Проповедь Креста во все времена считалась чем-то парадоксальным. В нашу эпоху, обожествившую удобство и благосостояние, эта проповедь кажется не только бессмысленной, но и несовместимой с человеческой логикой.
Она опровергает наши жизненные устои, связанные с погоней за счастьем и благополучием. Однако Евангелие настойчиво проповедует слова Христа: “Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от самого себя, возьмет крест свой и последует за Мною”. В самоотречении и поднятии своего креста обнаруживается наше истинное призвание и предназначение. Громкие и легкие призывы этого мира, прельстив нас в начале, в конечном итоге нас разочаровывают, вводя нас в заблуждение и искажая истинный смысл жизни. Они доказывают тщетность всех человеческих стремлений, если они не проникнуты духом Божьим.
Крест и самоотречение
Проповедь Креста, несущая на себе печать крестной жертвы Христа, подчеркивает, что “кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее”. Здесь находится путь, который избрал Бог, чтобы прийти к людям, и по которому люди могут прийти к Богу. Это путь противоречия, бросающий вызов нашей логике и призывающий нас довериться истине, открытой нам Богом. Это путь трудный, скорбный и горестный, заканчивающийся, тем не менее, спасением. Отречься от себя – значит освободиться от душащих оков эгоизма. Отречься от заблуждения, толкающего нас возвеличивать и возвышать собственное “я”, делать его идолом, вокруг которого должна вращаться и наша жизнь, и жизнь окружающих людей. Однако это путь саморазрушения, поскольку всякий раз, когда мы занимаемся исключительно собой и удовлетворением лишь собственных желаний, мы не можем понять нужды ближних. Так мы закрываем дверь к Богу и не можем соединиться с Ним.
Мы не должны забывать, что самоотречение и несение креста с надеждой и терпением ведет верующего к преодолению своих мучений во Христе. Как замечает некий ученый епископ: “На Голгофе имелось три креста. Два из них были концом пути двух разбойников. А средний – всего лишь распутьем. Поскольку Тот, Кто взошел на него, прожил жизнь в любви и истине, и через Крест шел к Своему Отцу. Но помимо этого, благодать и сила Христа повлияла и преобразила и один из двух других крестов, сделав его через покаяние “вратами” в рай. Это является существенным утешением для тех, кто сегодня несет крест вины”.
Крест и спасение
Таким образом, Крест Христов освещает тупики и тьму, которые так часто нас устрашают. Он освобождает нас от пленяющих нас заблуждений и идолов, исцеляет нас от страстей и слабостей, изнуряющих и мучающих нас. Боль Креста всегда будет освящена радостью Воскресения. Поскольку сам по себе Крест без Воскресения являлся бы неудачей и трагедией, равно как и Воскресение без Креста стало бы только незначительной победой. Крест и Воскресение связаны друг с другом не только таинством нашего спасения, но и жизненной борьбой верующего. Поэтому добровольное взятие креста не является болезненным жестом человека, ищущего избавления от скорби. Это источник силы, преображающий трудности нашей жизни. Это означает, что благодаря борьбе и волнениям жизни мы, хотя и не одерживаем победу каждый раз, духовно совершенствуемся, учимся преодолевать искушения и идти вперед.
Возлюбленные братья, Крест – это не только важнейший и наиболее показательный христианский символ. Не просто выражение борений и победы, жертвы и славы, жизни и спасения. Крест – это каждодневный ответ Бога на трагедию и отчаяние грешного человека. Это чудо Божественной любви, которая терпеливо ждет, чтобы спасти нас. Аминь.
Архимандит Никанор Караяннис
pemptousia.ru