Неделя 13-я по Пятидесятнице
У нас есть это оружие
Мы с вами живем в городе, исполненном чудес. И пусть современный лик Москвы, огромного мегаполиса, с его новейшей культурой, с его техническими достижениями, не мешает нам близко к сердцу воспринимать исторический духовный стержень Первопрестольного града, который формировался вокруг горячей веры людей, который закалялся силой молитвы и силой духовного подвига.
Иногда нам кажется, что Господь нас не слышит и Божия Матерь не слышит. Каждый из нас через это проходил. Вроде и горячо молишься – а ответа не получаешь. В том не Господь виноват – в том виноваты мы. Значит, что-то происходит в нашем сознании. Не молимся ли мы так, на всякий случай, не будучи уверенными, что именно молитва нам поможет? Но когда мы обращаемся к Царице Небесной как к последней возможности, тогда концентрируются все силы. Так бывает, например, когда человека постигает неизлечимый недуг: несчастный понимает, что никакая современная медицина ему не поможет, что он обречен, – и такой силы молитва исторгается из его сердца, что он получает чудесное избавление.
Наверняка так же усердно молились и тогда, в 1591 году, москвичи. У них не было другой возможности спастись, и они всё свое упование, всю свою надежду обратили к Царице Небесной. Мы не можем так молиться каждый день: эта молитва требует колоссального сосредоточения сил. В такой молитве концентрируется вся человеческая личность, всё, что было с человеком и хорошего, и плохого, и это движение к Богу и приводит в действие ответное движение Божественной благодати.
Не каждый и не всегда может так молиться, но мы должны помнить: у нас есть это оружие. Может быть, кто-то приберегает его действительно на тот час, когда другого выхода уже не будет. Но для того чтобы эта молитва воздействовала на течение обстоятельств, мы должны уметь молиться. У нас должен быть навык молитвы, мы должны чувствовать Божие присутствие, мы должны поставлять себя пред лицом Божиим, мы должны исповедовать свои грехи, мы должны причащаться Святых Христовых Таин, мы должны быть православными людьми не по социологическим опросам, а по своим глубоким убеждениям и по образу жизни, как были православными людьми, горячо верующими и любящими Бога, наши благочестивые предки.
Из проповеди по окончании Литургии в Донском ставропигиальном монастыре 1 сентября 2014 года, в праздник Донской иконы Божией Матери
Доброта в сердце – это величайшее сокровище
Сегодня Русская Православная Церковь уделяет очень большое внимание молодежи, детям, образованию, потому что от того, как сформируются детский ум, детское сердце, будет зависеть не только личное благополучие ребенка – будет зависеть благополучие всей страны. И поэтому я очень рад видеть здесь гимназистов, которые обучаются в православной гимназии. Помогай вам Бог, мои дорогие дети, возрастать от силы к силе, становиться умными, образованными, сильными и физически, и духовно, но самое главное – становиться добрыми.
Я говорю это всем детям, всем школьникам, с которыми я встречаюсь, потому что доброта в сердце – это величайшее сокровище, которое постоянно работает на самого человека. Казалось бы, доброта связана с тем, что мы от себя отдаем. Добрый человек отдает время, деньги, заботу, любовь, внимание. А на самом деле он себя обогащает, потому что чем человек больше себя отдает, тем он больше получает, в первую очередь – от Бога, Который рядом с таким человеком, но также и от благодарных людей. Поэтому формировать эту сердечную доброту очень важно с самых ранних детских лет.
Когда вы общаетесь друг с другом, старайтесь не огорчать друг друга, не обижать, а помогать всякий раз, когда чувствуете, что кто-то в вашей помощи нуждается. И тогда вы поймете, сколь велика сила доброты. Добрый человек располагает к себе других. У доброго человека в большинстве случаев счастливая личная, семейная жизнь. А почему? А потому что навык доброты очень важен в семейной жизни. Когда муж отдает себя жене, а жена отдает себя мужу, когда это делается бескорыстно, то это скрепляет узы между супругами. То же самое относится и к отношениям детей и родителей.
Доброта является фактором, объединяющим людей, и, может быть, не столько фактором, сколько главной и основной причиной. Где нет доброты, там нет человеческой общности, там нужно эту общность поддерживать силой закона, принуждением, судебной системой, наказаниями. А мы знаем, что все эти средства хороши лишь только для того, чтобы ограничить зло в обществе. Но все эти средства не способны усовершенствовать человека и человеческое общество.
У Церкви есть что сказать современному человеку
<…>
Очень важно, чтобы сегодня Церковь была способна к постоянному диалогу с современными людьми. Диалог предполагает обмен. У Церкви есть что сказать современному человеку, но для того, чтобы ее слово было убедительным, надо, чтобы Церковь была способна слышать человека, его скорби и воздыхания, его чаяния и надежды. Церковь не должна замыкаться только в самой себе. Если она замыкается, она превращается в гетто, внутри которого люди себя хорошо чувствуют, потому что рядом те, кто разделяет их убеждения. Но гетто не способно влиять на окружение. Именно поэтому Церковь призвана слышать, слушать людей и строить свои пастырские программы, исходя из реальных потребностей человека.
То, о чем я говорю, это не только дело архипастыря, это дело каждого священника, каждого прихода. Наши приходы должны быть местами, куда люди устремлялись бы не только для того, чтобы помолиться (хотя в первую очередь, чтобы помолиться), но где они обретали бы душевный покой, где бы их понимали, поддерживали. Каждый приход должен стать общиной верующих людей, связанных и убеждениями, и взглядами на жизнь, и, одновременно, общими добрыми делами.
Из слова к верующим, произнесенного при посещении Троицкого кафедрального собора в Псковском кремле 3 сентября 2014 года
Церковь отмеряет свой шаг тысячелетиями
Когда сегодня под действием, несомненно, темной силы предпринимаются попытки разрушить связи между Киевом и Москвой, подвергнуть сомнению эту законную преемственность Москвы как Первопрестольного града всей Русской Церкви, когда предпринимаются попытки посеять ненависть в нашем народе, когда эти попытки привели к кровопролитию, Церковь наша занимает ту единственную позицию, которую она должна занимать: она примиряет всех. Потому что Церковь взирает на историю не краткого периода, что присуще политикам и многим людям, которые имеют земную власть, – Церковь отмеряет свой шаг тысячелетиями, и потому она имеет особое духовное зрение. И сегодня, прозревая трагедию нашего народа – междоусобную брань на Украинской земле, – мы непрестанно молимся, в том числе и святителю Петру, чтобы он, положивший многие усилия для сохранения единства Руси — и Владимира, и Галиции, и Волыни, и Киева, и Новгорода, и Ярославля, – непрестанно молился о сохранении духовного единства всего нашего народа, населяющего пространство от Тихого океана до Карпатских гор, от северных морей до Черного моря.
Мы как народ и как Церковь не претендуем ни на какие политические объединения, которые являются значимыми, опять-таки, для людей, отмеряющих время короткими промежутками. Но мы никому не дадим попрать благоговейную память, а значит – и сознание народа, связанного тысячелетней единой духовной историей, единством нашей Церкви. И в эти тяжелые времена междоусобной брани на востоке Украины мы возносим молитву о примирении людей, о том, чтобы Господь исцелил язвы, исцелил болезни, укрепил в духовном единстве наш народ, сохранил его свободным, независимым от чужеземных влияний, способным устроять свое будущее на основе того духовного фундамента, который был положен святым равноапостольным князем Владимиром, который взращивался митрополитами Киевскими, Киевскими и Владимирскими, Киевскими и Московскими, Московскими и всея Руси митрополитами и Патриархами.
Кому же мешает это духовное единство? Оно ведь не претендует на политическую организацию. Оно может мешать только тем людям, кому мешает наша Церковь. Потому что очевидно, что Церковь никогда не отождествляла себя ни с одной формой правления и ни с одной политической структурой, ибо она несет ответственность пред Богом за весь народ, крещенный в Киевской купели, за всех его преемников, за всех, кто несет на себе печать этого крещения.
Из слова по окончании Литургии в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Московского Петра
Русский мир – это цивилизационное понятие
Россия – это страна, особенно в нынешних границах – Российская Федерация как часть некогда великой Российской империи – это современная демократическая страна европейского типа. Ее отличают от других стран наличие многих национальностей, различных религий; но самое главное, что отличает Россию, от других стран, – это ее история, ее традиции и система ценностей, которые в этой стране по милости Божией сохранились.
Но если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Одно это понятие – Русский мир – выводит из себя наших противников, в том числе и те националистически настроенные силы на Украине, которые пытаются в России видеть врага, а в Русском мире – страшную политическую доктрину, направленную на ограничение суверенитета Украины, на порабощение Украины Россией. И уж как достается всем, кто смеет употребить одно только словосочетание Русский мир!
Сейчас приходят трагические сведения о том, что иногда, допрашивая людей, эти люди из иного лагеря, которые не приемлют понятия Русский мир, спрашивают, искушая человека: не являешься ли ты сторонником Русского мира? И если тот мужественно отвечает, что да, его уничтожают. Ну а если сил не хватает сказать «да», человек молчит или говорит что-то, что приятно услышать истязателям.
Мне многократно приходилось говорить на тему Русского мира. Но в этот раз я начну с хорошо всем известного примера – с «Повести временных лет», первой сводной русской летописи. Это наш исторический хронограф, как говорят, важнейший источник национальной истории. Летопись была написана не в Москве, как вы понимаете, которой тогда не существовало, не в Санкт-Петербурге, который тем более не существовал тогда, а была написана в городе Киеве, в Киево-Печерской лавре. И начиналась она словами: «Откуда есть пошла русская земля…» И никто в Киеве не называл себя украинцем, а все называли себя русскими, русичами. Так называли нас и древних наших предков и византийцы: руссы. Когда россы – так звучало по-гречески – наступали на Константинополь в качестве врагов, ибо были в то время язычниками, то произносили эти слова со страхом, молились Господу, чтобы россы не вошли в Константинополь. Не было другого наименования у людей, живших в Киеве и по всем просторам тогдашней Руси. Вот оттуда Русский мир, от летописи нашей, от преподобного Нестора летописца.
Но наименование «русский» сохранилось не повсеместно. В основном это слово употребляется по отношению к тем жителям Руси, которые располагаются и располагались ранее на Севере, Северо-востоке, Северо-западе. Но есть и в южных частях те, кто до сих пор называет себя русскими или русинами. Это те, кто живет в Закарпатье. И название это не сегодняшнее, не политизированное, а древнее, с тех самых летописных времен.
Русский мир – это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир – от киевской купели крещения. Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами: и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную.
Поэтому Русский мир – это цивилизационное понятие. Оно не политическое, как бы ни хотели превратно толковать это сегодня некоторые люди в угоду своим собственным политическим интересам. Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык – это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией.
Но в современном глобализирующемся мире очень важно оберегать свою собственную цивилизацию, потому что если она исчезает, то пропадает огромная часть всемирной культуры и общечеловеческой цивилизации. А почему? А потому что все эти цивилизационные модели, которые существуют сегодня, – и модель западноевропейская, которая вышла из латинской культуры (в свое время эту цивилизацию называли римским миром; это был Рим, это была его культура, принявшая христианство), и другие мощные цивилизации: арабская, исламская, китайская, индийская – все они и составляют красоту и многообразие общечеловеческой цивилизации. И если кто-то скажет, что восточные славяне, объединенные единой верой, единой исторической традицией, не имеют права на свой духовный и культурный мир, то разве только какими-то политическими предпосылками можно объяснить такой абсолютно неправомерный подход к самой возможности для братских славянских народов иметь общее духовное и культурное пространство.
Сегодня действительно идет борьба за это пространство. Если мы говорим сегодня об этом, то, конечно, это наше заявление проистекает от актуальности того, что сейчас именно происходит. Но если посмотреть на историю, то ничего нового не происходит. Не всегда были мирными отношения между цивилизациями. Мы знаем, что часто их границы обагрялись кровью. Нам, правда, казалось на исходе XX века, что наступило время мирного сосуществования этих цивилизаций. И когда некоторые футурологи, западные ученые стали говорить о войне цивилизаций, то, может быть, с наибольшим протестом эту концепцию войны цивилизаций восприняли именно у нас, в славянском мире. Потому что совершенно чужда нашему мировосприятию всякая война с людьми иных взглядов и иных убеждений, ибо в центре цивилизации, к которой мы принадлежим, – евангельские ценности или, для тех, кто Евангелие не принимает, относясь к иным религиям, ценности их собственной религии, которые во многом в нравственном плане пересекаются с евангельским посланием.
Это религиозное измерение Русского мира является источником миролюбия наших людей. Непросто сегодня хранить эти ценности. Но нужно понимать, что без этих ценностей не будет существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народ, а всё будет переплавлено в некоем котле цивилизаций. Есть такая концепция – плавильный котел: всё переплавить, чтобы достичь мира. Но не получается. И пример современной западной цивилизации, которая встала на путь этого плавильного котла, убеждает нас, что ничего в этом котле не переплавляется, а сохраняются и противоречия, и проблемы. И люди, несогласные быть переплавленными с другими, стремящиеся сохранить свою самобытность, борются против этой страшной перспективы раствориться в одном общем пространстве.
Итак, сохранение цивилизаций, в том числе Русского мира, – это наша общая задача. Не для того, чтобы воссоздавать какие-то политические конструкции, строить новые империи, создавать военные блоки, совсем не для того. А для того, чтобы хранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков.
Из ответа на вопрос телезрителя программы «Слово пастыря» о месте России в современном мире, выпуск от 6 сентября 2014 года
Бодрствование без веры немыслимо
Сегодня за Литургией читался небольшой отрывок из письма, которое апостол Павел направил жителям Коринфа (1 Кор. 16: 13–24). Это был процветающий портовый город, перекресток дорог между западом и востоком, где соединялись культуры, где практиковались разнообразные языческие культы, – чего только не было в просвещенном и надменном Коринфе! Трудами апостола Павла там была основана христианская община, и вот, обращаясь к ней, апостол произносит слова, которые мы слышали сегодня во время Литургии. Обращаясь к коринфянам, апостол говорит, чтобы они бодрствовали, чтобы основывали свою жизнь на камне веры, чтобы были тверды и мужественны и чтобы всё между ними совершалось с любовью. Два предложения, которые заключают в себе великий манифест жизни.
«Бодрствуйте!» А что значит «бодрствовать»? А это значит не терять контроля над самим собой и над окружающей действительностью. Если во время войны не бодрствуют те, кому положено, то враг незаметно подкрадется и разобьет полки. Но если и в мирное время мы не бодрствуем, если мы самоуспокоены, если мы теряем внимание к окружающему, то мы можем всё разрушить своими руками, мы можем провалить дело своей жизни, мы можем действительно разрушить страну. Ведь мы и были очень близки к тому, чтобы это сделать, – только потому, что перестали бодрствовать, утратили критический, мудрый, исполненный смысла взгляд.
Ну, а что происходит, когда мы перестаем контролировать себя, свое поведение, свое отношение к другим людям? С нами может произойти всё что угодно; глазом не успеем моргнуть, как слабости и пороки начинают разрушать нашу внутреннюю суть. Человек деградирует, потому что исчезло внутреннее бодрствование, чувство контроля над самим собой.
И неслучайно апостол Павел говорит «бодрствуйте», а затем «стойте в вере» – потому что если человек не бодрствует, если он не контролирует себя, если он не умеет критически оценить, что вокруг происходит, то ему не сохранить веры. Вера превратится в обычай, в малозначащий ритуал, она перестанет оплодотворять мысли и быть мировоззренческой основой, а тогда уж никакой веры и не останется.
Но и одно бодрствование без веры немыслимо. Ведь вера – это точка отсчета, это система ценностей. Сегодня, чтобы разрушить нравственное начало жизни, наши национальные культурные устои, некоторые нам говорят: нужно, начиная с детства, разрушать табу, нужно, чтобы не было никаких комплексов, нужно раскрепостить человека, – словно забывая о том, что в человеке присутствует не только ангел, но и бесенок. Если мы раскрепощаем себя, свои инстинкты, если снимаем ограничения, отказываемся от бодрствования, то можем погибнуть.
Вера является системой отсчета, системой ценностей, которая помогает бодрствующему человеку наладить свою внутреннюю жизнь, которая дает мощную мотивацию к укреплению, развитию и нравственному совершенствованию общественной жизни. Без веры не может состояться человеческое общество. И сегодня, когда новые и новые вызовы бросаются тем, кто верит, мы говорим: взгляните на нашу историю! Разве можно быть неверующим человеком в городе Владимире, где всё дошло до нас только потому, что мы сохраняли бодрствование и систему ценностей? Вера помогла нам сохранить и национальное самосознание, и свое патриотическое чувство, и саму жизнь.
Наконец, мы слышали такие важные слова: «будьте мужественны, тверды». И бодрствование легко потерять, и веру растоптать, если нет внутренней твердости, если нет мужества и способности сопротивляться и искушениям в личной жизни, и тому множеству искушений, которым подвергается жизнь народа извне и изнутри.
Но жизнь наша была бы очень суровой, если бы в ней было место только твердости и мужеству. Потому апостол Павел и завершает это обращение к коринфянам словами: «всё у вас да будет с любовью». Делайте всё с любовью, будьте мужественны, тверды, бодрствуйте, веру храните, а друг к другу относитесь с любовью. Многие не понимают, что такое любить людей. Но если на самых близких тепла не хватает – на мужа, на жену, на детей, на родителей, – как можно людей любить? И ответ очень простой: любовь – это та сила, в которой нужно возрастать.
Мы должны научиться по-доброму относиться друг к другу
Как спортсмен не может удержать победы, если он не тренируется, не возрастает физически, так и в любви возрастать невозможно, если человек не тренирует себя в этой любви. И этой тренировкой является доброта. Мы должны научиться по-доброму относиться друг к другу. Не надо иметь зла в сердце, даже если вы не согласны друг с другом. Не злитесь, не сжимайте зубы, не желайте зла другому человеку. Это и есть начало любви, и если человек возрастает в доброте, если он не может пройти мимо несчастья другого, если он готов помочь хотя бы чем-то: вниманием, временем, заботой, копеечкой, разделением каких-то скорбей, – то с этого начинается любовь, и тогда твердость и мужество перестают быть жесткой и опасной силой, они гуманизируются, они наполняются Божественным светом, и жизнь становится счастливой.
Из слова после Литургии в Успенском соборе г. Владимира 7 сентября 2014 года, в празднование 800-летия Владимирской епархии
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл