Слова Христа «И враги человеку – домашние его» (Мф. 10, 36) многие хоть раз в жизни готовы были применить к себе. Зачастую люди, пришедшие к вере, сталкиваются с непониманием со стороны родственников или друзей, и порой это становится бедой. Как человеку реагировать на замечания и недовольство? Насколько верно желание непременно приобщить к церковной жизни тех, кто живет рядом? О тонкостях во взаимоотношениях верующих и неверующих близких говорим с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.
– Были ли у Вас конфликты во взаимоотношениях с неверующими близкими?
– Вначале, конечно, были. Процесс обретения веры – это настолько сильная перемена, не вписывающаяся в рамки обычного ритма жизни. Моя супруга сразу пошла за мной в храм, как говорится, «едиными усты, единым сердцем». А старшие родственники почти восстали, и приходилось этому противостоять, причем благоразумно. Через некоторое время, когда к моим родным пришло понимание, что моя вера – не прихоть, не блажь, появилось доверие и спокойствие. Они постепенно начали проявлять любопытство, потом стали задавать вопросы, вести разговоры. Видимо, у них тогда зарождались свои, сокровенные отношения с Богом. А потом, через годы, жизнь сама все расставила на свои места.
– Очень часто православному человеку хочется рассказать близким о своей вере, переубедить их, естественно, из самых лучших побуждений. Это желание нормально или лучше этого избегать?
– Надо понимать озабоченность и обеспокоенность своих родных. Попытаться поставить себя на их место: а как бы ты себя чувствовал, когда увидел, что с родными людьми происходят перемены? Сам Христос в Евангелии не зря сказал, что нет пророка в своем отечестве. С самого начала Своей проповеди Господь имел возможность увидеть непонимание близких.
Я думаю, что надо проявлять такую взрослую мудрость, которую мы проявляем по отношению к ребенку. Мы же не предъявляем строгих требований к ребенку, так как дитя не может знать того, что знает взрослый в силу своего возраста и опыта. Так и здесь, воцерковленный человек получает истинные знания о духовной жизни, и по сравнению с невоцерковленным человеком он мудрее. А значит, от нас должно исходить терпение, доброжелательность, уступчивость в общении. Апостол Петр говорит в своем послании: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). То есть проповедуй, если кто-то этого от тебя требует, но если не хотят, не надо проявлять силу.
– Какая основная ошибка в наших отношениях с неверующими?
– Торопливость. Не стоит надеяться, что окружающие примут быстро вашу новую жизнь. Как говорил преподобный Серафим Саровский, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи! Поэтому задача наша не в том, чтобы рассказывать, какая твоя вера замечательная. При этом, если твои слова расходятся с жизнью, то эти рассказы будут пустым звуком. Ты сначала сам изменись, а люди заметят хорошие перемены.
Твоя жизнь, твои отношения с родными должны настолько поменяться в лучшую сторону, чтобы твои близкие задумались и сказали: «Да, действительно, для него христианство – не просто религиозно-философское учение, это суть и сердцевина его жизни!». Это их начнет привлекать, и они сами заинтересуются. Надо уповать на Бога. Есть такое понятие – благодать привлекающая, то есть Господь силой Своей любви взывает к каждому сердцу и обращает к Себе. Просто надо время для возделывания доброй нивы, вспомните притчу о сеятеле…
– В последние годы в храмах появляется все больше молодых семей, и зачастую дети приходят к вере раньше и быстрее, чем их родители. При этом старшие не проявляют усилий для своего духовного развития. Может ли это привести к конфликту между «отцами и детьми»?
– Нет, наоборот, через воцерковление молодежь привлекает старшее поколение. Моя мама пришла к вере после меня, как и многие наши знакомые и друзья.
Но если и возникают конфликты, то не надо забывать о пятой заповеди. Родители нас вырастили, всему научили, у них за плечами жизненный опыт гораздо больше нашего, а теперь мы становимся перед ними в позу учителя… Это неестественно и ни к чему хорошему обычно не приводит. Вы можете за своих родителей переживать, за них молиться, перед ними смиряться и тем самым приводить их к вере, не делайте из себя их противников, оппонентов.
– Наверное, каждый верующий сталкивался с тем, что слышит претензии в адрес Церкви по поводу дорогого убранства храма, возникновения новых храмов, платы за совершения таинств и т.п. Как на это реагировать?
– Понимать, что претензии – это плод мифотворчества, которое живет с самых первых дней основания Церкви. Есть такая притча о старике и мальчике, которые путешествовали на осле. Когда мальчик вел осла, а пожилой человек ехал верхом, люди кричали, что старик эксплуатирует подростка. Когда они поменялись местами, снова вызвали критику, мол, мальчик не уважает своего престарелого деда. А когда они вместе пошли рядом, все возмутились, назвав их безумцами, ведь у них есть осел, а они идут пешком. В ней есть житейская мудрость: если человек не понимает, что происходит, то ты ему никогда не угодишь и не объяснишь, как бы ни старался.
Если человек жизни церковной не знает, то ему многое кажется чудным, он собирает штампы, которые тиражируются. Неверующему человеку трудно понять, как каждый христианин, внося малую лепту, способствует храмосозидательству. Ему трудно понять, что строительство храма, оплата таинства – это не цель, а средство, содействующее делу проповеди и спасения.
– А может, это самооправдание человека, который не хочет понимать интересы верующего?
– Да, возможно, это некая защита. Человек никогда не ходил в храм, и вдруг кто-то значимый для него становится активным христианином. А он-то находится в совсем другом состоянии, может быть, ему подспудно хочется оправдаться за то, что он сам в храм не ходит, привлечь внимание близкого человека, интересы которого он перестал понимать и разделять. А как это сделать? Сказать: «Там одни деньги берут», к примеру. Это бывает легко и даже приятно: мол, я-то сам – не такой!
А вот честно признать свою слабость: «Ты знаешь, у меня есть в душе такой порог, который я пока не могу преодолеть, не могу прийти в храм и не могу понять твоего стремления к нему», – человеку намного труднее. В этом ведь не каждый даже самому себе признается.
– Пост часто становится камнем преткновения в отношениях с родными. Где искать компромисс?
– Главное – не противопоставлять себя своим близким. Если ты хочешь поститься – позаботься об этом сам: сделай так, чтоб твой пост не был крестом для твоих родителей, для твоего супруга или супруги. Апостол Павел говорит, что если ты твердишь, что Бога любишь, а своих близких нет, то ты лжец. Ведь мы любим своих родных, почему же мы не можем с ними договориться? Надо стараться и Богу угодить, и себя не опорочить, и ближнего не огорчить. Только любовь, такт, взвешенные решения.
– Каков главный принцип, как верующий человек должен себя поставить в нецерковном окружении?
– Он должен быть таким человеком, к которому хочется обратиться за советом, к кому хочется прибежать за помощью. Быть христианином, но не пытаться «слиться» с миром.
Мне нравится басня С. Михалкова, где две собаки, Полкан и Шавка, нарываются в лесу на стаю волков. Понимая, что смерть неизбежна, Шавка пытается угодить волкам и проводит их к стаду. В итоге волки съедают ее. Полкан же, приняв бой, выживает. Мораль: не стоит подстраиваться, разделять грехи и порочные пристрастия мира и надо быть христианином не декларативным, а деятельным.
Так что любите своих родных, помогайте им, проявляйте смирение, терпение, молитесь о них Богу, а все остальное сделает Он. И плоды обязательно будут, хотя на это, возможно, потребуются годы.
«Православное Заволжье»
[Священник Аркадий Махсумов, Беседовала Людмила Питайчук]