Меня часто спрашивают: почему все должны страдать из-за Адама? Вопрос этот очень непростой, ответа же на него ждут простого. Раньше я объяснял, что теоретического объяснения здесь нет, что через жизненный опыт приходит понимание этого противоречия. Но теперь знаю: есть интересное решение — надо простить Адама.
Творец даровал Адаму разум, волю, владычественный ум, Он воцарил в его душе «и иную великую утонченность, сделал ее удободвижной, легкокрылой, неутомимой»1. Человек создан по образу Божию. И как Бог свободен, и творит что хочет, так свободен и человек. По природе своей он удобоизменчив. Может принимать добро, может — зло. Может принимать Божию благодать, может — иную силу. И нельзя его приневолить.
Великое богатство было уготовано Адаму, но принял он ложную мысль, и погиб для Бога. В раю Адам знал сладость любви Божией, но лишился этой любви, и горько, горько плакал. И слезы катились по лицу его. И вся земля слышала плач его, «звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь»2.
За грех Адама и я лишен мира Божиего и Его благодати, не могу вполне любить Бога и ближнего своего. Противление добру, тайное и явное, — вижу в себе, как и двойственность непонятную. Не понимаю души моей, не понимаю тела своего, изменчивость вижу в себе, и — непостоянство. И все потому, что образ в себе имею не только Божий, но и образ Адама: Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
При изгнании Адама из рая даны были ему одежды кожанные — грубое, дебелое тело. С таким телом родился и я. А ведь вначале «тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, — не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою»3. Столь удивительное это было тело, что даже катастрофа грехопадения не сразу смогла сокрушить первобытную крепость организма: Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
930 лет жизни. Напротив рая. На проклятой земле. В поте лица питаясь, со скорбью, — травою полевою, где тернии и волчцы. Все дни жизни своей. Всегда помня о вкушении райской сладости и веселия, которые потерял. В бездне горечи, под палящим солнцем и жестким ветром, терзаемый злыми мыслями. Но не так жалел Адам о рае и красотах его, как о том, что лишился любви Божией. Так могу ли я не простить Адама?
1 преподобный Макарий Великий
2 преподобный Силуан Афонский
3 святитель Игнатий Брянчанинов
Андрей Микрюков
protoinfo.ru