Всем нам знакомо такое тяжелое чувство, как ревность. Оно возникает, когда мы ощущаем недостаток внимания, любви, уважения или симпатии со стороны значимого для нас человека, и нам кажется, что их получает от него кто-то другой. Ревность портит жизнь и тому, кто ее испытывает, и тому, на кого она направлена. Именно про это чувство в Священном Писании говорится: Люта, как преисподняя, ревность (Песн. 8, 6). Но есть ревность другая: сердечная сила души, которая побуждает человека оставить прежнюю греховную жизнь. Она выражается в пламенном стремлении угождать Богу. Такой ревностью пылали все подвижники веры. Как ее в себе ощутить? Что происходит с человеком, когда эта добродетель в нем оскудевает? Почему опасны кризисы веры? Об этом мы беседуем с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии протоиереем Сергием Ксенофонтовым.
— Отец Сергий, мы помним евангельский фрагмент, в котором Иисус Христос выгоняет торговцев из храма: И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 15–16). Апостолы связали это с обетованиями Ветхого Завета: При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2, 17). Получается, ревность — свойство Самого Бога?
— Именно так. Господь, Бог твой <…> есть Бог ревнитель (Втор. 6, 15). И поскольку человек создан по образу и подобию Божиему, ревность для каждого из нас — естественная сила души. Но из-за грехопадения она, как и все остальные силы человека, оказалась искажена и приобрела уродливые формы.
Как проявляется здоровая духовная ревность? С внешней стороны — это страх Божий и память смертная, а с внутренней — ощущение радости от богоугождения и любовь к Богу, которая влечет к Нему так же сильно, как жажда влечет к воде всякий живой организм. Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже,— говорит псалмопевец Давид (Пс. 41, 2). Черты этой любви — разумность, попечение о вечном, а не о тленном; она тиха, негневлива, немногословна, а самое главное — снисходительна к недостаткам ближних. Даже если человек правильного духовного устроения делает другому какое-то замечание, он не привносит в его душу смущения. Вроде тебя и обличили, но в ответ не возникает желания обидеться — напротив, появляется стремление исправиться. Так происходит, когда действие добродетели направлено не на ближнего, а на его грех.
— А если человек ревнует о том, чтобы в его семье был достаток, о своем профессиональном развитии — такая ревность Богу угодна?
— Здесь речь идет о ревности душевной. Ее можно назвать разумной только тогда, когда она подчиняется ревности духовной — когда мы в меру заботимся о том, что необходимо для нашего земного существования. Христос говорит: не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6, 34), то есть мы не должны чрезмерно беспокоиться о материальном положении, пище, жилье, одежде, здоровье, карьере. Господь даст то, что нам полезно. Есть известное выражение: поставь Бога на первое место, и все остальное будет на своих местах. Оно как раз и объясняет эту взаимосвязь духовной и душевной ревности.
— Мне кажется, ревность свойственна всем новоначальным, в период неофитства человек со рвением приступает к молитве и посту, часто исповедуется, причащается. Но со временем пылкость проходит и уступает место привычке. Нужно ли при признаках охлаждения ревность в себе возгревать?
— Да, периоду неофитства ревность свойственна, но в этом кроются и разные опасности для начинающего подвижника. Легко угодить в ловушку фарисейства, которое проявляется в ревности не по разуму — в том, что мы внешне исполняем угодные Богу дела, но при этом внутреннее не изменяемся. Господь любит человека и постоянно ставит его в такие обстоятельства, которые показывают, что он в своем заблуждении не прав. И тогда может начаться некое соревнование человека с Богом. Господь усиливает влияние на человека через внешние обстоятельства, а человек пытается заглушать голос совести внешними делами: усиливает молитвенное правило, посты, но все это не дает плода, потому что душа человека остается неисправленной. Нет смирения, нет любви к ближнему, нет подлинного пребывания с Богом. Крайним выражением ревности не по разуму, ее символом можно считать Вавилонскую башню. Люди хотели сделать себе имя. Разве может быть имя выше Бога? Нет, но они решили, что может. Это же явное оскудение ума. Так зачастую происходит и в частной жизни. Бог бередит совесть человека, а тот в ответ начинает усиливать фарисейские действия, и разум вынужденно в этом участвует. Постепенно истощаются психологические и физические силы, разум тоже начинает оскудевать, хоть и в последнюю очередь, а сам человек этого даже не замечает, тогда как в глазах даже самых близких и любящих его людей он выглядит глупцом. Гордость есть безумие, как говорят многие святые отцы. И любой грех, который в той или иной мере замешан на гордыне, тоже есть безумие. Вот почему философия вне Бога, психология вне Бога, вообще любое умствование вне Бога только запутывает человека в сетях гордыни.
— Если человек объявляет себя атеистом, но при этом постоянно ввязывается в споры о Боге, о жизни Церкви, буквально с пеной у рта обличает недостатки церковной жизни — это значит, что ревность как добродетель ему тем не менее свойственна?
— Да, это значит, что душа человека требует Бога, ищет Его, а человек, отдавшись влиянию похоти, сознательно сопротивляется этому естественному желанию. И тогда происходит перенаправление ревности вот в такое греховное русло. Христос сказал: кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). Это подразумевает и то, что если желание поиска Бога не удовлетворяется, оно обязательно станет вредоносным для человека.
— То есть ревность — это не только естественное, а даже жизненно необходимое чувство?
— Конечно, и Священное Писание в разных местах напоминает, что для Бога более всего противен тот, кто к Нему равнодушен. Ненавистник для Бога более интересен, потому что проявляет какие-то чувства — значит, в глубине души его по отношению к Богу что-то живо, и это беспокоит его. И надо отметить, Господь о таких людях не забывает, поддерживает это беспокойство. Самой большой бедой для любого из нас было бы, если бы Бог нас забыл и совсем оставил. Но Господь по Своему человеколюбию так не поступает — Он постоянно ставит человека в обстоятельства, беспокоящие его раны. Это вызывает боль, это вызывает неравнодушную реакцию. Когда мы вслушиваемся в монолог неверующего о Боге, то зачастую обнаруживаем, что он, сам того не подозревая, к Объекту своей критики относится совершенно реально. Пусть это обида, гнев, претензии, но это не отрицание Бога.
— Так называемые кризисы веры, когда человек теряет ощущение живой связи с Богом, связаны с потерей духовной ревности?
— Можно и так сказать. Кризис наступает тогда, когда человек решает, что он уже все, что нужно для богоугодной жизни, сделал, и перестает развиваться. Как это бывает? Допустим, человек жил долгое время без Бога, потом какими-то путями Господь его в храм привел, он сам лично понял, почувствовал, как с Богом хорошо. Но надо учитывать такой момент, что когда болящий человек приходит в Церковь, Бог сначала дает ему обезболивающее, чтобы он мог прийти в себя, набраться сил, а потом уже начинается лечение, и иногда это лечение бывает очень болезненным. И то, что мы можем считать потерей связи с Богом, может быть просто началом периода, когда человеку нужно учиться ходить самому и покинуть палату духовной реанимации. Когда беседуешь с людьми, которые говорят, что у них кризис веры, зачастую выясняется, что человек начал понимать, что ему надо что-то реально в своей жизни, в самом себе менять. А дальше он пытается менять и видит, что чем больше над собой работает, тем больше нужно еще работать. И всё — он начинает терять веру. Нужно понять, что Бог есть Совершенство, и процесс совершенствования человека до конца жизни будет продолжаться. Если человек с этим смирится, примет для себя как закон, что он должен будет изменяться до последнего вздоха, будет жить в постоянном духовном напряжении, у него все будет нормально. В этой борьбе со своим ветхим человеком, которая происходит каждую минуту, в самых обычных житейских обстоятельствах он найдет успокоение. Тяжесть жизни не будет казаться тяжестью, поскольку будет средством духовного преуспеяния.
Приведу простой пример: допустим, человек копает колодец с целью добыть воду. И у него всего один инструмент — не особо удобный, тяжелый, но это единственный его инструмент, и без него он воду не добудет, а без воды он умрет. Поэтому, несмотря на неудобство, он все равно продолжает им работать и добивается своего. Но если человек все свои усилия употребит на критику этого инструмента, на поиски другого орудия труда, он просто окажется без воды. Вот так может случиться и с нашей жизнью. Сначала мы начинаем замечать недостатки у верующих людей. Потом замечаем недостатки в церковной жизни. А потом и вся Церковь нам уже не нравится. Мы, как говорили наши предки, составляем себе мнение. Мнение — второе падение. Что это такое? «По-моему, Бог должен поступить так». «По-моему, Бог должен выглядеть так-то». «По-моему, Бог должен наказать тех и наградить этих». Когда-то я услышал одну интересную и расхожую фразу, и она легла мне на сердце. Если человек попадет в Царствие Божие, то удивится трем вещам: первое — что он туда попал, второе — что туда попали те, кто, по его мнению, не должен был попасть, и третье — что там нет тех, кто, по его мнению, должен был там находиться. Так что наше мнение может совершенно не совпадать с мнением Божиим. И избавление от этой привычки — ставить свое мнение превыше всего — есть то, что помогает кризис веры преодолеть.
— Бывает, что человек осознал: он в тупике, в кризисе. Но при этом он не чувствует в себе не то что ревности — вообще сил для каких-то изменений. Что делать?
— Христос говорит: Без Мене не можете делать ничего (Ин. 15, 5).Это означает, что нужно в такой ситуации вновь и вновь идти к Богу — и просить Его, и молить. Христос обещал, что недостающее восполнит и немоществующее исцелит. В отчаянии и унынии, которые наступают, когда человек исчерпывает все свои ресурсы и перестает видеть перспективу, необходимо обращаться к Евангелию, читать его больше и чаще, чем обычно. Евангелие — откровение Святого Духа. Постоянное чтение его — это постоянный поиск точек соприкосновения со Святым Духом. Когда твое духовное состояние совпадет с тем, что говорил Дух Святой через евангелиста, ты найдешь все ответы. Присоедините к этому еще чтение житий святых, которые реально в своей жизни исполнили Евангелие, и вы поймете, что всё возможно.
Замечу, что у человека, правильно в духовном отношении устроенного, ревность не ослабевает с годами — напротив, чем человек к Богу ближе, тем он ревностнее. Когда-то Блаженный Августин говорил, что пылает и желает Христа, стремится Им насытиться и никак не насытится. То же самое происходит с каждой человеческой душой, даже если человек этого не осознаёт. Ревность — это жажда, а Христос — живая вода. Дайте живой воде пробиться через дамбу грехов, которая состоит из больших и малых камней наших неверных решений.
Газета «Православная вера» № 03 (647)
[Протоиерей Сергий Ксенофонтов, Беседовала Ольга Протасова]