В Евангелии есть места весьма приятные для слуха и места весьма горькие.
Заповеди блаженства или прощение блудницы – приятно слушать.
А просьбу Христа раздать свое имущество – не очень. А про то, что надо любить Бога больше матери или жены – совсем неприятно.
Слова о тех, кто хочет сберечь душу, но не хочет при этом взять крест, слушать вообще страшно.
Крест – место смерти. Перед крестом Христа избивали. Над Ним глумились. Ему плевали в лицо. Его не кормили. Его раздевали. Ему пробили руки и ноги гвоздями и выставили на позор.
Как-то уж велика цена царства Небесного. Тут задумаешься о том, что нужно ли оно и возможно ли оно такой ценой – через гвозди и кровавый крест?
Но, Христос утверждает, что другого пути нет:
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Как это можно отвергнуться себя? Зачем?
Зачем я должен забыть свою мать, свое детство, свою жизнь, свои чувства?
Зачем я должен отвергнуться своих чувств, своих мыслей, своего опыта? Ведь Бог дал мне ум, не для того, чтобы я убил его. И если мой ум не угоден Богу, пусть бы Господь при рождении, всем нам отрезал часть мозгов, чтобы не уклонялись умом на лукавство, а дружно думали как надо.
Что за странная просьба убить в себе все свое? Убить, по сути дела себя. Убить не просто так, а мучительным крестом
Ну, нет,- скажет человек, – в этом какая-то ошибка. Так не может быть.
В самом деле, Бог благ. И все, что приносит боль душе и недоумение, не от Бога. Если душу терзает червь сомнений, то душа просто не нашла Божиего ответа и ошибается.
Ответ рядом.
В церковном чтении Писания есть традиция Евангельский текст дополнять текстом Апостола.
Читаем Апостол:
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос.
Здесь мы видим как недоумение решил апостол Павел.
Он не был распят на кресте. Его усекли мечом.
Крестом он называет жизнь в Боге или то состояние, когда в душе живет Христос.
Вот это и есть то самое, когда мы свое меняем на Христово.
Как это бывает и что происходит в это время с моей памятью, моей любовью, моим умом, моей личностью, когда Христос начинает жить во мне?
Все просто. Мы имеем такой опыт.
Когда мы бываем на литургии, то можем заметить, как душа, постепенно, наполняется Христом. И выходя из храма, мы можем почувствовать, что душа, как чаша, полна светом и благодатью. В этом свете люди нам кажутся проще и добрее. Под действием благодати мы сами становимся как-то неуязвимы для мира и великодушны
Затем, мы приходим домой, и какое-то время нас не могут уколоть ни нападки родных, ни известия со стороны. Мы все еще пребываем в божественной благодати, и в ней тонет действие зла. Благодать делает нас независимыми от греха и свободными тленной силы материи.
Мы, в это время почти неуязвимы для зла.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
Но, проходит совсем малое время и в душе рождается росток самолюбия.
– Почему со мной несправедливы?
– Почему мне не додают того, что мне положено?
– Почему меня оскорбляют?
И росток самолюбия начинает стремительно развиваться и в считанные минуты заполняет всю душу, прогоняя благодать и вытесняя Христа.
И человек вновь желает СВОЕЙ свободы, и он сбрасывает с себя Крест, который только сделал его по-настоящему свободным.
Христос всего полчаса пожил в нашей душе и был вытолкан тем, что мы называем своей душой.
Вот, что имел ввиду Христос, говоря о том, что если кто хочет сохранить свою душу не ради Христа, тот ее погубит.
В самом деле, как только мы выталкиваем Христа из души, мы тут становимся уязвимы для зла, для греха, для действия тяжкой материи. С уходом Христа приходит непрекращающаяся боль души. Без Христа душа болит, болит, и болит и умирает
А что же с моей памятью? Мыслями и чувствами?
Когда мы полны Святым Духом и еще на пути между домом и храмом, то мы можем глянуть внутрь себя.
Ушла память о детстве? Нет.
Ушли мои мысли? Нет.
Ушли мои чувства? Нет.
Нет, ничто не исчезло, но все в душе стало чище и светлее. Мысли без греха. Чувства соединены со Христом. Память озарена памятью о Боге, и в ней остается только все доброе. Счастливое свойство памяти – сохранять в себе только все доброе и забывать злое.
Итак, в тот момент, когда Христос приходит к нам в душу, не происходит ее смерти. Не происходит такого: либо Господь, либо я.
Все смешивается. Это смешение подобно смешению в Троице. Мы становимся единым телом, в рамках Тела Христа. Это тело Христа есть церковь. При этом каждый сохраняет свою личность. Слияние с Христом преображает личность и очищает ее от греха, но не уничтожает.
Мы имеем такой опыт. Достаточно обратить внимание на свою душу после причастия. Мы легко увидим в ней Христа.
В это время мы ярко ощущаем в нашей душе действие благодати.
Приходя домой, мы ошибочно думаем, что наши ближние крадут нашу благодать и сдергивают нас с неба за ноги.
Нет, мы сами, позволяем своему самолюбию родиться как росток зла и заполнить нашу душу полынью греха. Ближние могут спровоцировать рост зла, но виноваты и несем ответственность за рост своего зла только мы сами. Не родня прогоняет Христа из нашей души, а невнимательность к духовной жизни и семя зла, с которым мы никак не расстанемся.
Наша задача хранить в себе благодать, даруемую Христом. Нам критично важно регулярно очищать свою душу от мусора зла и постоянно держать дом нашей души в виде чистой горницы, готовой для Христа, хотящего жить в ней. В этом усилии есть наш крест.
И никто нам не помеха в этом, кроме нас самих.
Все начинает портиться, когда мы бережем свою душу такую, как она есть, с ее достоинствами и грехами. Грех, как червоточина на яблоке, рано или поздно погубит все яблоко.
Все начинает меняться, когда мы при помощи воздержания в грехе, зле и болезненном самолюбии, принимаем на себя таким образом, крест Господень и сорастворяемся с Богом Соединяясь с Богом наша душа многократно усиливает свои добрые способности, Мы сами расстаемся с тяжестью в душе, и обретаем жизнь вечную:
А начинается все легко и просто:
Законник, искушая Его, спросил…..
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
На самом деле, в Евангелии нет тяжелых, печальных или скорбных слов Христа. Есть только скорбное состояние нашего сердца, не вмещающего в себя Духа Господня
Что плохого в любви?
Возлюбить-то – не камни таскать, не мучиться и не страдать. Помоги нам, Господи, увидеть, что любовь к Богу и людям слаще любви к себе и то, что она несет благодать и жизнь вечную, в то время как любовь к себе несет боль и смерть:
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.