ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Сентябрь 2024 (14)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)
Май 2024 (15)
Апрель 2024 (14)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 3-09-2024, 15:26

Источник информации

Страдания. Препятствия на пути к Церкви. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0









Беседа со священником Александром Зайцевым

По мнению разных известных людей, размышление на тему количества страданий в мире порождает огромное количество атеистов. Потому что они говорят: где же Бог, если в мире столько страдания? Ведь когда у нас друг или кто-то из близких болеет, мы же не оставляем его: помогаем, заботимся о нем. Часто встречаем такую позицию: не было бы столько страданий, если бы Бог был. К сожалению, этот вопрос волнует как верующих, так и неверующих. Вообще, само слово «страдание» для православного человека звучит несколько иначе, чем для атеиста. Какой смысл мы вкладываем в это понятие?
– Страдать можно по-разному. В зависимости от состояния сознания человека, его просвещенности, духовного уровня восприятие и понимание страдания будут разными. Само переживание страдания тоже может быть различным. Один страдает, впадает в депрессию и не видит выхода, а другой переносит страдания с благодарностью и даже пользой для себя. Кто-то через страдания и сострадание, которые обычно очень тесно связаны, может и спасти ближнего. Когда мы произносим слово «страдание», мы, конечно, всегда совершенно логично и естественно вспоминаем страдания Господа нашего Иисуса Христа, которые по церковной традиции еще называют страстями Христовыми.
Когда человек задается вопросом о страдании, в первую очередь его нужно все-таки направить к Евангелию, к Страстной седмице Господа Иисуса Христа, чтобы он понял: даже когда Бог приходит в этот сложный и противоречивый мир, прошедший через грехопадение, в поврежденный мир, где живут люди с поврежденной природой, Он страдает. Он страдает и только через страдания может спасти страдающее же человечество. Бог сострадает, поэтому и идет на страдание. Он любит людей и сострадает им. Приход Спасителя в мир – высшее проявление любви и сострадания.
Поэтому верующему понять и прочувствовать страдание, боль мира и зло, которое окружает нас, постоянно стучится в нашу дверь, проще. Порой верующие люди – простые. Это наши верующие бабушки. Они как-то даже не задаются этим вопросом. Они просто это принимают. Но ищущий человек (а чаще всего это бывают мужчины, им обычно нужны логические обоснования) этим вопросом задается. Да и мы, наверное, в какой-то период своего пути к Богу тоже задавались этим вопросом. Потому что обойти его думающему человеку просто невозможно.
Я вспоминаю Федора Михайловича Достоевского. Для него это был очень важно. В «Братьях Карамазовых» беседа Ивана с братом Алексеем вся построена на выяснении этого вопроса. Надо сказать, что Федор Михайлович как бы не спешит отвечать на него. Он его просто ставит.
Но ведь Федор Михайлович сам был приготовлен к казни и прошел через страдания и страх смерти.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «Когда у человека нет болезней, скорбей и проблем, он даже и не хочет спасаться и не чувствует такой потребности. Только когда что-то происходит, он сразу бежит к Богу. Можно ли брать на себя какие-то подвиги с расчетом, чтобы Бог не посылал скорби и болезни?»
– Самому придумывать что-то не стоит. Нам и так хватает в жизни всяких испытаний. Тут надо положиться на волю Божию, а не искать себе лишних искушений. Они и так неизбежно придут. Что касается того, почему человек нуждается в страданиях, то это нужно именно потому, что природа наша повреждена. Как мы читаем в Священном Писании, после грехопадения, после той страшной ошибки, которую совершили первые люди, Господь отправляет Адама и Еву в мир, причем с такими словами человеку: земля уже не будет производить той благости, которую ты видел в раю, в поте лица будешь добывать хлеб свой, а земля будет производить волчцы и терния. После грехопадения человек изменился, и мир изменился.
Надо сказать, что это изменение было катастрофическим. Оно коснулось всего состава человеческой природы, в том числе и мира, где живет человек. С тех пор произошло внутреннее разобщение, когда тело разошлось с душой, ум перестал гармонировать с сердцем. Мы перед сегодняшней беседой вдруг вспомнили такую удивительную вещь, что Бог прост по существу. А вот человек сложен. Наша сложность заключается именно в этих внутренних противоречиях, разорванности, что постигло нас после грехопадения. Человек просто обречен на страдания после грехопадения.
Наверное, Бог сказал такие вещи не для того, чтобы наказать человека. Он просто констатировал факт: если вы отошли от Жизни, теперь вы в смерти, вам уже невозможно жить в раю, иначе будет нарушен закон Царствия Небесного. Получается, что страдания – наше собственное изобретение. Ведь зло Бог не сотворил. Это же наша производная.
– Безусловно! Зло и страдания очень тесно связаны. Фактически зло вызывает страдания. Они в первую очередь являются проявлением зла. Но только в первую очередь. Так и страдания воспринимаются человеком как зло. Чаще всего. Но опять-таки только на первом уровне. Потому что есть другой уровень, когда Промысл Божий просто разворачивает эту ситуацию и даже ту беду, которую мы получили: грехопадение, искажение и повреждение природы, разобщение всех внутренних сил, а отсюда страдание и зло. Только Адам и Ева оказались на земле и родили первых людей, и уже Каин убивает Авеля. Это же страшное проявление зла!
Но Бог все равно разворачивает даже эту ситуацию таким образом, что страдание своей другой стороной становится целительным, необходимым. Через страдания человек начинает задумываться. Через страдания он приходит к Богу. Я бы даже больше сказал, что путь самопознания, настоящий, не поверхностный, а глубокий, связан со страданием. Только через страдания мы познаем себя. Через страдания мы приходим к познанию каких-то истин: философских, богословских, иногда даже житейских.
Вот простые примеры. Когда человек чаще всего начинает воцерковляться? После того, как потеряет ближнего, например. Он страдает, болеет, и вдруг через это страдание происходит очищение. Тут можно вспомнить чашу страданий, которую нам всегда будет напоминать Гефсимания, когда Господь по Своей человеческой природе молился и просил избежать страшной чаши страданий.
Но «да будет воля Твоя!»
– Да, это тоже очень важный момент. И наконец после трех таких молений Он совершенно смиряется и принимает чашу страданий как необходимую.
Вопрос телезрителя из Ейска: «Говорят, что страдания – от первородного греха. А ведь первородный грех заключается не в том, что Адам и Ева ходили нагими и стыдились?»
– Конечно, нет. К сожалению, бытует такое неправильное представление, что первородный грех связан с интимным вопросом взаимоотношений Адама и Евы. Это не так.
Первородный грех почему так стал называться? Это первый грех, первооснова греха. В чем было основание греха? В непослушании. Все было дано человеку: блаженство рая, счастье, радость, полнота, гармония. И ради воспитания человека Господь дал маленькую заповедь: все можно, а от древа познания добра и зла вкушать нельзя.
Во-первых, первородный грех заключался в непослушании Богу. Во-вторых, человек послушал не Бога, а дьявола и поступил против воли Божией, совершил дьявольскую волю. Это страшная вещь. Одно дело – просто не послушаться. Например, отец попросил сына что-то сделать, а сын просто это не сделал. Другое дело, когда отец попросил не делать, а сын послушал злых людей и напился, например, или еще что-нибудь. Это ведь совершенно разные вещи. Человек не просто не послушал Бога, но еще и совершил послушание дьяволу. Вот в чем заключался первородный грех, в этом катастрофа этого греха. И все мы – наследники этого первого преступления, несем в себе его последствия.
Это очень важно при размышлении о проблеме теодицеи. «Теодицея» буквально переводится как «Бог» и «справедливость», «оправдание Бога». Почему Благой и Всемогущий Бог допускает зло и страдания? Если эту тему рассматривать вне Библии, вне Священного Писания, вне грехопадения и первородного греха, то будет сложно это объяснить. Человек спрашивает: «Почему я страдаю здесь и сейчас?» Такому человеку надо еще дать перспективу библейскую, чтобы он понял, откуда вообще все пошло. И даже не от Адама и Евы, а еще дальше надо смотреть – от Денницы и отпадения ангельских сил, которые заварили это зло, заквасили его в себе, я бы так сказал.
Мне как-то один ребенок задал очень интересный вопрос: «Батюшка, а как же сатана пал гордостью? Ведь он же был чистый ангел. Откуда в нем гордость взялась?» Не каждый взрослый такой вопрос задаст. Я начал думать, и мне припомнилась такая аналогия. Закваска хлебная передается из одного хлеба в другой, из одного замеса в другой. Но ведь сначала ее как-то получают, существует определенная методика, чтобы заквасить эту закваску, сделать ее практически из ничего. Так и сатана в себе заквасил гордость. На пути противостояния Богу, некоего самомнения он постепенно в себе заквасил это зло. И мы все до сих пор изживаем последствия зла, поэтому страдаем.
Если изживаем. Кто-то это делает сознательно, а кто-то просто страдает. Поэтому исихасты и провозглашали такую замечательную вещь, как любострадание. Когда человек, как говорится, с открытым забралом идет по пути самопознания, богопознания, смирения, сокрушения. Он страдает добровольно, внутренне очищается через сокрушенное страдание и выковывает, лепит из себя фактически нового человека. Если человек этого не делает, к нему приходят другие страдания извне, он мучается, страдает, но, к сожалению, часто не понимает, почему страдает. А нужно понять, что только через страдания ты очистишься, как в огне.
Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Страдания бывают как испытания, или как способ исправить человека, изменить его жизнь (бывает, что человек одумывается), или как наказание. А смерть в результате этих страданий как понимать? Например, мученики спокойно воспринимали смерть. А нам как ее понимать? Смерть же разная у всех».
– Я бы не сказал, что смерть переживалась мучениками спокойно. Все равно это больно, тяжело. Вспоминаю, как кто-то из великих святых умирал, и видно было, что он мучился, страдал. Он говорил братии: «Мне нужно еще время, чтобы покаяться». Все равно это страдание, мука, боль. Другое дело, что Господь облегчает страдания мучеников.
Как священник могу сказать, что Господь облегчает страдания благочестивых христиан. Очень часто мне приходилось сравнивать, как умирает от рака благочестивый христианин и тот, к кому пригласили священника на пороге смерти, чтобы получить хоть какое-то утешение, но, кто, к сожалению, в своей жизни не занимался духовной жизнью, не старался познать Бога, обрести Христа, разобраться в себе как следует. Это совершенно разные страдания. Облегчение от Господа, конечно, бывает.
Вспоминаю одну прихожанку Приозерского подворья Валаамского монастыря: раба Божия Елена, староста храма. У нее был рак печени, она умирала, но как-то удивительно меньше мучилась, чем кто-либо другой в такой же ситуации. Верующего Господь очень укрепляет.
Страдания испытывают все. Другое дело, как мы их переживаем, как в это время молимся, как уповаем на Бога. Господь всегда спешит облегчить нам страдания.
Что касается смерти вообще, то очень важно понять, что смерть стала первым последствием грехопадения...
Потому что человек отказался от Бога как Источника жизни. Соответственно, если он отказался от жизни, появилась смерть.
– Да, он пришел к смерти. Смерть – это та же цепочка страданий. Страдание, смерть, тление (тоже очень важный богословский термин). Именно тление мы получили в наследство от грехопадения. Человек стал тленен. Как говорят философы, рождение – это уже первый шаг к смерти. Как мы рождаемся? Рождаясь, мы уже страдаем. В утробе матери мы пребываем как в раю, блаженно, а само рождение – это серьезный стресс для ребенка.
Христос родился безболезненно, как мы знаем, от Матери Божией. Но сразу после рождения Его ищет Ирод, и Святое семейство бежит в Египет. Вся жизнь Христа – страдание. Как Он говорил, Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8:20).
Как я понимаю, если в этом мире столько страдания, значит, у нас есть возможность сострадать. Например, история с Курской областью: огромное количество людей проявляет сострадание не только в молитвах, но и в конкретной помощи. Удивительно, но сострадание приходит только через понимание страданий чужого человека. Мы это страдание переносим на собственную личность, и в нас возникает сострадание. Получается, что страдание нам необходимо для спасения. Это так?
– Конечно, сострадание очень спасительно. Ведь здесь мы подражаем Христу: Он сострадал человечеству, и Своим страданием Он исцеляет во многом наше страдание. По крайней мере, безысходность нашего страдания. Потому что до Христа страдания человечества были безысходны: человек мучился, страдал, все преодолевал – и все равно попадал в шеол. Это страшно. Пускай там не было адских мук, но все равно это не слишком утешительно, согласитесь. И вот Христос дает избавление от этого. Он говорит: Я вас не могу освободить от страданий совсем, но страдания могут стать для вас целительны и спасительны, особенно сострадание. Знаете, это как гомеопатический принцип, когда подобное исправляется подобным. Страдание исправляется состраданием, потому что когда мы сострадаем, то часть боли другого человека берем на себя и, что удивительно, сами тоже исцеляемся при этом.
Скажу как священник. Мы часто на Исповеди встречаемся с глубоким страданием людей. Они исповедуются не только в грехах, но и делятся своим страданием, своей болью. И если ты при этом сопереживаешь исповедующемуся, сострадаешь ему, то Исповедь не угнетает. Если же священник остается как бы бесстрастным (хотя это не бесстрастие, это скорее временное безразличие), то исцеляющего воздействия Исповеди, как на исповедующегося, так и на принимающего Исповедь, может не произойти.
Поэтому не надо бояться сострадать. Сострадание – великое лекарство. Господь же об этом в Евангелии говорит: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. Как можно отдать свою душу за ближнего своего? Состраданием, оно может выражаться в конкретных действиях (можно на амбразуру лечь), а может выражаться в глубоком сочувствии. Но чаще всего сострадание сопровождается все-таки реальной помощью.
Если, например, нет денег, нет возможности конкретно чем-то помочь, всегда есть возможность помолиться.
– Помолиться, утешить, разделить скорбь, побеседовать. Я как священник часто встречаю случаи в своей практике, когда даже простая беседа, очень доверительная и сострадательная, действует как лекарство. Люди благодарят, говорят, что им стало легче. Это удивительные вещи.
Человечество сегодня хочет избежать страданий, найти какое-то генетическое лекарство от смерти, избежать всяких болезней, боли. Женщины уже не хотят рожать детей, потому что это больно. Это, конечно, опасный путь, это неправильно.
Какой ужас – жить вечно.
– Слава Богу, что мы не живем вечно, что есть страдания и смерть, которые останавливают беззакония человеческие и безумие человеческое.
У апостола Павла было жало в плоти, он тоже страдал, и Господь ему сказал: довольно для тебя благодати Моей, – и не избавил его от этого жала в плоти. Если в нашей жизни нет страданий, мы неправильно живем.
– Духовно-творчески надо воспринимать страдания, отрабатывать их. Очень часто страдание и сострадание помогают сокрушить и очистить сердце от оболочек гордости, которые очень нам мешают.
Благословите наших телезрителей.
– Пусть Господь нас благословит и поможет нам в нашей жизни просветленно переживать те страдания, которые неизбежно выпадают на нашу долю.

Записали: Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
 

В сюжете: страдания Бог вера

 

Просмотров: 167
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru