11 декабря в Московской Финансово-юридической академии МФЮА состоялась очередная встреча молодёжного клуба «Донской». Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) поразмышлял перед собравшимися на тему «Мир и меч». «Правмир» предлагает читателям краткое содержание прозвучавшего выступления.
Период Рождественского поста – большое предпраздненство Рождества Христова. От этого события ведётся летоисчисление, которым пользуются даже богоборцы.
В своё время французские революционеры пытались ввести свой календарь – от революции. Как будто революция – событие более великое, чем Рождество.
Причём в календарь они ввели декады, а наши революционеры потом вводили пятидневки – чтобы невозможно было исполнить заповедь о седьмом дне. Но ничего у них не вышло.
Ещё немного – и мы услышим рождественские песнопения, в которых сказано: «Яко с нами Бог».
Не тот мир и другой меч
Первые слова, которые прозвучали в момент Рождества, пастухи услышали от ангелов: «Слава в Вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение». То есть были проповеданы мир и благоволение – доброжелательство. Но в то же время в Евангелии сказано: «Не мир принёс, но меч». Как это совместить?
Дело в том, что мир, обещанный Богом, это не нынешние перемирия, когда все терпеть друг друга не могут, но сражения на время прекращают. Мир, обещанный Богом, это вечный покой и безмятежность.
Если Бог уходит из мира, то остаётся Сатана, а он может нас победить, потому что он – самый талантливый ангел. Но Господь, если мы будем с Ним, непобедим.
Когда Господь посылал апостолов, то сказал: «Посылаю вас, как овец среди волков». Апостолов ненавидели и гнали все.
Человек, который отказывается от Бога, остаётся пуст. И ему надо чем-то заполнить эту пустоту. И ещё вокруг него – общество падших грешников, и мы – его часть. Потому что мы тоже преступники – некогда наши прародители преступили заповедь Божию. И ещё – огромное количество падших ангелов. В общем, целая мафия, такая вот большая криминальная группировка.
Когда Господь родился, падшие ангелы забеспокоились. Сатана не дал Христу родиться в нормальных условиях, а потом ещё убил четырнадцать тысяч младенцев. Вот он – меч, а вовсе не такой меч, который подразумевают «борцы за веру» – например, крайние исламские группировки.
Самая сложная битва
А ещё меч – слово Божие. Это – меч очищающий. Ибо наше тело и дух нечисты – обуреваемы страстями. И наши чувства отвлекают нас от Любви Божией на всякие чувства и зависимости. А Слово Божие отсекает нас от этих страстей.
И это – труднее всяких восточных единоборств, труднее войны. Там один раз амбразуру закрыл собой – ты герой. А здесь борьба постоянна.
Даже древние восточные мудрецы говорили, что наблюдать себя тяжелее всего на свете. Будда говорил, что владеющий собой сильнее того, кто победил врага. Лао Цзы говорил: «Кто победил врага – тот силён, кто победил себя – могуществен».
И духовная брань – это постоянная битва, потому что мысли сильны, они могут и до сумасшествия довести человека – вот какая эта битва.
Есть ещё значение слова меч – «жезл железный», которым Господь пасёт народы.
Иногда бывает так, что не просто люди, а целые народы начинают гордиться своей богоизбранностью. И тогда случаются бедствия – плен вавилонский или наш советский плен, в котором мы, считайте, провели семьдесят лет.
Получается всегда обратное
А из дел Сатаны всё время получается обратное. Он умертвил младенцев – но вместо того, чтобы кричать со всеми: «Распни!» – они переселились в селения праведных.
Императоры избивали мучеников, но вместо единиц возникали сотни христиан. Бесы нападали на отшельников – но святой Антоний Великий и другие выработали духовную броню.
Когда христианство стало официальной религией, в неё влилось множество народа, и начались разномыслия. Но апостол Павел сказал: «Должно быть разномыслию между вами, чтобы выявились искусные». Так из борьбы с ересями возникло богословие.
Однако подспудная коалиция между иудеями и язычниками, которые боролись с христианством, остались. Уже во времена Возрождения в Европе началось массовое возрождение языческих начал. А на Руси в это время развивалась ересь жидовствующих.
И по ходу человеческой истории было много антихристианских экспериментов. В начале большевизма в России приветствовали свободное сожительство – до тех пор, пока не увидели, что это вредит государству. Позже у нас стали реставрировать семью – ввели орден «Мать-героиня» и прочее. Однако же идеологи сексуальной революции 60-х годов говорили: «Мы учились у ваших большевиков».
И что интересно, люди, которые оставляют свою веру, становятся нежизнеспособны. Ещё Достоевский говорил: «Русский человек без веры – дрянь». И что мы сегодня видим – у мусульман множество детей, китайцы трудолюбивы, а русские вымирают.
Меч религии не есть меч, с которым преследуют врагов. У Церкви нет воинов – у Неё есть мученики.
Я прочитаю стихи Тимура Кибирова, думаю, их здесь многие знают:
Их-то господь – вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то – гляди, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
Ну, в общем, вы помните, чем там закончилось. Вот какие должны быть православные, а не то, как есть «сотня Иисуса Христа».
Закон гордости
Но больше всего нас подводит гордость: «Ой, мы победили, мы на Олимпиаде победили». Как у Хомякова: «Мы Божий меч, мы – божий щит, у нас закон, у нас пророки».
Перед революцией был такой Антоний Храповицкий, который говорил: «Вот, сейчас мы завоюем Константинополь, переселим турок в Турцию. У нас будет от Кавказа до Яффы полоска русской культуры, и Московский патриарх будет Константинопольским, а Константинопольский – у него викарием. А что в итоге получилось? Народ побежал к большевикам.
А потом то же самое повторилось с большевиками. «Нам нет преград», и проект Дворца Советов, который самые его руководители называли «штурмом неба».
Но, стоило большевикам для планируемого дворца взорвать Храм Христа Спасителя, как в Германии к власти пришёл Гитлер. И, что характерно, на крыльях, фашистских самолётов которые потом начали бомбить СССР, были кресты.
То же характерно и для нынешнего времени. У нас есть представители духовенства, которые расслабились, и готовы привыкнуть и к благополучию и к подаркам. Но нам неполезен покой. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. И беспокойство нам полезно, чтобы мы были внимательны.
Ответы на вопросы
По окончании выступления иеросхимонаху Валентину задали несколько вопросов.
– А вот есть такие общины кочетковцев. Как к ним относиться – это мир или меч?
Есть у Сатаны принцип – разделяй и властвуй. Это он. Но здесь опять проявляется то, о чем говорил апостол Павел: «Должно быть разномыслию».
Но нам нужно следить, чтобы внутри нас был мир, чтобы была мудрость. Чтобы нам не осуждать и не растворяться в чём-то.
Наш меч должен быть мечом молитвы, чтобы Господь дал нам мудрость. Потому что – ну, что такое на самом деле: «С одной стороны православная армия, с другой – сотня Иисуса Христа». Ну, так же не бывает.
– Вы говорите о молитве, а как молиться. Это Иисусова молитва или что?
– Нет-нет, это всё очень серьёзно. Это нужно практиковать под серьёзным руководством.
Такое раньше было: когда в монастыри приходили новоначальные и начинали молиться, кто-то, бывало, перегибал палку. И тогда старцы приводил всех в чувство, выводили из исступления. Конечно, перегибы неизбежны, по-другому нельзя, но всё же.
Молитва всегда была сердцем Церкви. В Греции был Григорий Палама, а у нас – преподобный Сергий. Правда, у нас был и упадок — когда при последователях Иосифа Волоцкого возобладала идея таких общественных монастырей, и туда же поместили всех старцев. Но потом, в XIX веке всё возрождалось. И миряне были в молитву вовлечены – у греков во времена Паламы точно были общины мирян.
Так что вы начните, а руководитель для вас найдётся.
pravmir.ru