцев сходу не пересажаешь, иначе вся нынешняя вертикаль власти рухнет.
Критерием успешности депутата и чиновника должны стать не декларации об имуществе и личных доходах, а духовно-нравственные составляющие их поведения, плюс эффективность их деятельности во время служения государству и народу. А сейчас как? Если кандидат в депутаты или на должность не обладает дорогими наручными часами, итальянскими ботинками и костюмом, если у него в гараже не стоит какой-нибудь «бентли» с люксовой комплектацией, а жена не с бриллиантами в ушах, то, вроде как, это несерьёзный политик. Столь коммерческое отношение к жизни и политике неправильно, противно. Я уж не говорю про содомитов и педофилов, про пропагандистов детоубийства (путём свободного проведения абортов), часть которых находится непосредственно в вертикали власти. Все они прекрасно себя чувствуют под защитой ювенальной юстиции и прочих вывертов «правового государства».
С другой стороны, вы прекрасно понимаете, что болтая по углам и костеря власть на кухнях и митингах, тоже ничего толком не изменишь. Значит, коррумпированную и морально разложившуюся братию политиков надо менять, но строго эволюционным путём, с любовью к людям и ненавистью ко греху. Нужно подыскивать, подготавливать и выдвигать в исполнительную и законодательную власть профессионалов, честно работающих не за страх, а за совесть. Только непосредственно участвуя в законодательном процессе и административных структурах, только имея реальные рычаги управления, можно в достаточно обозримый срок всерьёз исправить положение в стране. Есть рычаги - можно управлять, нет рычагов - хоть завозмущайся.
На сегодня главная стратегическая задача, по моему мнению, это внести в общество (и через него - в органы власти) понимание того, что духовно-нравственные законы обладают столь же реальной и могучей силой, как законы материальные, поскольку исходят из одного Источника. Для одних людей - это Бог, для других - природа, а для кого-то - общечеловеческие ценности. В данном случае важно не это. Главное то, что как бы мы ни относились к духовным и нравственным законам, их несоблюдение бьёт по нам со всей неотвратимостью: болезнями, катастрофами, неурядицами, деградацией, вырождением и смертью как отдельного человека, так и общества в целом.
В общем, я уверен, что действительно назрела необходимость создания новой общественно-политической силы, основывающейся на духовных и нравственных принципах нашего народа. Более того, и это самое главное – опирающейся на сам народ, а не на прогнившую «элиту». А партия это будет или общественное объединение в другой форме – время покажет. Начнём с Божьей помощью – и пусть будет что будет.
Можно напоследок немного узнать о вашей семье? Опора есть?
Семья Олега, опора и радость: жена Нина и сын Яник
- Да, слава Богу, семья - моя надежда и опора. Жена у меня умница, самостоятельный человек. Она моделирует и шьёт одежду для наших многочисленных друзей и знакомых, ну и мне, конечно, помогает. У нас двухкомнатная квартира на пятом этаже "хрущевки". Сын учится в Новосибирском университете водного транспорта - пошёл по стопам деда, моего отца, который закончил Сахалинскую мореходку. Отец сейчас на пенсии, а мама уже отошла к Богу.
Старшая дочь, от первого брака, живёт в Питере – она врач-эндокринолог высшей категории, закончила аспирантуру. Я ведь женился в возрасте 21 год, ещё до крещения. Молодость и непонимание того, какой должна быть семья, привели к разводу, но дружеские отношения с прежней женой сохранились. Второй брак - уже венчанный, осознанный и выстраданный жизненным опытом. Живём вместе уже 22 года, в любви и ладу.
Виталий ШАПРАН
Материалы по теме: