Протоиерей Игорь Илюшин
Мы много слышали об аде, о сковородках, котлах и пытках, о рае же мы ничего не знаем. Есть представления о наслаждении и больше ничего. Но на самом-то деле, ни то, ни другое нигде не прописано. Зачем нам нужно знание о том месте, где мы будем мучаться, или о том, куда мы стремимся, если живем правильно? Каковы представления об аде и рае?– Вопрос действительно важный и сложный. О рае мы знаем из первых Книг Библии. Господь, сотворив человека, уготовил для него рай. И если мы смотрим на жизнь Адама и Евы до грехопадения, то самая главная составляющая рая – это не лицезрение прекрасных природных красот, а богообщение. Именно оно питало человека в раю. Адам разговаривал с Богом и питался от древа жизни.
Впоследствии случилось грехопадение, то есть неповиновение Богу. Человек, имея свободу выбора, отверг заповедь Господа (может, потому, что не имел еще утверждения в добре), избрал помысел недоверия Богу и, соответственно, лишился богообщения, этого древа жизни.
Потом человек был изгнан из рая. Наказанием за ослушание Бога стала смерть. Господь в самом начале сказал, что наказание за это – смерть. Человек стал смертным, вся земля оскудела, произросли различные тернии, волчцы, звери стали дикими.
Потом Бог множество раз через Свои откровения пытался сделать так, чтобы человек был готов воспринять богообщение. Но для этого требовались усилия в отвержении зла и греха. На протяжении всего Ветхого Завета мы видим, что были праведные люди. Например, праотец Ной. В его время беззаконие и злость людей настолько увеличились, что Бог навел потоп на все неправедное и нечистое человечество.
Понятие об аде раскрывает нам другую сторону Бога. В основном мы говорим о Боге как о Любви. И бывает такое ложное представление, что Бог – такой добрый, всепрощающий Создатель, Который готов просто принять человека лишь бы тот к Нему обратился. Но эта другая сторона всегда сопряжена с тем, что для Бога важно, чтобы человек понимал пагубность того события, которое произошло в грехопадение.
По сути, ад стал действенным для человека только в момент грехопадения. Это было очень серьезное событие. А Богу настолько нужно спасти его от этого зла, что Он ниспослал Своего Сына. Христос родился на земле как раз для того, чтобы победить ад, чтобы вывести нас из вечной смерти, вечного неведения Бога.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Ветхом Завете адом называли обыкновенную могилу. Церковь учит, что ад – это место, где нет Бога. Но в то же время, она говорит, что Христос спускался в ад. Получается, что Бог спускался туда, где Его нет? Что же такое ад: духовное состояние или определенное место?»
– В том то и дело, что ад – это состояние удаленности, направленности человека от Бога. Перевод слова ад – «невидимый», то есть не вижу Бога, состояние невидения Бога. Помните, Адам даже спрятался от Бога, когда согрешил. То есть это не только невидение Бога, но и желание убежать от Него, это направленность человека совсем в другую сторону – от блага, от добра, к чему-то злому. Соответственно, ад – это состояние. Но в том числе это еще и место. В Священном Писании есть различные указания, что оно находится где-то под землей. Мы понимаем, что это некое пространство, лишенное света. Потому что, если я там не вижу Бога, Который есть неизреченный Свет, значит, это тьма.
В это пространство попадают души людей, перешедших в вечность. В ветхозаветном мире, до сошествия Иисуса Христа во ад, после смерти все попадали туда. Праведники тоже находились в аду, но в месте, которое называлось «Авраамово лоно». Они не могли войти в состояние рая. Оба эти состояния временные. Рай переводится как «прекрасный сад», но под ним мы разумеем еще и духовную радость от общения с Богом.
В Новом Завете Иисус Христос начинает проповедь о Царствии Небесном, о нем говорил еще Иоанн Предтеча. Если мы говорим о Царствии Небесном, то это не возвращение в тот сад, в котором был Адам, это еще что-то более величественное, где царствует Христос, Воскресший в Своем теле. Он Сам Воскрес и воскресил нашу человеческую природу. Пресвятая Богородица тоже воскресла после Своего успения.
И это уже будет в том восьмом дне, о котором говорят и отцы Церкви, это будет в жизни будущего века. Апостол Павел был восхищен на третье небо, но не мог описать это человеческими образами и словами. Он только сказал, что не видело того око, и не слышало ухо.
Какие-то человеческие сопоставления описаны и в Откровении Иоанна Богослова. Он описывает прекрасный город, Небесный Иерусалим, где как раз впоследствии будет совершаться Страшный Суд. Его будет совершать Господь наш Иисус Христос на Елеонской горе в долине Иосафатовой. Это территория Иерусалима. Все умершие воскреснут в тот день и будут предстоять на облаках, и каждому Господь воздаст по его делам.
Также у нас есть огромное предание Церкви, которое описывает и ад, и рай (как Царство Небесное, к которому мы все стремимся). Когда человек умирает, мы молимся о нем, совершаем отпевание, панихиды и всегда во всех песнопениях желаем Царствия Небесного, желаем попасть в злачное, покойное место, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечна от того, что человек непрерывно общается с Богом. «Злачное» от слова «злаки». Зеленое поле, усеянное злаками, прекрасная весна. Но опять же все это образы того прекрасного, что есть в нашем мире, и оно, может быть, немного сопоставимо с теми красотами, которые уготованы для любящих Бога людей в Царствии Божии.
Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Что рассказывают об аде побывавшие на том свете? Какой он?»
– К разным современным рассказам о том, кто побывал там, что увидел, нужно относиться очень серьезно. Мы основываемся на Священном Писании. Там мы встречаем маленькие цитаты о том, что где-то кто-то видел, что там находится. Вот, например, Стефан Первомученик, которого побивали камнями. Он увидел Иисуса Христа, сидящего одесную Отца Небесного. Господь благословлял его, но Стефана тут же закидали камнями насмерть.
По большому счету, часто является проблемой, когда кто-то начинает свои сны или какие-то надуманные мысли представлять видениями и верить в них. Бывает, что человек все это представляет под действием злых духов. И вместо того, чтобы молиться, исправлять свои прегрешения, он начинает плавать в своих размышлениях и фантазиях. Часто это вообще не имеет никакого отношения к реальности.
Есть житие святой Перпетуи, которая в 203 году приняла мученическую смерть. Чем оно удивительно? Другие жития, особенно мучеников, пострадавших за Христа, описаны свидетелями либо теми, кто выкупал мученические акты. При императорах фиксировали допросы мучеников, и эти бумаги потом выкупали христиане и на их основе составляли жития. А от святой Перпетуи остался личный дневник. Она была римлянкой 22 лет. У нее был маленький ребенок и отец язычник. Она мужественно веровала во Христа. Благодать Святого Духа настолько коснулась ее в Крещении, что в день таинства ей открылось, что она примет мученическую смерть за Него. После Крещения ей объявили, что она будет казнена, если не откажется от веры Она очень красочно описывает свои видения и сны о рае. Она видела Царство Небесное с прекрасными цветами. Это были огромные розы, каких нет в нашей природе. На них не было шипов, потому что шипы – это проявление, так скажем, мира после грехопадения.
Она описала сон, в котором шла в Колизей с другими мужами. На трибунах вместо императора и нечестивых людей стояли святые, облаченные в белые одежды. Видела она и Самого Христа, Он держал в руке золотой светящийся венец. На арене стоял черный великан с огненными горящими глазами. Иисус сказал ей, что она должна сразиться с этим великаном. И если она победит, ей будет дарован венец, а если проиграет, то примет смерть. В этом выборе мы опять видим две стороны Бога. Для Него очень важен наш выбор, чтобы мы настолько самоотверженно выбрали истину, что не пощадили бы даже своей жизни. Перпетуя, осенив себя крестным знамением, победила великана и получила венец.
Перпетую как римскую гражданку должны были усечь мечом, но правитель решил позабавить толпу и отдать ее на съедение диким зверям. Она приняла эту мученическую смерть. Житие – ее личное описание, уникальный документ, через который мы соприкасаемся с внутренним состоянием людей, которые шли на смерть ради будущей вечной жизни. В них действовал Господь, благодать Святого Духа настолько наполняла их сердца, что они понимали, что получат больше, чем что-либо здесь на земле.
Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Некоторые православные рассуждают о тех, кто отошел в мир иной: этот был такой, тот такой, за этого нужно молиться, за другого нет. Я вижу в этом большую опасность, наше дело – молиться за каждого человека с любовью. Очень опасно осуждать тех, кто уже отошел в мир иной».
– Чуткое и очень важное замечание. Действительно, мы становимся судьями, но судья – Иисус Христос. Он будет судить все народы. Справедливо судить каждого по его делам и по Своей милости. С одной стороны, величайшая неизреченная милость, с другой – наши дела. Самое главное – не те грехи, что у нас были, а наше желание исправиться, наша направленность к благу и ненависть ко злу. Начало праведности – это отторжение от зла, гнев против него. А в дальнейшем – это добрые дела. Мы должны ненавидеть злые проявления в себе, денно и нощно бороться со всякими мыслями, делами, искушениями, со всем, что дьявол ежеминутно пытается нам предложить. Если у нас будет эта борьба, то мы будем побеждать, потому что Господь будет давать нам благодать и силы через таинства Церкви.
Что касается усопших людей, о которых мы как бы объективно можем сказать, что они точно пошли в ад, – ни в коем случае не нужно делать таких ошибок. Господь сказал: не судите да не судимы будете. Мы у человека знаем только внешнее. Нам известны такие святые, которые немного юродствовали и специально навлекали на себя внешнюю неблагочестивость. Например, какие-то монахи прилюдно ели мясо во время поста, чтобы их осуждали, но тем самым они терпели поругание. На самом деле это было сделано не для того, чтобы удовлетворить плоть, это было не чревоугодие. Может быть, они вразумляли кого-то, насколько это плохо и отвратительно, чтобы человек, глядя на такой пример, сам отрешился от своего неправедного греха.
Ксению Блаженную гнали практически всю ее жизнь. Есть люди, про которых мы говорим, что они сотворили зло. Есть те, кто совершенно отказывается от Господа. Но Господь не творил зла. Почему тогда есть люди, которые идут во тьму, где скрежет зубов? Кто-то же идет туда, потому что есть это место, существует это состояние. И человек может загнать себя в него сам. Господь есть любовь и ничего кроме любви, значит, Он заботится и о тех, кто идет во тьму? В этом тоже есть милость Божия?
– Есть такое выражение, что ад сотворен по любви и милости Божией. Также есть мнение, что любовь Божия настолько испепеляюща для грешных, нечестивых людей, что она-то и является для них тем огненным пламенем, что попаляет их души.
Традиция Церкви, святоотеческие толкования, да и Сам Господь, говорят о том, что ад – это вечная мука и скрежет зубов. По большому счету – это те страсти, которые будут мучать человека, потому что он ими жил. Можем вспомнить притчу о богаче и Лазаре. Это было еще до сошествия Христа во ад. Там лоно Авраамово находилось через огромный ров, его невозможно было перейти. Богач всю жизнь кутил, ел, пил, веселился и совершенно не делал никаких добрых дел. В аду он находился в вечных муках. Что же он просит? Чтобы Лазарь омочил в воде свой перст и коснулся его языка. Сюрреалистические картины изображают грешников подвешенными на крючке за язык, за глаза и так далее. То есть, по сути, та страсть, которая управляла человеком в течение всей жизни, будет мучить его и в аду, потому что не будет достигать своей реализации, ведь там нет тел.
Тела нет, а страсть осталась.
– Да, привязанность осталась. Он привык есть, пить, веселиться, а там этого нет. Зато для любого возможно общение с Богом, которое приносит все и является древом жизни, древом насыщения. Адам в первозданном раю не нуждался даже в одежде, потому что для него Бог был всем. Он был полностью поглощен Богом. И лишь в тот момент, когда свершилось грехопадение, то есть ослушание Бога, нарушилась духовная связь. Бог вышел из сердца человека, и тот все потерял. Получается, рай для каждого из нас – это всегда приобретение Бога в своей душе. Как сказано в Евангелие от Иоанна: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Божественная любовь всегда была в вечности между Святой Троицей – Отцом, Сыном и Святым Духом. И Бог сотворил ангельский и человеческий мир, чтобы мы соприкоснулись с величественной жертвенной любовью, чтобы она проникла в наши сердца и была для нас всем: и пищей, и одеждой, и радостью – полным нашим наполнением.
Есть много описаний рая по откровению Духа Святого у святых. Впоследствии, уже после суда, все воскреснут в своих телах, и это будет жизнь на земле, в прекрасном саду. Господь сказал: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Есть и описания того, что там будут жилища, подобные свету, подобные какому-то золоту, но это очень отдаленное сравнение. Достаточно вспомнить слова апостола Павла: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. То есть описать это невозможно.
Мы можем только понимать, что все награды, окончательные дары будут даны Господом Иисусом Христом после Страшного Суда. И даже состояние рая, где сейчас пребывают души святых, и состояние ада, в котором находятся души грешных людей, это только предварительные состояния до Страшного Суда.
Знаменитый христианский философ Ориген в своем учении о конечности адских мук или апокатастасисе говорил, что спасутся все, даже злые духи и сам дьявол, но на V Вселенском Соборе это учение признали ересью. А святитель Григорий Нисский считал, что муки ада, которые душа человека испытывает на протяжении огромного периода времени вплоть до Страшного Суда, по божественной любви могут сподвигнуть его к тому, чтобы на Страшном Суде он принес покаяние при условии его свободного выбора.
Если же человек жил нечестивой жизнью, ничего, кроме ропота и злости, мучения в нем не вызовут. Конечно же, эти положения не нужно путать с учением о чистилище.
Вопрос от Ольги из Вологодской области: «Читала, что самоубийцы находятся в самых глубинах ада. Скажите, можно ли мне в храме класть деньги в ящички для пожертвований – жертвовать деньги Церкви за брата-самоубийцу?»
– Вопрос очень непростой. Если человек осознанно совершил самоубийство, то это можно назвать самым тяжким грехом, потому что его поступок – хула на Духа Святого. То есть это есть противление Богу и неприятие событий, происходящих в жизни, – страданий, боли и прочего. И, конечно же, это полное противление Создателю и Творцу, Который все сделал для того, чтобы человек жил.
Если человек сознательно совершил этот грех, это говорит о том, что он находился в состоянии озлобления души, неприятия Промысла Божия. У нас есть традиция совершать о таких людях домашнюю молитву святому мученику Уару, а вообще участь такого человека находится только в ведении Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому здесь мы не можем определенно сказать, как все будет.
Если же человек совершил этот поступок, ничего не осознавая, например, он был психически больным или находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то, по большому счету, назвать это самоубийством нельзя. Поэтому иногда бывает так, что Правящий архиерей даже благословляет отпевание таких людей, соответственно, и в записках их можно подавать.
Спасибо, дорогой отче! Благословите наших телезрителей.
– Божия благословения, дорогие братья и сестры! Помоги всем нам Господь достигнуть богообщения.
Протоиерей Игорь Илюшин
Записали: Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ
Священник Стефан Домусчи: Что есть приходская община?
БЕСЕДЫ О ДУХОВНОСТИ