Крестные труды мы называем унылым словом – искушение. В то время как крестный труд – это необходимое упражнение в нашем благочестии и святости.
Эти упражнения нам чаще всего задаются как самая простая задача: полюбить родителей, полюбить детей. Тем, кто более совершенный, задача дается сложнее: полюбить Родину или работу. Ну, и в идеале, перед смертью мы должны научиться любить наших ближних. Или, что верх всего, – любить врагов.
И в итоге нам хорошо бы научиться любить Бога и Его крест.
Любить мы не умеем и не хотим. Поэтому Господь вынуждает нас не губить свою душу и посылает обстоятельства, требующие выбора.
Вот, не любил ребенка, а он заболел, и ты вдруг понимаешь, как он тебе дорог. А до этого кричал на него или, Боже сохрани, бил. Но в болезни открыл в себе любовь.
Сам заболел. Тяжело и долго. Отошли прочь мысли о деньгах и забавах и стало ясно – едино нужно на потребу: любовь. Сам стал понимать, что нет тебе ничего дороже родных и близких и что глуп был, когда вместо того чтобы наслаждаться беседой с любимыми, полжизни смотрел телевизор. Вместо того чтобы жить своей жизнью, ежедневно впадал в ступор и смотрел киношные сны и грезы. А ведь будем умирать, каждый глоток воздуха нам будет ценен и весом, как золото. Спрашивается, зачем мы пытаемся спастись? Чтобы снова сесть у телевизора?
Основной смысл нашей жизни – подготовиться к жизни с Богом. Такие, как мы есть, мы Богу не годимся – ленивы и лукавы. Таким, какие мы есть, Христос тоже не годится – слишком хорош и требователен.
Мы просим отнять от нас искушения, для того чтобы не болеть, спокойно жить, ни в чем не нуждаться, хотим, чтобы все шло по нашей воле. Но как тогда мы научимся любви, если душа будет спать?
Как к нам войдет Бог, если мы закроем все двери своего сердца и ума от посторонних воздействий? Никак. Есть редкие люди, которым блага мирские во благо. Как, например, царь Давид или Мелхиседек, который одновременно был царем и священником. Но, в основном, нет. Известно, что сытое брюхо к учению глухо. К сожалению, мы не выдерживаем искушения покоем и достатком. Это гораздо более сильное искушение, чем испытание бедностью и болезнями. Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем сытому и праздному научиться любви.
Не потому Господь посылает нам эти уроки любви – искушения, что ему нравится нас мучить. Не для того Он пришел, чтобы издеваться над нами. А для того, чтобы помочь нашей душе спастись от болезни жадности, блуда, пьянства и самовлюбленности.
Отказ от требования тяжелой плоти, отказ от злобы, отказ от лжи труден. Бывает, змея линяет и ей очень трудно сбросить старую шкуру. Бывает, раз в жизни линяет орел. Он мучительно теряет перья, клюв и когти и иногда даже погибает. Но если выживет, обновляется. В одном из псалмов нашего богослужения так и поется: «Обновится яко орлия юность твоя».
Вот это распятие своих страстей и есть наш крест Христов, который мы приняли при крещении. К сожалению, большая часть из нас крестится во младенчестве, когда нас никто не спрашивает, хотим ли мы креста или нет. За нас решают, что мы хотим. И дают за нас обеты и клятвы верности Богу. И дают, не спросив нас, наш крест.
Наша родня дает нам крест в младенчестве и думает: это для того, чтобы ребенок не болел и все у него было хорошо. И мы растем и тоже думаем, что крест на то, чтобы не болеть и деньги были. Как вдруг приходит правда жизни.
Правда жизни в том, что этот мир, видимый и невидимый, создан для нашего счастья. Только для счастья быть вместе с Богом и существуют храмы, служба и священники с архиереями. Только для этого. И ни для чего больше. А на церквях стоят золотые кресты как напоминание нам о том, что счастье не дается даром. Что за него надо заплатить – своей злобой, которую нужно выкинуть. Что за него нужно заплатить ложью, которую тоже нужно выбросить прочь. Вся эта грязь отдирается с трудом. Но жить с ней трудно на земле, а на небе совсем невозможно. И как змее рогатка, где она оставляет шкуру, – то для нас крест, на котором мы должны оставить свое зло.
Сегодня мы празднуем Крестовоздвижение. Исторически оно означает память торжества того дня, когда царица Елена нашла Крест и снова водрузила его над Иерусалимом. Теперь этого Креста там нет. Он в мелких кусочках разошелся по всем христианским странам. И большая часть его, до революции, была в Москве. Но в советское время святыня пропала и потому праздник служит не только напоминанием об обретении Креста, но и его потере.
Мы теряем тот крест, который бессмысленно приняли во младенчестве, если только крестные и родители не привили нам сознательную любовь ко кресту.
Мы теряем его всем народом, если только мы не научились у Церкви любить крест.
Потеряв Крест, Иерусалим превратился в развалины. Так пусть же память и любовь ко кресту не даст превратиться в такие же развалины нашей душе. Для этого надо желать быть счастливым с Богом и стараться бороться со своим злом, очищая в сердце место для любви.