Евангелие от Луки. Глава 5; стихи 1–11:
В те дни стоял Иисус у озера Геннисаретского. Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
Священник Феодор Людоговский: Предлагая нам для назидания и научения Слово Божие, Церковь не имеет в виду сообщить нам какие-то новые факты. Напротив, весь строй богослужения предполагает, что нам многое – почти всё! – известно заранее.
Канон, посвященный празднику или святому, зачастую нельзя понять без предварительного знакомства с событием праздника или с житием святого. Песнопения вечерни и утрени, приуроченные к определенному евангельскому чтению (например, притче о мытаре и фарисее), осмысляют то, что мы услышим лишь на следующий день.
Так и с сегодняшним чтением: эпизод, описываемый в нем, относится к началу проповеди Спасителя – однако он отсылает нас к другому сходному событию, к другому чудесному улову рыбы, который совершился после воскресения Учителя (об этом мы читаем в последних двух из одиннадцати воскресных евангелий на утрене).
Петр забрасывает сети по слову вначале незнакомого, а три года спустя – неузнанного им сперва Человека. Сегодня он повержен в священный ужас чудесным уловом рыбы, а позже – объят великой радостью, ибо уже не удивляется самому чуду, но понимает его причину.
Нынче Петр верит слову незнакомца, после – исповедует веру и любовь к Сыну Божию. Здесь Господь призывает его к ученичеству, там – восстанавливает в апостольстве. Между двумя этими событиями – огромный путь, проделанный Петром, пройденный им рядом со Спасителем.
Мы понимаем (и сам Спаситель об этом ясно говорит), что улов рыбы в обоих случаях указывает на уловление апостолами душ человеческих. Осуществилось ли это в жизни учеников Христовых? Да, они проповедовали Благую Весть еще до страданий, смерти и воскресения Учителя. Но с наибольшей полнотой слова Сына Божия сбылись на них после сошествия Святого Духа: тогда апостолы обошли многочисленные земли, и проповедь их, «в явлении духа и силы», обратила ко Христу сердца многих и многих.
Мы, как и апостолы, – ученики Христовы. Мы тоже призваны к проповеди Евангелия. Какая же проповедь будет успешной? Может быть, нам нужно логически обосновать бытие Божие? Или поразить воображение слушателей извитием словес? Или, смиренно признавшись в собственном бессилии, звать всех своих знакомых в храм, где «батюшка всё вам расскажет и на все вопросы ответит»?
Вчитаемся в слова Писания. Христос говорит Петру: «отплыви на глубину». Хорошая ловля возможна лишь на глубине. До тех пор, пока наши сети находятся у поверхности житейского моря, значительного результата ожидать не приходится.
Встреча человека с Богом может произойти только на глубине, только в сердцевине человеческого естества. И проповедник, миссионер должен спуститься в глубины собственного духа, он должен найти в себе Бога, живущего и действующего в нем с момента крещения, прилепиться к Нему всем своим естеством – волей, сердцем, умом. Ему нужно стать источником, точнее – проводником благодати. И тогда его чистое сердце, его облагодатствованая воля, его открытая Богу душа, его прилепившийся ко Святой Троице ум сообщат Благую Весть лучше и полнее, нежели самые убедительные риторические построения.
Впрочем, Спаситель говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Обращение человека к Богу – прежде всего дело Божие. И нередко лучшим проповедником для забывших Христа людей бываем не мы, христиане, а посылаемые Богом болезни, скорби и утраты. Но, так или иначе, Господь в наши дни приводит к Себе весьма многих. Улов велик, и преемники апостолов оказываются не в силах справиться с ним. Впору звать на помощь. Но кого? Как всегда, жатвы много, а делателей мало.
Будем же молиться Господину жатвы, чтобы Он явил делателей на Своей ниве. Нашей Церкви нужны образованные, энергичные, но главное – цельные, глубокие, искренние и нелицемерные пастыри и миряне-катехизаторы, которые могли бы вытащить рыбу на берег. На тот берег – берег Царства.