«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мою» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Как понимать эти слова Христа? Как применить их к себе, к собственной жизни? Что такое в данном случае крест? В преддверии праздника — Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — мы постараемся вникнуть поглубже в эти Христовы слова. Нам поможет протоиерей Александр Домовитов, настоятель храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище в Саратове.
— Отец Александр, что означает — отвергнуться себя?
— Речь здесь идет о послушании человека воле Божией. Чтобы войти в Царство Небесное, человеку надо не по своей воле жить: не как хочется, но как Бог велит. Послушание и есть наш крест. Он нелегок. Потому Спаситель и говорит так: если кто хочет идти за Мною. То есть Он предлагает человеку самому сделать выбор, ответить на вопрос: хочу я или не хочу следовать за Господом. Чисто внешне нам может казаться, что мы — воцерковленные, православные люди — уже идем за Ним. Мы же молимся Ему, мы приходим в церковь, прибегаем к таинствам. Это все необходимо, но это еще не означает следовать за Ним. Обратите внимание: за Спасителем ходила толпа, но в этой толпе были очень разные люди. Кем-то владело праздное любопытство. Кто-то ходил за Ним, чтобы искушать Его, ловить на слове. Кто-то надеялся исцелиться от болезни. И Он исцелял, конечно — очень многих. Но далеко не все исцеленные после этого делали такой выбор: шли за Ним. Есть такая молитва из чинопоследования соборования: «отжени от него всякую болезнь и немощь, яко да востав рукою Твоею крепкою, поработает Тебе со всяким благодарением». То есть для чего просит человек себе исцеления? Чтобы Богу работать, для Него стараться, Его благодарить. Но, к сожалению, как в евангельские времена, так и в наши, далеко не каждый исцелившийся готов совершенствовать себя, преображать свою жизнь, дабы следовать за Исцелителем. Зачастую получается подругому: я теперь здоров, а больше мне ничего от Него не нужно, думает человек, и продолжает прежнюю жизнь.
— Вы говорите о послушании воле Божией и об отказе от собственной воли. Но на практике мы часто оказываемся в сложных, неоднозначных, подчас мучительных для нас ситуациях и не знаем, как поступить. И Бог не говорит с нами, как с Моисеем на горе Синай, Он не указывает нам, что делать, а что не надо. Нам приходится решать самим, то есть проявлять ту самую собственную волю. А как же послушание?
— Это не совсем верно — что Господь с нами не разговаривает и не подсказывает нам, как поступить. Каждому из нас дана совесть, она вложена в сердце, она и есть голос Божий в человеке. Поэтому мы должны учиться его слушать — слушать собственное сердце. Оно никогда нас не обманывает. Беда в том, что человек зачастую настолько погружен в мирскую жизнь, в ее суету, настолько подчинен ее установкам, что сердца своего уже не слышит. И настолько привык совести своей не слушать, что это стало уже для него чем-то вполне естественным. На самом деле, естественно для человека другое: поступать, как сердце подсказывает. В любой ситуации послушание собственной совести есть послушание Богу.
— Вернусь все же к тому самому «отвергнись себя». Насколько мы можем и насколько мы должны отказываться от себя и своего? Ведь каждый из нас — уникальная личность со своими особенностями, способностями, потребностями, со своим способом жизни; каждый стремится к самореализации, и это, наверное, правильно. Должен ли человек зачеркивать самого себя и жить, например, исключительно ради ближнего?
— Важно понимать, что «отвергнись себя» — это не граница некая, которую ты должен вот прямо сейчас переступить, не точка, в которой ты разом отверг всего себя и отныне живешь только по послушанию. Отвержение себя — это процесс длиною в жизнь, процесс покаяния и преображения человека: его сознания, взглядов, целей, чувств. И начинается он — с того, что человек понимает, осознает необходимость следовать Богу во всем. А высшая точка — не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Это обОжение человека. И тогда уже нет проблемы выбора меж нашей личной потребностью и потребностью ближнего, потому что главной нашей потребностью становится жизнь в Боге. Это сейчас мы говорим: «Я не могу без этого», например, без творческой деятельности; это с нашей стороны вполне естественно. Но по мере приближения к идеалу все может измениться, у нас может появиться другой способ жить — именно жить с Ним. Главное — наше желание (Если кто хочет…), наш поиск, наше стремление к Нему, а Он властен все изменить для нас. Помните, как говорил Иоанн Креститель о Христе: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Здесь тоже речь не о мгновенном действии, а о процессе. Вот так же и каждый из нас должен постепенно умаляться, чтоб рос в нем Бог.
— «Возьми крест свой…» А что такое крест, если речь идет не о Голгофском кресте, а о кресте, данном каждому человеку? Мы ведь сегодня про что угодно можем сказать: «Это мой крест».
— Называть любую нашу скорбь, любую тяжесть, которую нам приходится нести, крестом — в корне неверно и даже кощунственно, это означает приравнивать собственные страдания к искупительным страданиям Спасителя. Крест — это добровольное страдание. Христос принял Свой крест ради нашего спасения. А мы — разве мы добровольно выбрали тяготы и скорби нашей жизни? Будь у нас возможность выбирать, мы бы, конечно, выбрали временное земное благополучие. Наше страдание становится крестом, когда мы свободно принимаем его, как посланное нам от Господа, когда мы согласны страдать ради любви к Нему и к ближнему.
— Что же надо делать, чтобы наши невольные тяготы преобразились в свободную жертву любви, в подобие креста Христова? Ведь нам так тяжко бывает порой — например, когда приходится годами ухаживать за больным или престарелым членом нашей семьи, жертвуя собственными интересами и свободой. Мы не всегда в силах это принять.
— С необходимостью пожертвовать своими интересами трудно смириться; но по мере преображения человека возрастает его способность жертвовать, желание жить не для себя. Несчастья, которые происходят с нашими близкими, учат нас жертвенности. Это Божественные уроки: если бы их не было в нашей жизни, мы бы, может быть, не смогли трезво смотреть на себя, на свою жизнь; не задумались бы о том, какие мы на самом деле и сколько в нас любви, не вспоминали бы евангельских слов: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
Скорбь требует от нас терпения; но терпение терпению рознь. Если в нашем терпении нет Бога, если мы терпим не ради Него, то мы терпим лишь вынужденно, и это приводит нас в состояние безысходности: я ничего в своей жизни не могу изменить, я могу лишь завидовать другим людям, жизнь которых лучше. Человек, терпящий так, подобен заключенному. А когда человек, наконец, впускает в свою тюрьму Бога, она перестает быть тюрьмой. Не меняясь или мало меняясь внешне, жизнь человека становится совершенно другой: теперь в ней есть радость, свобода, а главное — любовь. А любовь не ищет своего (1 Кор. 13, 5). Христос есть любовь, Он не искал своего. Это пример, который воодушевляет нас и помогает нам понять, что наше пожертвование ради ближнего ставит нас на путь к Нему: жертвуя, я становлюсь учеником Христовым.
— Это путь радости?
— Конечно! Это путь к блаженству. Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35).
— А собственная болезнь человека, его инвалидность, одиночество… Как их принять? Может ли это несчастье стать крестом Христовым, то есть добровольно приносимой жертвой, и если да, то для чего приносимой?
— Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2–3). Мы не можем знать, почему в жизни человека присутствует такое несчастье, есть ли причина в нем самом либо в его родителях; мы не знаем заранее, для чего это случилось, как и когда явятся на этом человеке Божии дела. Мы должны учиться доверять Богу во всем, доверять Ему всю свою жизнь. Воля Божия — она всегда благая, и если Господь благословил человеку жить в таком состоянии, значит, это нужно ради блага, ради спасения — этого человека и, возможно, не только его самого. Ведь дух человека не страдает от телесной немощи. И все мы знаем людей, которые даже при крайне тяжелой инвалидности учат других верить и радоваться жизни. Они очень многое делают для окружающих — даже не словами, а просто примером собственной жизни. А почему у них это получается? Потому что они доверяют Богу. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»,?— говорил преподобный Серафим. Изменись сам, и мир вокруг тебя изменится — к славе Божией.
Газета «Православная вера» № 17 (661), сентябрь 2020 г.
Священник Александр Домовитов, Беседовала Марина Бирюкова